Roxsalan писал(а) 30.01.2017 :: 13:46:11:scriptorru писал(а) 30.01.2017 :: 13:07:07:
Ну и тезисно, если возможно на чем базируется отождествеление аланов с русами? Желательно, так как у процитированного недавно Якобссона. По пунктам, кратко, логично.
Если тезисно то
1) самоназвания с корнем рус известны на юге с древнейших времен, все они имеют отношение к ираноязычному миру. Это признают и Новосельцев и частично Куник и другие исследователи.
2) Арабы связывают русь исключительно с Восточной Европой, часто локализуя ее между булгарми и славянами и помещая среди степных народов. Действует русь у арабов тоже на юге в Предкавказье, в Анатолии( Андалусию не трогаю на долбленках русы туда бы не дошли), причем в Предкавказье начиная с VI века.
3) русь в восточных и западных источниках фиксируется рядом с хазарами, арабы знают русь как славян, как тюрок либо как неких маджусов, которые у Масуди служат хазарам в том числе в качестве войска.
4) Титулы руси (каган , боярин, да и тот же богатырь) имеют степное происхождение. Плюс родовая тамга от которой никуда не уйти.
5) внешний вид руси в описании арабов - степной кафтан, шаровары, сапоги и т.д.
6) археология. Здесь я уже процитирую Березовца и Талиса
" Выкопанная в земле могила в виде большого дома - это известная нам катакомба с дромосом и небольшим входным отворотом, который закладывался каменными плитами или деревянные доской. Катакомба в основном не засыпалась... Такой обычай почти до наших дней сохранился у горских народов Кавказа, в частности у осетин - наследников древних алан. Своих умерших они хоронили в специально построенных склепах с узким лазом, через который вносили покойника. Ему клали сбрую, медную и глиняную посуду, еду. В недалеком прошлом мужчину-воина сопровождала женщина, конь, собака... Подытоживая изложенное выше, мы можем прийти к выводу, что русы арабских и персидских авторов жили между Доном и Северским Донцом и на побережье Азовского моря. Археологические памятники этих местностей исключено салтовские, которые свидетельствуют, что в VIII-X вв. здесь жило многочисленное население, которое и оставило эту культуру. Из этого может быть сделан только один вывод, что это самое населения и имели в виду мусульманские авторы, когда писали о русах. Носители салтовской культуры и есть русы восточных авторов…. Это название вначале было свойственно только какой-то группе аланского населения, жившего в западной части Северного Кавказа, возможно, вблизи Таманского полуострова. Под влиянием арабских завоеваний начала VIII в. это население ушло в район бассейна Дона и принесло с собой свое имя которое стало присуще значительной части населения салтовской культуры. Рядом с именем «руси», видимо, осталась и названия местного населения - аланы, болгары, гузы и иные. Так, например, народ известный под именем зихи, называл себя Садзуа. Так было, наверное, и с другими этническими группами. Из-за того, что имя «руси» было сборное, а для времени после Х в. оно могло связываться с аналогичным именем среднеднепровского населения, возникают значительные затруднения при способе определять, к какой группе населения мусульманские авторы относят это имя.» (Д.Т. Березовец «Об имени носителей салтовской культуры» Археология, т. XXIV, 1970, с. 69.)
" Резюмируя сказанное, приходим к выводу, что топонимы с корнем «рос-», как в восточной, так и в западной части Крыма, обнаруживаются на территории, где со второй половины первого тысячелетия н. э. массовый археологический материал удостоверяет существование населения, близкого населению Подонья и Приазовья. Никакого другого этнически определенного материала раннесредневековые поселения степной и предгорной Таврики не содержат. Этим самым вопрос об этнической принадлежности топонимов с корнем «рос-» решается вполне однозначно. Такое решение обусловлено еще одним аргументом. В одном из поселений VIII—X вв. в Западном Крыму на Тарханкутском полуострове у с. Окуневка раскопано массивное каменное сооружение, которое, по вполне обоснованному мнению исследователя, являлось маяком. Место, где находилось поселение у с. Окуневка, на портоланах называется Rossofar, т. е. росский маяк. Этот факт с несомненностью указывает на развитое мореходство обитателей — росов, что совпадает с известиями византийских авторов о росах, обитавших у Северного Тавра и совершавших нападения морем на Константинополь на многочисленных кораблях еще в IX в. Поскольку росы приходили оттуда, где раньше жили тавры и тавроскифы, на крымских росов и были перенесены эти наименования. Таким образом, крымские топонимы с корнем «рос-» и археологический материал из раннесредневековых поселений Таврикиподтверждают концепцию Д. Т. Березовца о полной или частичной идентификации носителей салтовской культуры с русами у арабских географов. Рассмотренный археологический материал говорит, однако, еще и о другом важном факте. Поселения на западном побережье Крыма, на Тарханкутском полуострове, как и почти все поселения приморского и степного Крыма, погибают в начале X в., что, по-видимому, связано с началом печенежской активности. Отсюда следует, что росы, упоминаемые византийскими писателями до начала X в. как опытные мореходы, это крымские росы. Вопрос о том, почему славяне Приднепровья, начиная с X в., также стали называться росами, или русью, выходит за пределы задач этой статьи. Как бы этот вопрос ни решался, а предлагаемые решения многочисленны и зачастую противоположны ,— ясно одно: Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII—IX вв., т. е. росов.» Д. Л. Талис Топонимы Крыма с корнем «рос». Античная древность и средние века, вып. 10. 1973. )
Хочется напомнить, что обсуждаем мы тематику, тезисно изложенную выше. Конечно, сразу можно отметить, что нет источников, близких по времени к некому гипотетическому Русскому каганату, в котором правят русы-аланы. Кого - либо, вроде Феофана Исповедника, повествующего о аланах-руси...