Conquistador писал(а) 24.10.2015 :: 23:20:07:Вообще-то мы имена послов разбираем, как бэ, а не время появления скандов на территории Вост. Европы.
А это взаимосвязано. Неужели вы этого не понимаете? Время появление скандинавов в Восточной Европе напрямую связано с скандинавскими именами.
Conquistador писал(а) 24.10.2015 :: 23:20:07: Ну хорошо, викингские саги, разумеется, не тот нарратив, который можно было бы рассматривать без толики скептицизма. Только где ж я Вам источник возьму для сравнения по антропонимам данной эпохи (VIII век и ранее). Не у скандов, не у нас таковых нетути... Так что имеем только ПВЛ с перечнем послов и скандинавские антропонимы засвидетельствованные сагами, хрониками и рунической письменностью. От них и скачем.
Кстати о сагах. В сагах упоминаются конунги Ладоги и Гардарики. Однако ни одного Хрорика и Хельги в них нет. Есть один Ингвар которого пытаются объявить нашим Игорем. Но тут без большой большой натяжки не получается. В сети давно появлялись всякого рода исследования в которых сопоставляются имена послов и имена саг. Итог следующий. В сагах насчитывается 2646 персонажей и 952 имен. Из них: имя Карл/Карли в сагах встречается 6 раз. Инегельд ни разу. Хотя имен на Инг более чем достаточно. Нет в сагах и имен оканчивающихся на «гельд». Фарлоф, Рулав, Гуды. И это притом, что имена содержащие элемент «год/гуд» или «годи» в сагах действительно имеются (Гудлауг, Гудред, Годгест, Гудольф и д.р.). Аналогична ситуация и с именами Карн, Фрелав (нашлись только Фрейвид и Фрейстейн), Руальд, Актеву, Труан (на «Тр» в сагах отыскались только Транд, Трудванг и Трюггви), Лидул (на «Ли» нашлось всего лишь одно единственное имя Линустадир). Нет в сагах и Фоста (есть Фасти) со Стемидом. То есть, из перечисленных в договорах руси с греками имен в сагах зафиксированы
лишь Карл(и), Веремуд (в сагах Вермунд), Руалд и Фост (Фасти), остальные имена «русов» сагам неизвестны.
Conquistador писал(а) 25.10.2015 :: 00:27:57:На эту тему писано не мало как историками, так и археологами. Ну вот, например - Войтович Л.В. ВИКИНГИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ЗАГАДКИ ЛАДОГИ И ПЛИСНЕСКА. Статья не большая. Прочтите.
А Войтович разве археолог, да еще занимающийся Ладогой? Смотрим биографию
"1972 року закінчив механіко-машинобудівний факультет Львівського політехнічного інституту. Працював у Берегівській філії Всесоюзного інституту ремонту і експлуатації машинно-тракторного парку (на посадах від конструктора третьої категорії до провідного конструктора і завідувача сектором), головним механіком і головним інженером Берегівського меблевого комбінату, першим заступником голови Миколаївської районної державної адміністрації і заступником голови Миколаївської районної ради Львівської області.
Історичними дослідженнями став займатися від 1981 року під керівництвом доктора історичних наук Ярослава Ісаєвича. 1994 року захистив кандидатську дисертацію «Удільні князівства Рюриковичів і Гедиміновичів у 12—16 століттях» (науковий керівник Ярослав Ісаєвич). 2001 року захистив докторську дисертацію «Князівські династії Східної Європи (кінець 9 — початок 16 століття): склад, суспільна і політична роль» (науковий консультант Ярослав Ісаєвич). Від 1995 року — старший науковий співробітник відділу історії середніх віків Інституту українознавства імені Івана Крип'якевича НАН України (за сумісництвом). Лауреат премії імені Михайла Грушевського Президії НАН України (2002).
Сфера наукових інтересів: генеалогія правлячих династій, політична і військова історія Центрально-Східної Європи в середніх віках.
А теперь то что пишет Войтович.
"Однако скандинавский элемент доминировал и в этом периоде. В урочище Плакун (на правом берегу Волхова напротив Мысового и Земляного городищ) в течение 850–925 гг. (датировано по
дендрохронологии, выполненной Н.Черных) функционировало отдельное скандинавске кладбище, где
были и женские захоронения. Захоронения скандинавских женщин выделяют по парным чешуеобразным застежкам-фибулам. Судя по материалам захоронений, они принадлежали рядовым поселенцам.
Не только Ладога, но и ее околицы заполнены скандинавскими памятниками ІХ–Х вв. (что хорошо
видно на схеме А. Сталсберга [127. S. 448-471])... Можно утверждать, что Ладога середины VIII – начала Х в. была значительным полиэтничным центром с доминантой скандинавских элементов."
Теперь смотрим что пишут археологи непосредственно копавшие Ладогу.
"В I ярусе с древнейшей дендродатой 753 г. открыты три жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре (т. н. "большие дома"). Очаг делил внутреннее пространство дома на три поперечные, а ряды столбов поддерживавших кровлю на три продольные части. Зафиксированы привходные настилы и настилы в передней трети жилища.
Такая конструкция жилья близка североевропейскому халле, что уже отмечалось исследователями. Однако точных аналогий ладожским жилищам пока не найдено.... Полукруговая (может быть и круговая) схема застройки с включенной в нее мастерской, отсутствие обособленных жилищно-хозяйственных комплексов, малое число домов, а соответственно и их обитателей
позволяют рассматривать Ладогу 750-760-х гг. скорее как отдельную единую усадьбу, чем как поселение - зародыш города.Появление скандинавского поселения в низовьях Волхова не позднее первой половины 750-х гг., до начала эпохи викингов
нельзя связывать с функционированием путей с Балтики в страны Востока. Скорее его нужно рассматривать в контексте колонизационного движения норманнов, охватившего Восточную Балтику в VI-VII вв.... Смена построек I яруса постройками II яруса связана с появлением в нижнем течении Волхова новой группы населения. Изменение домостроительных традиций и планиграфии застройки, прекращение работы кузнечно-ювелирной мастерской, выпадение и не изъятие "клада" инструментов подчеркивают отсутствие преемственности в жизни поселения на этом этапе. По всей вероятности,
не позднее рубежа 760-770-х гг. скандинавская колония прекратила существование в связи с продвижением в Нижнее Поволховье носителей культурных традиций лесной зоны Восточной Европы. Они принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу. Вероятно, с приходом этих людей следует связывать серию украшений из оловянистых сплавов, имеющих аналогии на памятниках Северо-Западной Руси последней четверти I тысячелетия н. э. (городища Псковское, Изборское, Камно, Надбелье, Еськи, длинный курган в Лоози и др.). Истоки этой традиции могут уходить на юг, в лесостепную зону Восточной Европы. В таком случае, есть все основания связывать группу нового населения Нижнего Поволховья с продвигавшимся в VII-VIII вв. на север с историческим славянством." (Кузьмин С. Л. ЛАДОГА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (СЕРЕДИНА VIII -НАЧАЛО XII ВВ.).
По оценке Кузьмина и с ней соглашается большинство археологов население Ладоги в середине 1Х века не превышало 200 человек. Наиболее ранние скандинавские погребения в Ладоге датируются 880 годом. Так что Войтович не лучший и приведенных вами примеров.