Татьяна Муратова
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 123
Город Северобайкальск, Бурятия
Пол:
ИПИ Иркутск
|
Путевые заметки
Многострадальная деревня
Въезжаешь в любую деревню и видишь как дань советскому периоду асфальт на центральной улице села. И неважно, какая это деревня, большая или маленькая, близкая к городу или далекая. Въезжаешь и видишь развалины колхозов и совхозов – полуразрушенные капитальные кирпичные и панельные здания контор, клубов, больниц, детских садов, жилых зданий, животноводческих комплексов и зернохранилищ и военных городков. И деревянные покосившиеся домики, в которых живут местные жители, как жили их предки сотни лет назад. Советскую цивилизацию разрушили, но разрушить многовековой уклад деревенской жизни не удалось. Нет колхозных стад коров и лошадей по 2- 3 тысячи голов, нет засеянных и весело зеленеющих полей, нет современной техники на пустующих полях, но сохранились бескрайние великолепные сибирские просторы, где земля отдохнула от нещадной эксплуатации советских времени и ждет сева. Там же, где добрый хозяин и здоровый коллектив сохранили коллективное хозяйство, открыты библиотеки и дома культуры, коровники радуют глаз новыми шиферными крышами, загоны и зеленые выпасы полны живности: коровы, кони, овцы, свиньи. Весело поют петухи и лают собаки. Те, кто пережил лихое время перемен сообща, уже встали на ноги. Те, кто растащил совместно наработанное хозяйство, спиваются и деградируют. Лишь отдельные предприимчивые личности преуспевают на перекупке и снабжении нищих деревень, живущих на пенсии стариков, товарами и продуктами, в основном импортного производства. Одни деревни полностью ликвидированы, другие сохранились и укрупнились, как Верхоленск, деревушка под Качугом, основанная в 1641 году, и процветающая поныне. Пришло время объединения, но не насильственного, как это было в 30-е годы прошлого века, а добровольного, с использованием опыта советской жизни. Разве составит труда для деревенских жителей восстановить разрушенную коллективную недвижимость, если пройдет клич по России: «Поднимайся, деревня!» Город тебе поможет техникой, товарами, строительными материалами, кадрами. Было это уже, было. И вновь будет. А уж деревня не останется в долгу. Сполна расплатиться молоком и медом, пахнущими деревенской свободой, хлебом и мясом с экологически чистой территории, яйцами и вареньем, помидорами, огурцами, луком и зеленью. И не надо сгонять силой народ в кучу, незачем. Он сам решит, кому что милее. Или остаться фермером и жить на заимке в тишине и спокойствии, в одиночку решая свои проблемы и работая от зари до зари на своем личном хозяйстве, имея свой личный доход, или вернуться в государственные возрожденные коллективные хозяйства. Матушка многострадальная русская деревня. Как хороша ты в заунывных песнях деревенских старух и заливистом звучании деревенской гармошки. Как печальна ты в тоскливом взгляде молодого мужика, за много верст от деревни искавшего работу и так не нашедшего ее и спивающегося от тоски и внутреннего беспокойства. Как красива ты в ухоженных огородах и как безобразна в зияющих пустотами разграбленных зданиях. Обошли тебя стороной все самые продуманные программы правительства – нет ни связи, ни Интернета в местных школах. И яркими красками радуют глаз платья выпускниц, и горят их глаза. Уезжают из деревни выпускники в неизвестность, в поисках лучшей доли. И расцветает небо деревни фейерверками выпускного бала. Современная деревня. Что ждет тебя?
25.06.2007 Вершина Шахтама Читинская область
- Чем собираешься заниматься?- спросили мы двадцати двух летнего парня, только что вернувшегося с армии. - С ребятами оформим 30 га земли, для начала картофелем займемся, потом видно будет. Деньги сами заработаем, своим трудом. К дому подходили деревенские парни, все примерно одного возраста, здоровые, крепкие, как вся молодежь деревни. Чувствовалось, что Владимир – лидер, его здесь явно ждали. Что ж, за это село можно быть спокойным.
26.06.2007 Село Калга Читинская область
Вдруг мы увидели сказочный городок среди хаоса. Агинский бурятский национальный округ. Современные общественные здания из сверхсовременных строительных материалов, пластика и стекла, ровные и аккуратные домики, одинаковые новые шиферные крыши, чистота, зелень, красиво выкрашенные заборы вдоль трассы – все впечатляет. Сколько же нужно Кобзонов для России, чтобы каждый депутат смог так обустроить свой избирательный участок, привлекая на это финансирование. Богатенькая Москва немало отстегнула бурятскому округу с его 76 тысячами населения под обаянием народного артиста России. Что же будет теперь, когда округ объединяют с областью? Кто будет содержать всю эту красоту из нищего областного бюджета? Что ждет этот райский уголок? Кроме раздражения, жители Читинской области не испытывают ничего к этой московской цивилизации на читинской земле. А жаль. Конечно, хотелось бы, чтобы другие читинские города, поселки и села выглядели как Агинское, а не наоборот, Агинское скатилось до уровня рядовой деревни Читинской области. Да где же они денег возьмут? Где найти Кобзонов для всей Читинской области? Ведь без разработанной государственной политики развития российской глубинки кобзоновские деревни процветать долго не смогут.
27.06.2007 Агинское Агинский бурятский национальный округ
Особенности национальных дорог. «Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир».
А.С. Пушкин Евгений Онегин, глава XXXIII
Совершив путешествие в 7 тысяч километров по Восточной Сибири, и на себе испытав все «прелести» российских дорог, я могу их оценить. Российские дороги в глубинке не поддаются никакому логическому объяснению. Одно верно: трактир на каждом перекрестке или есть или строится. Не пришлось ждать 500 лет, уже все состоялось. При въезде в Качуг по жигаловской трассе утыкаешься в трактир под названием: «Три сосны». Так что пророчества поэта бесспорны. Что касается дорог и мостов, то они непредсказуемы, как сама Россия. Однажды попав на черную трассу, мы и не предполагали, что нам придется еще встретиться с ней в другом регионе. Но, выехав из Братска на Усть-Кут через Падун, мы вновь попали на черную трассу. И вновь в атласе дорога указана с асфальтовым покрытием, на деле же около 20 километров трассы посередине пути были бездорожьем. С той и другой стороны – асфальт. А что посередине? Кого это волнует, кроме тех, кто по этой дороге ездит. Другой особенностью автомобильных дорог России являются сплошные дорожные знаки на федеральной трассе, даже там, где они особо и не нужны. И полное отсутствие таковых внутри населенных пунктов, где засилье огромных рекламных щитов отвлекает внимание, и найти правильное направление почти невозможно. Так произошло на нашем пути между Иркутском и Ангарском и в Тулуне. Вообще иркутская трасса полна странностей. Трасса на стыке областей почти всегда является бездорожьем, так здесь и деревня Тулюшка, что посередине Иркутской области, явно выпала из планов ремонта и содержания дорог. Когда бы по ней не ехал, там всегда бездорожье. Но надо все же отдать должное: ремонтные бригады дорожников на иркутских дорогах встречаются очень часто. Огромные горы промытого песка в Читинской области в километре от села Колобово навели на мысль строительства асфальтового завода в этом месте. Он удобно может снабдить асфальтовой смесью все дороги Читинской области, а песок вот он, готовый, ждет, когда его используют для дела. Старатели раскопали всю землю Забайкалья, а рекультивацию, как это всегда было предусмотрено в советское время, во время перестройки предусматривать было ни к чему, ведь дикий рынок все спишет. Так пришло время хотя бы использовать для дела эти горы песка и исправить вред, нанесенный природе, с пользой для себя. Почему-то на стыке Читинской области и Бурятии прямо по федеральной трассе на машинах перевозят хлысты деревьев необъятной длины, создавая хаос на дороге. И уж самая интересная ситуация на дороге Хребтовая - Усть-Кут – Северобайкальск – Таксимо – Чара и (по зимнику) Таксимо - Бодайбо. Дорога эта вроде бы никому не нужна, но сегодня ее используют нефтяники и газовики для перегонки техники и оборудования и перевозки труб, РЖД для доставки людей и грузов на ремонт и содержание железнодорожного полотна и железнодорожных мостов, золотари для перегонки техники, и другие организации, находящиеся в зоне БАМа: строители, связисты, торговые фирмы и т.д. На карте дороги между Киренгой и Северобайкальском вообще нет. На деле же есть бамовская дорога с полуразрушенными мостами и разбитым полотном. Она проходит по сложнейшему рельефу между Иркутской областью и Бурятией. Это единственный путь, по которому выезжают на большую землю бамовцы и жители Севера, по которому они перегоняют купленные на материке автомобили, так как сеткой по железной дороге купленную машину можно довезти только до Иркутска, больше на трассе Иркутск – Тында нигде не предусмотрены прием и разгрузка автомобилей. Некоторые водители большегрузных машин, наглые и бесцеремонные. Извергая в пространство копоть и пыль, они и не подумают пропустить маленькие легковушки, и часами приходится ехать в этом угаре. Такое ощущение, что водители радуются, создав неприятности другим. Это единственная дорога, связывающая с центром несколько северных регионов России: Иркутскую, Читинскую область и Бурятию. И все в ней нуждаются. И все эксплуатируют. Кроме того, автомобильная дорога вдоль железной дороги во все времена была и есть стратегически важный оборонный объект. Не видеть этого невозможно. Вот только разрушаются последние, дышащие на лад, бамовские мосты, размывается дождями и тающими снегами полотно дороги. Водители большегрузных автомобилей рискуют жизнью и не обращают внимания на знаки, недавно установленные по территории Иркутской области, ограничивающие вес проходящих по мостам машин, и ювелирно едут через них, так как другого пути просто нет, а ехать надо. Если в каждом бамовском поселке уже есть и цифровая и мобильная связь, то вот автомобильные дороги оставляют желать лучшего. А без дорог, как и без связи, развитие края просто невозможно, а повседневная жизнь затруднена. Будем надеяться, что нацпроект по строительству автомобильных дорог коснется и наших территорий.
04.07.2007
Северобайкальск – Улькан - Качуг – Иркутск – Улан-Удэ – Новоселенгинск – Кяхта – Петровск-Забайкальский – Чита – Нерчинск – Вершина Шахтама – Газимурский Завод – Нерчинский Завод – Благодатск – Горный Зерентуй – Калга – Борзя – Тулун – Братск – Усть-Кут - Северобайкальск
|