О работорговле в Крымском ханстве.
"...Начнем с записок турецкого путешественника Эвлии Челеби, побывавшего в Крыму в шестидесятых годах XVII века. Его трудно заподозрить в предвзятости. О крымских татарах он отзывался по большей части в превосходных тонах, всячески превознося их воинские доблести. Ниже приведен фрагмент из «Книги путешествия» Челеби. «Все неверные в своих странах боятся татар... На все четыре стороны света они идут на государства неверных, обреченных попасть в ад, грабят их и уводят, стенающих, в плен. Они захватывают детей и взрослых, жен и дочерей. Пленников с разбитыми сердцами и связанными ногами они всячески мучают, кормят их конской кожей, внутренностями и кишками. Всех неверных с детьми и родственниками они отправляют в земли ислама, где те удостаиваются счастья быть обращенными в мусульманство...» Упоминает Эвлия Челеби и о невольничьем рынке в Гезлеве (нынешней Евпатории): «Невольничий рынок находится за воротами порта. Каждый день там продается много сотен невольниц и возлюбленных красавцев». Свои наблюдения оставил для потомков и литовский посол в Крыму Михалон Литвин (XVI век). Вот цитата, которая дает ясное представление об основном, выражаясь современным языком, источнике доходов крымцев: «И хотя владеют перекопские татары скотом, обильно плодящимся, все же они богаче чужеземными рабами-невольниками, почему и снабжают ими и другие земли. Ведь у них не столько скота, сколько невольников... Ибо все их торги и места сбора податей полнятся только товаром этого рода, на который к тому же у них всегда спрос, он годится и для торговли, и для залога, и для подарка...» Наблюдения литовского посланника подтверждаются записями в так называемых кадиаскерских книгах — а это документы, лишенные всяких эмоций и только фиксирующие цифры и факты. Вот пример одной из таких записей: «Продал этому Халил Аге справедливою продажею хлебопахотную и пастбищную землю... с тремя казаками и одной невольницей и двумя урожденными невольниками, 25 головами рогатого скота, тремя чугунными казанами». Как видим, невольники в списке стоят в одном ряду со скотом и прочим движимым и недвижимым имуществом, счастливым обладателем которого стал некто Халил Ага. Весьма красноречиво Михалон Литвин описывает и положение невольников: «Многие из этих несчастных, в особенности, сильные мужчины, или подвергаются кастрации, или же им обрезают уши и ноздри, клеймят их на щеках и на лбу и, заковав в путы, заставляют томиться днем на работах, а на ночь запирают в темницу. Они принуждены довольствоваться скудною пищей, состоящей из мяса — падали, гнилого, покрытого червями и вселяющего отвращение даже собакам». Масштабы работорговли, которую вели крымцы в XVI—XVII веках, огромны. По мнению историков, только за первую половину XVII века и только из русских земель в полон было угнано 150—200 тысяч человек (все население Московии тогда составляло 7 миллионов). Потери Украины еще больше: всего лишь за три года (1654—1657) в крымское рабство попали 50 тысяч человек. Крымцы совершали набеги даже «под заказ». Русский историк Сергей Соловьев сообщает, что в 1646 году турецкий султан Ибрагим приказал крымскому хану совершить набег, чтобы набрать невольников для укомплектования новых каторг (так назывались парусно-гребные суда — отсюда и пришло в русский язык слово «каторга»). Еще в XVI веке русское правительство вынуждено было принять специальный закон «Об искуплении пленных» и ввести так называемый посошный сбор, то есть налог с каждой сохи на выкуп пленных. Сумма, которую платила Россия крымцам ежегодно, доходила до 150 тысяч рублей. Для сравнения: хорошая корова в Москве в те времена стоила 60 копеек. Так что работорговля была очень выгодным занятием и приносила Крымскому ханству баснословные прибыли. «Они до того обогатились добычей от частых набегов, что знатнейшие из них в богатстве и пышности не уступают даже туркам», — писал посланник польского короля Мартин Броневский, побывавший в Крыму в XVI веке. Самый дорогой раб (молодой, недавно захваченный мужчина) стоил, по данным разных источников, от 120 до 200 рублей, самый дешевый (старик, проживший пару десятков лет в Крыму) — 50 рублей. Однако, по мнению некоторых историков, именно суперприбыльность рабовладельческого промысла и стала одной из основных причин ослабления Крымского ханства. Дело в том, что в погоне за выгодой масса населения предпочитала заниматься не ремеслами или земледелием, а именно работорговлей. «Сами татары говорили посланцам султана: «...а ведь вот есть более 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, чем же они жить станут?» — пишет историк Г. А. Санин. Но жить рабовладельческим промыслом по мере усиления могущества России становилось все труднее. Тем более что Турция, теснимая русскими на всех фронтах, теперь старалась откреститься от своего воинственного вассала. «Крымские татары всегда были бременем для Высокой Порты, — писал турецкий политический деятель тех времен Ресми-Ахмет эфенди. — Знатокам истории известно, что татары именно всегда были причиной разрыва мира между нами и Москвой и враждебных предприятий ее против Порты». По сути дела, турки использовали Крымское ханство в своих интересах, а потом выбросили его, как выжатый лимон. Последний набег произошел в 1769 году, во время царствования хана Крым-Гирея. Этот хан был, как теперь модно напоминать, приверженцем европейской культуры, любил французскую кухню и наизусть цитировал Мольера (кстати, и в поход хан выступил, подстрекаемый теперь уже не турками, а французским посланником). Европейское образование не помешало Крым-Гирею вывести из Новой Сербии 20 тысяч невольников (данные русского историка Арсения Маркевича). Это была лебединая песня крымских рабовладельцев. После 1783 года полуостров навсегда утратил зловещую славу невольничьего рынка и постепенно стал превращаться в место отдыха, райский уголок земли. Крымская история сложна и кровава. Свой собственный счет исторических обид есть у каждого народа, населяющего Крым. И если мы начнем сегодня предъявлять наши счета друг другу, ничего хорошего из этого не выйдет. Повторюсь: не надо в угоду политике превращать историю в сказку, в которой действуют хорошие «свои парни» и плохие «чужие». Надо просто принять ее такой, какая она есть, со всеми сложностями и противоречиями. И сделать правильные выводы. Главный из них, по-моему, заключается в том, что нельзя жить одними обидами и ненавистью. Ведь история имеет опасное свойство: то в ней, на чем мы делаем акценты, оживает и становится реальностью сегодняшнего дня."
Статья полностью:
http://www.time4news.org/content/%C2%ABu-nikh-ne-stolko-skota-skolko-nevolnikov%...