Эпейро
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 224
москва
Пол:
|
Внимательно читаем отрывок из Лаврентьевской летописи (в переводе Д.С. Лихачева): «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.» Предлагается обсудить следующую часть этого предложения: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти...» Вопрос вот в чем. Почему отечественные историки XIX века, а вслед за ними и историки XX и XXI века решили, что в части выше приведенного «...тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру...» означает, что речь идет об обратном пути — из Грек в Варяги? Разве в летописи присутствует слово «обратно» или какое-то другое? Нет, это слово в летописи отсутствует. Так что, поскольку в летописи нет никаких ссылок и сообщений на то, что в указанном отрывке речь идет о пути туда и обратно, можно предположить, что речь ведется о разных путях. Образно говоря, «путешественник», пройдя путь варяг в греки, продолжает движение выше по Днепру. То есть путь из варяг в греки проходит не через Днепр и далее, а по какой-то другой реке. Скорее всего, речь идет о давней связи между Римом и Пруссией, известном по истории древнего Рима. Подтверждает указанное толкование и начало абзаца о пути из варяг в греки: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки...». Обращаем внимание на слова «поляне жили отдельно по горам этим...» Это киевские холмики горы? Но главное, летописец использует слово «этим» (вернее, летописец использует слово «сим»). Значит, ранее летописец упоминал об этих горах. Несложный анализ предыдушего текста показывает, что речь идет о Кавкасинских, то есть Венгерских, горах. Под которыми профисторики понимают Карпаты. Больше упоминаний о каких-либо горах до этого предложения нет. Тогда понятен и следующий пассаж в летописи (в части Ноевого распределения земель, в Иафетовой части): «...до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову». Совершенно вызывающе и непонятно выглядит часть сообщения «...то есть Венгерские, а оттуда до Днепра». Причем именно в данном месте Днепр? Ведь летописец ранее уже упомянул Днепр в данном предложении: «...до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра...»? А если летописец имеет в виду, что Святой Андрей возвращался от славян в Рим путем из варяг в греки, то тогда понятно, почему он написал «то есть Венгерские, а оттуда до Днепра...», подтверждая, что путь из варяг в греки и проходил по Висле, затем через Дунай и Альпы в Рим. И на Дунае вместо Альп и Рима надо плыть в Понт, чтобы попасть в устье Днепра: «то есть Венгерские, а оттуда до Днепра...» Для чего летописцу понадобилась такая сложная аллегория? Дело в следующем абзаце летописи, следующем за приведенным. В котором Святой Андрей должен обязательно посетить земли славян на Днепре и на месте современного Новгорода и предсказать «светлое будущее древней Руси». И еще после посещения славян должен был попасть в Рим: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим ...» Из сказанного следует, что в данном абзаце поляне жили в Карпатах, где и проходил путь из варягов в греки в то время. И путь из варяг в греки, и путь по Днепру в озеро Нево — два разных пути.
|