Mukaffa писал(а) 09.01.2019 :: 19:28:29:Такой вариант: после разгрома "каганата",
часть русов ушла в Гнездово(Славия),
часть примерно где-то в лесостепи СМК(Арта).
А Куйаба(Мурома-Меря) это уже новая группа русов, чисто с Балтики.
На основании последних исследований сотрудники Археологического музея Удмуртского государственного университета констатировали: «Фиксируется по меньшей мере три волны миграций в Прикамье: две осуществились преимущественно прото-славянскими группами, первая – в III в., вторая – в конце IV в., в южные районы Прикамья и на Вятку и третья волна в Северное Прикамье угорским населением (саргатская культура Зауралья) также в конце IV в. (…) Во второй половине III–IV вв. в Прикамье и на Вятке появилась значительная группа древнеславянского населения. Они оказали влияние на совершенствование железоделательного и бронзолитейного производств финноугров»337. Подтверждают эти выводы археологов и данные гидронимии. Русским названиям главных рек региона Вятка и Чепца соответствуют удмуртские Ватка и Чупчи. Последние гидронимы не объясняются ни из удмуртского, ни из иных финно-угорских языков. На то, что удмуртская этимология реки Вятка невозможна и данное название является славянским, причем очень древним по происхождению, неоднократно обращали внимание лингвисты338
. Торговцы из Артании спускались в Булгар вниз по воде. Последнее обстоятельство говорит о том, что данным водным путем могли быть Волга, Ока и система Белой – Камы.
. Следует также принять во внимание, что Киев и Новгород являлись двумя основными центрами, вокруг которых складывалось древнерусское государство. Никакого третьего центра, сопоставимого с ними по значимости и влиянию, отечественные летописи в ту эпоху не знают. Это обстоятельство можно истолковать двояко: либо летописцы по каким-то соображениям ни разу не упоминали Арту-Арсу, либо она уже не существовала ко времени возникновения и в первые века Древнерусского государства. В пользу последнего объяснения говорит тот факт, что уже начиная с Х в. Древнерусское государство начинает ввозить олово из Центральной Европы344. По всей видимости, последнее обстоятельство было обусловлено тем, что Волжская Булгария перерезала контакты Киева с Предуральем, в результате чего русы были вынуждены искать новые источники этого металла.
Худуд ал-алам» сообщала о вывозе мечей из третьего центра русов. Поскольку под ними исследователи понимали каролингские мечи, из этого делался вывод о западном местоположении этого центра или, по крайней мере, его торговых связях с Западной Европой. Однако в ходе последних археологических исследований на территории Прикамья было обнаружено 118 мечей, относящихся ко II–VI вв. н. э. С учетом того что в эти и последующие века в лесной зоне европейской части Восточной Европы счет обнаруженных мечей идет на единицы, это чрезвычайно много.
Под 1379 г. летописец отмечает, что «вятчане ходиша ратью в Арьскую землю и избиша разбоиников ушкуиников и воеводу ихъ Рязана изънимавше убиша»353.
о покорении Вятки и близлежащих городов (речь идет не о племенной территории племени вятичей, а о притоке Камы, реке Вятке, и стоявшем на ней одноименном городе), летописец отмечает, что московский великий князь Иван III в 1489 г. отправил туда войско, которое «вятчанъ к целованью приведоша, и арянъ к ротѣ приведоша, а вятчанъ бол(ь) ших людеи всѣх и з женами, и з дѣтми изведоша, да и арьских кн(я) зеи. И княз(ь) велики… торговых людеи вятчанъ в Дмитрове посади, а арьских кн(я) зеи княз(ь) велики пожаловалъ, отпустилъ их въ свою землю…»354. Если аряне были подданными арских князей, то мы видим, что летопись не только отличает их от вятчан, но и фиксирует между обеими группами и религиозное различие: если первых московские воеводы приводили к крестному целования, то вторых – к роте, то есть присяге по языческому обычаю.
Говоря о Средней Волге, Вятке и Каме, И.В. Петров приводит следующую статистику: «Начало обращения восточного серебра на данном денежном рынке восходит к VI–VII вв., когда выпадают 4 клада (308 экз.) и 59 отдельно поднятых монет. Размер 3 кладов не превышал 100 монет (Чердынский, 534 г. – 12 экз.; Строгановский, 594 г. – 11 экз.; Шестаково, 610 – 641 гг. – 21 экз.)»306. В обмен на что население этого региона получало восточное серебро в виде сосудов и монет? Практически все исследователи исходят из того, что концентрация богатств является следствием пушной торговли. А.Г. Мухамадиев еще в 1990 г. писал: «Первые известные науке монеты появляются в Поволжье и Приуралье в III–IV вв. Как и другие привозные вещи, они оплачивались местным товаром, в основном пушниной»307.
О другой статье экспорта из Арты алИдриси говорит как о свинце, однако, как отмечает И.Г. Коновалова, арабское слово расас в его сочинении хоть и обозначает «свинец», но ранее употреблялось и в значении «олово»328. Относительно черных соболей выше уже говорилось, что единственным местом в Европе, где водятся лучшие породы этого зверя, является только Печора и Уральское Прикамье. Если обратиться ко второй характеристике Арты, то, собственно, в Восточной Европе месторождений олова и свинца нет. Олово относительно недавно было обнаружено в Армении, однако в целом Кавказ чрезвычайно беден им и в древности импортировал данный металл извне329. За пределами нашей страны еще в древности разрабатывали оловянные месторождения в Британии. Однако еще одним источником этого металла, притом более близким, был Урал. В бронзовых изделиях IV–IX вв. из этого региона содержалось от 14,3 до 23,3 % олова. Покрытие предметов тонким слоем олова говорит о том, что жители Северного Предуралья той эпохи знали этот металл и в чистом виде. Кроме того, на реке Илыч, притоке реки Печоры, была найдена пластина из олова вместе с измельченным оловом. На основании этих фактов А.А. Иессен и А.В. Шмидт пришли к выводу, что в Северном Предуралье «олово было хорошо известно и применялось в чистом виде начиная с указанной эпохи V–VIII вв. н. э.