Татьяна Муратова
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 123
Город Северобайкальск, Бурятия
Пол:
ИПИ Иркутск
|
В начале проекта «10 символов России» БАМ был внесён только в Амурской области по Дальневосточному округу. По многочисленным просьбам бамовцев объект включили по Иркутской области, Бурятии, Забайкальскому краю – столько регионов он захватывает. Включили, конечно, поздно, в конце голосования. За эти несколько дней БАМ поднялся по таблице с сороковых мест на двадцать шестое. Так что же это такое – БАМ?
Статистика БАМа
По данным статистики общая длина трассы от Тайшета до города Советская Гавань, расположенного на берегу Тихого океана - 4265 км. Новый путь от Лены до Комсомольска-на Амуре, сданный в постоянную эксплуатацию в 1989 году государственной комиссии, составляет 3144 км. Это железнодорожная магистраль I категории с проектной мощностью перевозки 35 миллионов тонн грузов в год. От Тайшета до Тынды земляное полотно отсыпано под два пути, дальше, до Комсомольска-на-Амуре, дорога в однопутном исполнении. Мощные верхние строения пути с рельсами Р 65, высокой энергонасыщенностью, позволяющей в перспективе полную электрификацию, с прогрессивными средствами эксплуатации: автоблокировка, телесигнализация, электрическая централизация стрелок и сигналов и другое. Трасса пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Больше тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, марей, болот, высокой сейсмичности. Основано 60 городов и посёлков. Построено около 200 станций и разъездов, сооружено 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста с пролётами 100 метров и длиннее, перемещено 230 миллионов кубометров грунта. Пробито 8 тоннелей длиной больше 33, 5 километра. Также построена дорога БАМ-Тында-Беркакит длиной 404 километра – начало будущей Амуро-Якутской магистрали. На малом БАМе (АЯМе) отсыпано земляное полотно объёмом 35 миллионов кубометров, построено 450 искусственных сооружений, в том числе Нагорный тоннель длиной 1352 метра в октябре 1979 года, 9 больших мостов. Уложено 500 километров главных станционных путей, открыто 11 станций, 13 разъездов. Несмотря на явную недооценку геологии Северомуйского хребта или «прокол», как называли бы в коридорах власти, проектировщиков и изыскателей по Северомуйскому тоннелю строительство БАМа является одним из самых смелых и в тоже время стратегически продуманным и экономически проработанным комплексным объектом, не имевшим аналогов в то время. Только экономически сильная держава могла себе позволить взяться за такой масштабный строительный проект. 42 шефских строительных организаций республик, краёв и областей СССР, Москвы и Ленинграда построили 53 города и посёлка городского типа для железнодорожников вдоль магистрали. Москва построила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Украина – Ургал, Белоруссия – Золотинку (АЯМ), Белоруссия и Латвия – Таксимо, Грузия – Икабью и Ния, Армения – Таюру, Эстония – Кичеру, Литва – Уоян, Азербайджан – Улькан и Ангою, Узбекистан – Куанду, Казахстан – Новую Чару, Молдавия – Олонку и Меунчик, Таджикистан – Солони, Тукменистан – Ларбу, Дагестанская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушска Асср - Кунерму, Башкирская АССР – Зейск, Алтайский край – Эворон, Красноярский край – Февральск, Хабаровский край – Сулук, Краснодарский и Ставропольский – Лену Восточную, Московская область – Дипкун, разъезды Тутаул, Дымкоуль, Волгоградская область – Джамку, Горьковская (Нижегородская) – Могот (АЯМ), Новосибирская – Постышево, Пензенская – Амгунь, Ростовская – Киренгу, Тамбовская – Хурмули, Челябинская – Усть-Нюкжу, Саратовская – Герби, Свердловская – Хорогочи и Кувыкту, Кемеровская – Беркакит (АЯМ), Куйбышевская 9Самарская) – Этеркан, Тульская – Маревую, Ульновская – Ижак. Для железнодорожников построены 1,2 миллиона квадратных метров благоустроенного жилья и вся социальная инфраструктура – школы, детские сады, больницы, поликлиники, клубы и общественные центры, торговые комплексы, холодильники, базы хранения. Это был один из крупнейших инвестиционных проектов СССР в последней четверти XX века. Сметная стоимость магистрали составила 12 миллиардов рублей в ценах на начало 1991 года. Ныне в эпоху глобализации, когда нет противостояния с соседними государствами, активное развитие российско-китайской, российско-японской торговли ведётся с опорой на обе широтные магистрали: Транссиб и БАМ. Международное значение БАМа будет только возрастать, резко сокращаются расстояния от Восточной Азии в Западную Европу. Расстояние от Иокогамы (Япония) до Роттердама (Голландия) через Панамский канал составляет 23 тысячи километров, вокруг Африки – 27 тысяч, а через БАМ – 13, 5 тысячи километров.
(Информация из книги Баира Балбарова «Магистраль нашей молодости (записки о комсомольцах 70-80 годов XX века). Улан-Удэ 2008
Сейчас принято решение о строительстве второго пути по БАМу.
05.03.2013 г.
|