Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
О единственности Бога и множественности богов (Прочитано 1437 раз)
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
О единственности Бога и множественности богов
05.07.2016 :: 23:46:37
 
Внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы , задаёшься вопросом , почему люди , принявшие Библию как главную книгу своей жизни , считают , что бог единственен для всех народов (употреблено слово "единственен", потому что "един" не означает "единственен". Человек тоже един , но далеко не единственен)? Более того филологический анализ библейских заповедей позволяет установить , что богов много !
Вот цитата из Ветхого завета -
"Исход" (глава 20) - "(2) Я Господь , Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской , из дома рабства , (3) да не будет у тебя других богов пред лицом Моим ."
Так вот , если бы бог был один , не было бы смысла говорить "твой , Который вывел тебя ()". Да и третий абзац звучал бы по другому . Например так - "и нет других богов , кроме Меня". Или верующие подозревают "единственного" бога в незнании языка ?
Употребление же слова "Бог" (с большой буквы) аналогично тому , что мы делаем , упоминая нашу галактику . Для нас она - Галактика ! И это также не означает , что бог один . Единственен лишь Бог .
Наверх
 
Zealot
Представитель администрации форума
На Форуме


Где варяги - там напряги!

Сообщений: 29841
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #1 - 06.07.2016 :: 09:33:29
 
Атик писал(а) 05.07.2016 :: 23:46:37:
Внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы , задаёшься вопросом , почему люди , принявшие Библию как главную книгу своей жизни , считают , что бог единственен для всех народов (употреблено слово "единственен", потому что "един" не означает "единственен". Человек тоже един , но далеко не единственен)? Более того филологический анализ библейских заповедей позволяет установить , что богов много !
Вот цитата из Ветхого завета -
"Исход" (глава 20) - "(2) Я Господь , Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской , из дома рабства , (3) да не будет у тебя других богов пред лицом Моим ."
Так вот , если бы бог был один , не было бы смысла говорить "твой , Который вывел тебя ()". Да и третий абзац звучал бы по другому . Например так - "и нет других богов , кроме Меня". Или верующие подозревают "единственного" бога в незнании языка ?
Употребление же слова "Бог" (с большой буквы) аналогично тому , что мы делаем , упоминая нашу галактику . Для нас она - Галактика ! И это также не означает , что бог один . Единственен лишь Бог .


Так текст пишет не Бог, а человек и обращается он к недавним язычникам.
Наверх
 

Узнала, что внук антинорманист - переписала хату на кота. (с)
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #2 - 06.07.2016 :: 14:32:02
 
Zealot писал(а) 06.07.2016 :: 09:33:29:
Так текст пишет не Бог, а человек и обращается он к недавним язычникам.

Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15616
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #3 - 06.07.2016 :: 15:00:16
 
Атик писал(а) 05.07.2016 :: 23:46:37:
Так вот , если бы бог был один , не было бы смысла говорить "твой , Который вывел тебя ()". Да и третий абзац звучал бы по другому . Например так - "и нет других богов , кроме Меня". Или верующие подозревают "единственного" бога в незнании языка ?

Если так подходить к вопросу, то работайте с  масоретским оригиналом, а не русским переводом.

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #4 - 06.07.2016 :: 22:16:27
 
Amaro Shakur писал(а) 06.07.2016 :: 15:00:16:
Если так подходить к вопросу, то работайте с  масоретским оригиналом, а не русским переводом.

Вы полагаете , что устроивший вавилонское столпотворение  не осознавал тогда , что творил ?
Наверх
 
Zealot
Представитель администрации форума
На Форуме


Где варяги - там напряги!

Сообщений: 29841
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #5 - 07.07.2016 :: 10:30:31
 
Атик писал(а) 06.07.2016 :: 14:32:02:
Zealot писал(а) 06.07.2016 :: 09:33:29:
Так текст пишет не Бог, а человек и обращается он к недавним язычникам.

Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай.


Ну что за вопиющая неграмотность.

Скрижали Завета - это 10 заповедей, а не процитированная вами же Книга Исхода.

Книга Исхода даже по мнению самих иудеев написана Моисеем.

Я уж не буду обращаться к библейской критике, хватит и этого факта.
Наверх
 

Узнала, что внук антинорманист - переписала хату на кота. (с)
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #6 - 07.07.2016 :: 14:41:38
 
Zealot писал(а) 07.07.2016 :: 10:30:31:
Ну что за вопиющая неграмотность.

Скрижали Завета - это 10 заповедей, а не процитированная вами же Книга Исхода.

Исход, глава 20 , стихи 1-17 -

1. И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8. Помни день субботний, чтобы святить его; 9. шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10. а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13. Не убивай.

14. Не прелюбодействуй.

15. Не кради.

16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4518
Пол: male

Морская академия
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #7 - 07.07.2016 :: 14:48:13
 
Zealot писал(а) 07.07.2016 :: 10:30:31:
Книга Исхода даже по мнению самих иудеев написана Моисеем.

Это если верить Ездре, который по памяти за 40 дней воссоздал Книги.
Наверх
 
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #8 - 07.07.2016 :: 15:05:36
 
upasaka писал(а) 07.07.2016 :: 14:48:13:
Это если верить Ездре, который по памяти за 40 дней воссоздал Книги.

Людей с эйдетической памятью не так уж и мало . Да и не в этом дело . Если принимать наличие бога , тогда надо иметь в виду , что такую книгу , как Ветхий Завет , он никак не мог оставить без собственного внимания . Вне зависимости от автора .
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15616
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #9 - 07.07.2016 :: 15:15:06
 
Атик писал(а) 07.07.2016 :: 14:41:38:
Исход, глава 20 , стихи 1-17 -

Исх 34:14—26

Прочтите здесь 10 заповедей.

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #10 - 07.07.2016 :: 15:37:13
 
Amaro Shakur писал(а) 07.07.2016 :: 15:15:06:
Исх 34:14—26

Прочтите здесь 10 заповедей.

Это не те скрижали , и не Бог давал заповеди , а Господь .
Исход 34:1 - "И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним"
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15616
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #11 - 07.07.2016 :: 16:58:56
 
Атик писал(а) 07.07.2016 :: 15:37:13:
и не Бог давал заповеди , а Господь .

В чем разница?

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #12 - 07.07.2016 :: 21:08:53
 
Amaro Shakur писал(а) 07.07.2016 :: 16:58:56:
В чем разница?

В начале второй главы книги Бытия - "таково происхождение (1)неба и (2)земли в то время , когда Господь Бог создал (1)землю и (2)небо".
Наверх
 
Александр Г
+
Вне Форума



Сообщений: 739

мех-мат МГУ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #13 - 07.07.2016 :: 22:39:28
 
Атик писал(а) 05.07.2016 :: 23:46:37:
Внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы , задаёшься вопросом , почему люди , принявшие Библию как главную книгу своей жизни , считают , что бог единственен для всех народов (употреблено слово "единственен", потому что "един" не означает "единственен".


1) Если мы берем за точку отсчета Библию, то это интересный подход, но здесь как мне кажется возможно два варианта - первый, с позиции христианской ортодоксии и богословия -- мне лично очень сильно не близко и непонятно, но для других людей безусловно может быть близко и понятно. Второй, естественно научный и логический подход, анализ текстов и истории, критический не догматический подход -- мне бы это было интересно, но не знаю мыслителей или ученых, христиан или нет, которые могли бы быть образцами глубины и разработки такого подхода, которые бы честно и глубоко разбирали те или иные проблемы, в том числе и проблемы Бог или бог - один или речь должна идти о множестве.

2) Мне кажется более проработаны (по крайней мере для меня), аргументированы и логично понятны представления в индуизме (буддизм эти представления тоже разделяет, по крайней мере Тибетский буддизм) - там речь идет о днях и годах Брамы, циклы, циклы, есть точное представление о текущем статусе нашего цикла -- подробнее об этом можно почитать к примеру в Бхагавате Пуране ( у буддистов у Джамгона Контрула о множественности миров - совпадений поразительно много). Тот Брахма который создал наш мир - Вселенную, Млечный Путь и другие галактики, многообразие миров -- земли, раи, ады и т.д. -- то над тем "нашим" Брахмой есть Сверх Брахма, о котором "наш" Брахма практически ничего не знает и не понимает Его Образ Бытия и Реализации, ибо по свидетельству "нашего" Брахмы Его Жизнь можно сопоставить со Сверх Брахмой как человека с жизнью комара, который живет несколько дней.

Господь или Бог - Творец по индуски  - это Брахма

3) Мне ближе буддийский подход -- у нас людей есть реальные серьезные и важные проблемы -- как правильно и благородно жить, как избежать страдания и помочь всем живым существам достичь Пробуждения - т.е. стать Буддою -- это близкий аналог светского понятия Вечного Счастья и Блаженства, и близко христианскому - Спасению.

Есть Бог, нет Бога -- все одинаково для достижения решения наших реальных серьезных задач -- Восьми ступенчатый Благородный Буддийский Путь.

Будет ли Бог или другие высшие или земные существа помогать нам -- ради бога, только надо быть трезвым в мышлении и в логике понятий и поведения -- не обманывать, как минимум самого себя. Буддистам не запрещается за помощью обращаться к богам или Богу, но опыт говорит, что реально и серьезно помогают братья и сестры по общине, множество монахов и учителей, и очень много не-человеческих защитников, которые реально и сильно помогают буддистам (полагаем, большинство из них бывшие буддисты - люди, сами Будды и Бодхисатвы тоже таковы!) -- поэтому в реальной жизни, для буддистов совершенно достаточно и что особенно важно: это надежно и на это можно полагаться -- а это очень важно, ибо важно четко и надежно решать поставленные задачи и достигать результат, тем более такой важный Результат.

Итак, важно задавать правильные и насущные серьезные духовные вопросы -- обычно на такие вопросы по жизни можно найти или получить ответ.

Является ли вопрос о количестве богов или единственности Бога таковым -- решайте сами Смайл

С уважением



«Есть боги или нет богов — это ничего не меняет в моей концепции мира».

Шанкарачарья, один из великих индийских учителей Адвайты
Наверх
« Последняя редакция: 08.07.2016 :: 13:04:34 от Александр Г »  
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10516
Пол: male
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #14 - 08.07.2016 :: 09:16:26
 
Атик писал(а) 05.07.2016 :: 23:46:37:
Так вот , если бы бог был один , не было бы смысла говорить "твой , Который вывел тебя ()".


А с чего Вы взяли,что эти слова надо понимать как идентифицирующий признак, а не как напоминание о совершенном для блага оных персонажей деянии,за которое те как минимум должны быть очень даже благодарны?
Наверх
 
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #15 - 08.07.2016 :: 12:32:07
 
Александр Г писал(а) 07.07.2016 :: 22:39:28:
важно задавать правильные и насущные серьезные духовные вопросы -- обычно на такие вопросы по жизни можно найти или получить ответ.

Является ли вопрос о количестве богов или единственности Бога таковым -- решайте сами

Если б ещё знать эти "правильные и насущные серьезные духовные вопросы".
Но , думаю , знание количества богов никак не может помешать духу . По крайней мере в этом вопросе он не будет безграмотным и невежественным .
Наверх
 
Атик
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29
Пол: male

БашГосУниверситет
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #16 - 08.07.2016 :: 12:49:57
 
EvS писал(а) 08.07.2016 :: 09:16:26:
напоминание о совершенном для блага оных персонажей деянии,за которое те как минимум должны быть очень даже благодарны

Даже если это и так , есть ещё вторая часть - "да не будет у тебя других богов пред лицом Моим".
Хотя и по первому пункту я склонен видеть лишь констатацию отличительного от других богов признака . Иначе слишком мелочно для бога .
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15616
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #17 - 08.07.2016 :: 17:30:28
 
Атик писал(а) 08.07.2016 :: 12:49:57:
EvS писал(а) 08.07.2016 :: 09:16:26:
напоминание о совершенном для блага оных персонажей деянии,за которое те как минимум должны быть очень даже благодарны

Даже если это и так , есть ещё вторая часть - "да не будет у тебя других богов пред лицом Моим".
Хотя и по первому пункту я склонен видеть лишь констатацию отличительного от других богов признака . Иначе слишком мелочно для бога .

А вообще прикольно выходит. Обоснование некого многобожия цитатой из Библии. Причем цитатой лично Его.

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Беляков
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 89
Пол: male

МИЭМ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #18 - 11.12.2016 :: 09:39:24
 
А вообще-то первым это сделал еще Симон Маг в "Псевдоклементинах".
Наверх
 
Беляков
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 89
Пол: male

МИЭМ
Re: О единственности Бога и множественности богов
Ответ #19 - 12.12.2016 :: 01:23:30
 
Вот, кстати, отрывок из "Псевдоклементин":

Потом была поездка в Лаодикею и много иных, когда же Симон прознал про
намерение Петра обратить в Веру Фауста, сторонника Симона, он наконец
встретился с Петром, приехав из Антиохии и войдя к тому вместе с
Афинодором Эпикурейцем и говоря:
- Я слышал, ты обещал вчера Фаусту доказать сегодня, приводя аргументы в
обычном порядке, начиная с Того, кто Господь вселенной, о котором мы
должны говорить, что Он один есть Бог, и что нам не следует говорить,
что есть иные боги, поскольку тот, кто поступает иначе, будет наказан
навек. Но превыше всего я изумляюсь безумству твоих надежд обратить
мудреца, ушедшего далеко вперед за годы, в сравнении с тобой. Но ты не
преуспеешь в своих планах, тем более, что я присутствую и могу тщательно
опровергнуть твои лжеаргументы. Поскольку возможно, что не будь я рядом,
мудрый старик мог бы быть запутан, не имея критического знакомства с
книгами, в которые верят среди евреев. Сейчас я буду многое опускать,
дабы я мог скорее опровергнуть то, что ты обещал доказать. Посему
начинай говорить обещанное перед нами, знающими Писания. Но если, боясь
нашего опровержения, ты не пожелаешь исполнить свое обещание в нашем
присутствии, это само по себе будет достаточным доказательством того,
что ты неправ, поскольку ты брался говорить в присутствии тех, кто знает
Писания. А теперь, зачем мне ждать, пока ты мне скажешь, когда я имею
самого удовлетворительного свидетеля твоего обещания в лице
присутствующего старца?
Сказав это, он обратился к отцу Климента, говоря:
- Скажи мне, замечательнейший из всех людей, тот ли это человек, что
обещал тебе доказать сегодня, что Бог един, и что мы не должны говорить
или думать, что есть какой-то другой бог, и что тот, кто действует
иначе, будет покаран навек как самый отвратительный грешник? Откажешься
ли ты мне ответить?
Отец же Климента свидетельствовал положительно, предложив, однако, обоим
защитить свою точку зрения, на что Симон ответствовал:
- Я сделаю так, как ты скажешь; но боюсь, как бы ты не погрешил против
истины, уже имея пристрастие к его аргументам.
Отец Климента засим утверждал, что его пристрастия скорее на стороне
Симона, который спросил тогда:
- Как это так, когда ты не знаешь, в чем состоят мои мнения?
И дискуссия началась типовым выступлением Петра, которое Симон теперь
оспаривал так:
- Я придерживаюсь того, что Писания, в которые верят среди евреев,
говорят, что есть много богов, и что Бог не сердится на это, поскольку
Он сам вещал о многих богах в Своих Писаниях. Например, в самых первых
словах закона, Он очевидно говорит о них как равных Ему. Ибо написано,
что когда первый человек принял завет от Бога есть с любого дерева в
саду, но не есть с дерева познания добра и зла, змей убедил их
посредством женщины, через обещание, что они станут богами, убедив
познать, и когда те познали, Бог сказал, "вот, Адам стал как один из
Нас". Когда затем змей сказал, "вы будете, как боги", он ясно говорил в
уверенности, что боги существуют; тем более, что Бог добавил к его
признанию, сказав "вот, Адам стал как один из Нас". Змей, затем, сказав,
что есть много богов, не говорил лживо. Опять, писание "Богов не
злословь и начальника в народе твоем не поноси" указывает на многих
богов, которых Он даже не хочет и проклинать. Но и где-то еще написано,
"покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды [другого]
народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и
мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш".
Когда он говорит "покушался ли какой бог", Он говорит по предположении,
что другие боги существуют. И еще где-то: "боги, которые не сотворили
неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес". И в другом месте, когда
говорится, "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы
твои", говорится так, будто бы другие боги существовали, которым нельзя
следовать. И опять: "имени других богов не упоминайте; да не слышится
оно из уст твоих". Тут упоминаются многие боги, чьи имена нежелательно
называть. И снова написано, "Господь, Бог ваш, есть Бог богов". И опять:
"Кто, как Ты, Господи, между богами?" И еще: "Бог ваш есть Бог богов". И
опять: "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд". Поэтому я
теперь спрашиваю, коль скоро есть так много отрывков на письме,
подтверждающих, что существует много богов, ты утверждал, что мы не
должны ни говорить, ни думать, что есть много. Наконец, если у тебя есть
что-либо сказать так же отчетливо, говори в присутствии всех.
Петр произнес речь, приводя обратные примеры из Ветхого Завета. И Симон сказал:
- Мое первоначальное соглашение с тобой было таково, что я должен
доказывать из Писаний, что ты неправ, придерживаясь того, что мы не
должны говорить, что есть много богов. Соответственно, я представил
много письменных отрывков, чтобы показать, что божественные Писания сами
говорят о многих богах. Слушаешь ли ты, Петр, что я говорю? Мне кажется,
ты грешишь, говоря против них, тогда как Писание говорит, "Богов не
злословь и начальника в народе твоем не поноси".

Кстати, последний перевод в русском варианте
звучит, как "Судий не злословь", поскольку современному еврею уже не
приходит в голову другой перевод слова "элохим" как богохульственный -
вот она, разность суждений!
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать