ИВК
|
Для прояснения вопроса, которому посвящена данная тема, неплохо бы привлечь ещё Густынскую летопись, созданную в начале 17 века на Левобережной Украине. Летопись весьма необычная, поскольку автор проявил изрядную самостоятельность в использовании источников (а их у него хватало), да и от себя немало добавил. В данном случае интересна, прежде всего, используемая им терминология. Волго-Окский регион летописец зачастую именует Москвой (а жителей его - москвой), даже если речь идёт о событиях 12 века. Чем, вероятно, подчёркивает, что территория эта уже тогда была чем-то единым и отдельным от его родины. Насчёт названия Русь (Русская земля). Пока автор опирается, в основном, на русские летописи (то есть до конца 13 века), смысл этого названия зависит от них. А вот при описании событий 14-16 веков автор Густынской летописи уже определёно исходит из своего понятия о Руси. Не раз встречаются выражения (типа "Подоле и Руская земля", "русь и подоляны"), из коих следует, что Подолье, Волынь, Галиция для автора данной летописи - не Русь (во всяком случае, к Руси в узком смысле не относятся; иногда он говорит и о ней в широком смысле), и жители их, соответственно - не русь. То же относится и к Москве (в вышеупомянутом своеобразном смысле этого слова) и, видимо, к Белоруссии. И получается, что его представление о Руси в узком смысле совпадает с тем, которое мы видим в летописях, когда те повествуют о событиях середины 12 - середины 13 веков. То есть Русь в узком смысле - опять же Среднее Поднепровье. Уже нет триады Киев - Чернигов - Переяславль, но территория примерно та же. А вот слово Украина (Украйна) встречается в Густынской летописи всего дважды. Причём оба раза - в рассказе о создании казачества. Похоже, для автора Украйна и козаки - понятия неразделимые. А почему вне связи с казаками он не говорит про Украину (для сравнения - у Самовидца она упоминается беспрерывно)? Да потому что ту территорию. которую Самовидец именует Украиной, автор Густынской летописи зовёт Русью (в узком смысле), и потребности в ином названии не испытывает. Чем объясняется такая разница в терминологии (причём по крайне важному вопросу) у двух авторов? Тем, что Густынская летопись написана почти столетием раньше? Или тем, что автор её, в отличие от Самовидца - человек книжный, причём в немалой степени погружённый в прошлое? Скорее всего, имело значение и то и другое.
|