Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 964 965 966 967 968 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 485340 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19300 - 14.10.2021 :: 14:26:16
 
Mukaffa писал(а) 13.09.2021 :: 20:18:21:
Всё правильно в Лаврентьевской.

Шедевр!
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19301 - 05.12.2021 :: 02:24:53
 
иван васильевич писал(а) 23.08.2021 :: 04:48:34:
должна же быть план-схема этих раскопанных за пятьдесят лет усадеб. 

это не за пятдесят, это за все время раскопок и за весь период существования древнего Киева. Концу девятого века приписываются только две усадьбы, однако, датировка их сомнительна(хотя и возможна).
иван васильевич писал(а) 23.08.2021 :: 04:48:34:
"Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты 64 выходят со всеми росами 65 из Киава и отправляются в полюдия," "когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав."
А о Куябе нет, не знает Багрянородный Куябы.

Куяб - Киаб, конечно огромная разница. Обращаю Ваше внимание на словосочетание "со всеми росами" - что бы оно значило? Пол года в польюдье, с июня в походе на Юг...Возврящаются они из него когда, как думаете? Но дело даже не в этом - у КБ есть другая глава в "управлении" где идет речь о том где именно эти его росы живут и там сказано, что живут у истоков Днепра, нет ну может быть конечно что у него Киава тенется аж до них...вопрос только в том где же они(истоки) в его представлении находились.
иван васильевич писал(а) 29.08.2021 :: 21:22:38:
Или пришел впервые.
вотЪ Смайл
И в таком случАе желательно поинтересоваться вопросом, когда он(Игорь) к нему(тому месту где теперь г.Киев расположен) мог подойти и мог ли вообще.
Наверх
« Последняя редакция: 05.12.2021 :: 03:58:35 от этнограф »  
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19302 - 05.12.2021 :: 03:09:48
 
Jarlaxle писал(а) 29.08.2021 :: 21:11:57:
Северное Причерноморье, Азов, Каспий  идет?

Каспий - нЭт, Приазовье - Причерноморье дык вполне и Крым тоже никак исключить нельзя, как впрочем и другие земли из которых где то за неделю по рекам можно в Азовское или Черное море спуститься.
Насчет того когда Игорь мог впервые побывать в Киеве(в смысле той местности где сейчас город расположен) дык - никак не раньше конца 90-ых годов 9-го века(смотрите у КБ о том когда "турок" из ихнего "этелькез" в Моравию выгнали).
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19303 - 05.12.2021 :: 04:37:12
 
Roxsalan писал(а) 20.08.2021 :: 18:34:57:
этнограф писал(а) 19.08.2021 :: 19:50:48:
вотЪ один товарищ потрудился и составил краткий итог о происхождении волынцовцев, я по большей части с ним согласен:

Начнем с пастырцев смотрим М.И. Артамонова:
"Кто были «росы» Среднего Поднепровья, по имени которых эта область стала называться с указанным выше видоизменением «Русской землёй», сказать трудно. Весьма вероятно, что именно этим «росам» принадлежат своеобразные серебряные вещи, которые в виде кладов находят в этой области и которые, судя по всему, попали в землю в условиях вражеского нападения в конце VII — начале VIII вв. [9] Сюда же относится единственное в своём роде Пастерское городище в Поросье, где наряду с такими же серебряными вещами обнаружены остатки жилищ и массовый бытовой, производственный и военный материал в виде керамики, железных, в том числе земледельческих, орудий и оружия. Хотя других поселений и могильников той же археологической культуры пока не обнаружено, можно думать, что она принадлежала народу, если и не с осёдлым, то с полуосёдлым образом жизни. В этой культуре обнаруживаются, с одной стороны, некоторые традиции черняховской культуры или, точнее, сарматской культуры Поднепровья периода Готского объединения, и, с другой, — элементы, роднящие её с салтовской культурой Донца и Среднего Дона более позднего времени и до некоторой степени с культурой Дунайской Болгарии. В формах среднеднепровской культуры VI-VII вв. имеется много общего с современными ей культурами горного Крыма и Северного Кавказа, где удержалось население готского времени и где уцелели некоторые традиции сармато-аланского происхождения. По крайне ограниченным археологическим данным в настоящее время ещё нельзя решить вопрос об этнической принадлежности средне-днепровской культуры VI-VII вв., но совершенно несомненно, что она не славянская, хотя некоторые элементы её и прослеживаются в славянской культуре VIII-IX вв.; славяне, обосновавшиеся на той же территории, по-видимому, восприняли её, ассимилировав часть местного населения. Вместе с тем мало вероятно, что славяне разгромили народ среднеднепровской культуры. [10] Гибель этой культуры относится ко времени экспансии хазар в западном направлении. Овладевая Причерноморской степью и прилегающими к ней областями, хазары изгнали болгар и положили конец существованию «росов» в Среднем Поднепровье, может быть оттеснив их частично на Донец и Средний Дон". (М.И. Артамонов История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.)
О перемещении в Поднепровье некоего полиэтничного населения с юга и Дуная ставшего основой пастырской культуры пишут давно. Вообще, все гораздо сложнее чем порою излагается историками. В.Е. это постоянный плавильный котел самых разных этносов, славянские переселенцы с Дуная только дополнили его. Уже писал и снова повторюсь, у антов были какие то плотные контакты с готоаланами Крыма, что хорошо фиксируется археологией. И что постоянно игнорируется историками. Именьковская культура, также послужившая основой для волынцевцев тоже не однобока, это полиэтнос с славяно-балтской составляющей, к которой по окраинам культуры примешались готы и аланы ушедшие с Крыма. Вообще трудно судить кем себя эти люди считали этнически.
этнограф писал(а) 19.08.2021 :: 19:50:48:
Т.е. начинается продажа рабов(славянских/балтских/финских/тюркских) в Халифат.

Почему сразу рабов? По Дону с античных времен шел торговый путь завязанный на торговле мехами. Основной ареал добычи мехов был в Поочье.
этнограф писал(а) 19.08.2021 :: 19:50:48:
Если учесть что прибавив к волынцовскому ареалу - хазарский получаем полное перекрытие речных путей на Каспий и на Черное море из тех мест где подобный товар водился то можно понять, кто же организовал эту торговлю.

О том и твержу, надо исходить из экономики а не некой блажи заставлявшей людей совершать те или иные поступки и дальние походы.
мне понятен и даже близок изложенный Вами взгляд на взаимодействие культур и племен. Пушнина - да...но когда стало возможным по этому пути возить не только шкурки, но и рабов финских/тюркских/славянских и пр. то выяснилось что объем рынка для живого товара  значительно больше чем для мехов.
Касательно волынцовцев - мню в этой связи все же очень интересует вопрос, кто же их разгромил. Точка зрения что это были какие то карательные силы хазарейцев - мне известна. Но тогда должно быть так что они сначала разваляли все в Подонье и только потом уже выдвинулись на левые притоки Днепра. Коли же было наоборот - сначала разгром волынцовцев, а потом уже Подонья - то больше на рояль могильщиков с моей точки зрения подходят мадьяры. Хотя, их движение тоже в какой то степени могло быть связано с междоусобицей у хазар.
Наверх
« Последняя редакция: 05.12.2021 :: 16:15:36 от этнограф »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19304 - 05.12.2021 :: 19:39:47
 
этнограф писал(а) 05.12.2021 :: 04:37:12:
Пушнина - да...но когда стало возможным по этому пути возить не только шкурки, но и рабов финских/тюркских/славянских и пр. то выяснилось что объем рынка для живого товара  значительно больше чем для мехов.

Рабов возили, не спорю вопрос в том кто и откуда. Вы займитесь логистикой вопроса, не по принципу бла бла бла, дело плевое, а с калькулятором. Какая нужна вместительность судов что бы возить рабов с прибылью, как они ходили по нашим рекам, какой рацион у рабов что бы не померли в дороге, особенно женщины и дети, которые больше в цене. Сколько нужно охраны, на чем  жратву для рабов и охраны возить, как волоки преодолевать. Может тогда чего да и поймете.
этнограф писал(а) 05.12.2021 :: 04:37:12:
Касательно волынцовцев - мню в этой связи все же очень интересует вопрос, кто же их разгромил. Т

Вряд ли ответ будет получен когда-нибудь или в ближайшее время. Разве что археология поможет как то (стрелы нападавших и т.д.). Опять же не совсем ясна подчиненность волынцевцев, а от ответа на этот вопрос частично зависит и кто их уничтожал. Но то что их вырезали раньше СМК однозначно.
этнограф писал(а) 05.12.2021 :: 04:37:12:
Коли же было наоборот - сначала разгром волынцовцев, а потом уже Подонья - то больше на рояль могильщиков с моей точки зрения подходят мадьяры. Хотя, их движение тоже в какой то степени могло быть связано с междоусобицей у хазар.

Мадьярский след в СМК заметен как след и других этносов помимо аланского и тюркского (булгарского). Отношения мадьяр с хазарами были сложные. Они то воевали с друг другом (те же мадьяры поддерживали хазарскую оппозицию кагану), то дружили , то подчинялись хазарам. Хотя тут тоже мадьяры видимо тоже были политически не однородны, и между ними свои терки видимо были. Кто то воевал за хазар, а кто то против. Причины уничтожения СМК сугубо на мой взгляд в том что они в ходе смуты решили отколоться от каганата и создать свой собственный, по мой и не только моей версии, Русский каганат. А вот чьими руками хазары провернули этот разгром уже дело пятое. Но о том что СМК были достаточно независимы от Хазарии последнее время пишут многие специалисты по СМК, да и археология на это указывает.
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19305 - 06.12.2021 :: 01:00:40
 
Roxsalan писал(а) 05.12.2021 :: 19:39:47:
вопрос в том кто и откуда.
в 10-ом веке - русь возила, из полюдья думаю, в основном.
Roxsalan писал(а) 05.12.2021 :: 19:39:47:
Вы займитесь логистикой вопроса, не по принципу бла бла бла, дело плевое, а с калькулятором. Какая нужна вместительность судов что бы возить рабов с прибылью, как они ходили по нашим рекам, какой рацион у рабов что бы не померли в дороге, особенно женщины и дети, которые больше в цене. Сколько нужно охраны, на чем  жратву для рабов и охраны возить, как волоки преодолевать. Может тогда чего да и поймете.
все это я смотрел уже много лет тому назад. Скажу - то что помню до сих пор. Рост (при покупке в Киеве по минимальной цене и продаже на рынках Ирана по средним ценам) - больше чем в 30 раз. Однако сомневаюсь чтоб русь их покупала, затраты на полюдье скорее всего покрывались минимальною ценою в Киеве. Продуктов нужно  по весу взрослого человека(70кг) на каждого раба, если ловят рыбу и охотятся по дороге то по весу в два раза меньше. Охрану и транспортировку осуществляет русь - так что там члены бригады(человек 20) имеют свои доли в прибылях(кто выживет). Транспортируют все(и две-три дюжины рабов, и припасы, и снаряжение/вооружение) по Днепру, потом по  левому притоку Днепра, потом на Дон и по нему до Азовского моря. Дополнительные расходы - плата за проход, плата за перевозку по Азовскому морю, продукты, аммуниция.  Все это по моим тогдашним рассчетам съедало половину прибыли и от роста в десять и более раз(на промежуточном рынке Причерноморья/Приазовья) оставался рост в 5-6 раз. И да, с моей точки зрения наименее затратно: по Днепру на 3-4 плотах(рабы, припасы, большая часть сопровождающих) и двух лодках(меньшая часть сопровождающих с вооружением и аммуницией). По левому притоку Днепра против течения(оно там очень слабое летом)  на веслах и под парусом(роза ветров позволяет примерно половину дней под парусом если она там тогда была такая, как сейчас), одна из лодок волокет  груженый плот с припасами(либо они распределяются по лодкам, лодки рассчитаны на 8-12 человек). Вторую половину припасов несут рабы перемещаясь по берегу вдоль реки с ними идет часть бригады(не неся груза). По Днепру 1-2 недели(около 40км в день), по левому притоку 3-4 недели(около 20км в день).  Пока дойдут до Дона 2/3 припасов уже нет.  На Дону(если бригада этой работорговлей занимается регулярно) их в одном из близлежащих донских селений ждут  две лодки(которые они в прошлый раз там оставили), если лодки стырили/уничтожили - тянут свои на Дон. Рубят два плота - спускаются на лодках и плотах по Дону на море. Нанимают морскую посудину для перевоза на Тамань или в Судак. Там реализуют рабов. Цена хорошего раба в Киеве 50 граммов золота(хренового 10-15г), цена(средняя) раба в Иране около 2кг золота(500 дихремов). На промежуточном крымском рынке у генуэзцев(правда в 12-13вв) цена обычного раба была до 1-1,5кг золота (100-200 генуэзских лир) не думаю что евреи перекупавшие рабов на Тамани в раннем средневековье давали за них сильно больше(скорее гораздо меньше но их бухгалтерия мню неизвестна), но даже средние  0,5 кг. Давали 10-ти кратную прибыль. То есть за 30 рабов получали минимум 15 кг золота.  Затраты на приобретение рабов - максимум 1,5кг золота, еще 1,5кг припасы на 2 месяца, думаю около 3-5 кг уходило на "оплату" безопасного проезда(у тех работорговцев что были поумнее но это можно было сэкономить на свою голову  канеша Смайл ). в ИТОГо оставалось 7-9кг на бригаду в 20 человек. Отличный заработок тащет...
Roxsalan писал(а) 05.12.2021 :: 19:39:47:
Вряд ли ответ будет получен когда-нибудь или в ближайшее время. Разве что археология поможет как то (стрелы нападавших и т.д.).
вряд ли так повезет...стрелы дороги тогда были.
Roxsalan писал(а) 05.12.2021 :: 19:39:47:
чьими руками хазары провернули этот разгром уже дело пятое.
а вот не скажите...Думаю кого на СКМ хазарейцы натравили - те и волынцовцев кокнули. И кроме мадьяр, честно говоря, мню покамест не видать кандидатов на данную роль.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19306 - 06.12.2021 :: 10:38:38
 
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 01:00:40:
ана по средним ценам) - больше чем в 30 раз. Однако сомневаюсь чтоб русь их покупала, затраты на полюдье скорее всего покрывались минимальною ценою в Киеве. Продуктов нужно  по весу взрослого человека(70кг) на каждого раба, если ловят рыбу и охотятся по дороге то по весу в два раза меньше. Охрану и транспортировку осуществляет русь - так что там члены бригады(человек 20) имеют свои доли в прибылях(кто выживет).

Вы не оттого плясать начали, надо от вместительности судна. Археология показывает максимум 15 чел и некоторый груз. В реале видимо большей частью грузоподъёмность была меньше. Вот и считайте сколько на такой судне должно было быть рабов, сколько гребцов, сколько охраны в целом для каравана. Можно допустить что рабы гребли тоже. В случае если это мужчины. А если женщины и дети которые дороже на рынках. В каком состоянии эти рабы догребут до рынка? Рентабельность только в случае максимальной близости захвата рабов от места их продажи. К.Б. описывает путь каравана русов по Днепру. Там нет служб помогающих русам, они все делают сами, гребут, таскают суда, причем К.Б. прям пишет что рабов для этого они не используют. Днепровский путь максимально короткий, от Киева до Болгарии. Все остальные длиннее и сложнее. Далее вы не задумывались над тем, почему в средневековую Русь рабов и полоны на судах не возили, ходили пехом. Потому что рентабельнее. Я же говорю самая большая проблема нашей истории это игнорирование логистики. У историков все просто бац и из Ладоге в Багдад. Как, за какое время, какими путями на чем? Да как то так.
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 01:00:40:
вряд ли так повезет...стрелы дороги тогда были.

Ну что то находят. В той же Битице нашли стрелы "гнездовского типа", что дало основание некоторым норманистам строить иллюзии что это русы разгромили Битицу. Пока специалисты не ткнули носом что эти стрелы к норманнам никаким боком, стрелы этого типа использовались по всей Евразии. Включая степь.
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 01:00:40:
Думаю кого на СКМ хазарейцы натравили - те и волынцовцев кокнули.

Не факт. Там замятня тогда была знатная все против всех. Так что волынцевцев могли уничтожить одни, а СМК другие. этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 01:00:40:
И кроме мадьяр, честно говоря, мню покамест не видать кандидатов на данную роль.

Надо смотреть где мадьяры были в то время. Опять же гибель СМК это не сиюминутное событие, оно растянуто во времени. На десятилетия. Причем где то городища разрушены, где то брошены, а где то дожили чуть ли не до Х11 века. Все сложнее чем на первый взгляд кажется.
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19307 - 06.12.2021 :: 22:18:02
 
Roxsalan писал(а) 06.12.2021 :: 10:38:38:
Вы не оттого плясать начали, надо от вместительности судна. Археология показывает максимум 15 чел и некоторый груз. В реале видимо большей частью грузоподъёмность была меньше. Вот и считайте сколько на такой судне должно было быть рабов, сколько гребцов, сколько охраны в целом для каравана. Можно допустить что рабы гребли тоже. В случае если это мужчины. А если женщины и дети которые дороже на рынках. В каком состоянии эти рабы догребут до рынка? Рентабельность только в случае максимальной близости захвата рабов от места их продажи. К.Б. описывает путь каравана русов по Днепру. Там нет служб помогающих русам, они все делают сами, гребут, таскают суда, причем К.Б. прям пишет что рабов для этого они не используют. Днепровский путь максимально короткий, от Киева до Болгарии. Все остальные длиннее и сложнее. Далее вы не задумывались над тем, почему в средневековую Русь рабов и полоны на судах не возили, ходили пехом. Потому что рентабельнее. Я же говорю самая большая проблема нашей истории это игнорирование логистики. У историков все просто бац и из Ладоге в Багдад. Как, за какое время, какими путями на чем? Да как то так.
вместительными судами тут ходить - совершенно нерентабельное предприятие. Насчет короткого пути - он не всегда самый удобный и вгодный. Днепровский возник из-за стечения обстоятельств и довольно скоро приказал долго жить. Основные рынки для товаров отсель были не в Константинополе, а в Халифате. Потому и нет по Днепру "служб". А посмотрите, как по Волге или по Дону с этим обстояло.
Насчет того что разные  группировки нападали на волынцовцев и на СМК - это конечно возможно. Но в плане волынцовцев мадьяры мню - крайне подозрительны. Из своей Леведии как раз на рубеже 8-9 вв мигрировать начинают, а из Этелькез где потом почти весь 9-ый век обитали уходят через Волынь и Прикарпатье + ПВЛ помнит их возле Киева, + венгерские надписи помнят что они там были + археология их находит в Среднем Поднепровье. ВотЪ где то так...

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19308 - 07.12.2021 :: 10:49:12
 
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
Насчет короткого пути - он не всегда самый удобный и вгодный.

Не спорю.
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
Днепровский возник из-за стечения обстоятельств и довольно скоро приказал долго жить.

Соглашусь но отчасти. В той или иной мере путь по Днепру в Черное море использовался вплоть до вполне исторических времен.
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
Основные рынки для товаров отсель были не в Константинополе,

Верно. Но тоже до определенного времени.
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
А посмотрите, как по Волге или по Дону с этим обстояло.

И как с этим обстояло? Пока существовало СМК путь был, городища салтовцев под этот путь и заточены. У некоторых даже пристани были. Путь по Волге в источниках фиксируется. И неоднократно, но с Х века. С археологией этого пути хуже. Я вот не так давно прочитал относительно новую (2020 г.) статью О.Б. Буденка "ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЛГО-ДОНСКОЙ ПЕРЕВОЛОКИ В ХАЗАРСКОЕ ВРЕМЯ". Вроде серьезный исследователь но, но что пишет? ладно его веру в норманство русов трогать не буду. 90% статьи цитирование самых разных источников как древних так и современных в которых упоминается этот волок. Остальное выводы исследователя, которые сводятся к  предположениям общего характера типа: "русы использовали один из левых притоков Дона и тянули корабли по одной из рек, чтобы значительно сократить расстояние сухопутного волока. Они могли использовать эти небольшие речки в обоих направлениях, мелководье
не было преградой. Как русы могли транспортировать свои корабли в подобных случаях, указывает Константин Багрянородный, описывая преодоление русами некоторых порогов Днепра (Константин, 1991,
стр. 47)". Как видим одна "вода" и никакой конкретики. От слова вообще. Где археология, район археологически хорошо изученный. Меня если честно клинит, здесь находят хрен его знает кого, от неолита до наших дней, киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар и т.д. и т.п. Русы-норманны где ? Ну хоть что то бы от них показали. Они когда по этим местам шлялись что ничего не теряли никто не умирал, не погибал? От слова вообще? Да нет, арабы пишут о тотальных разгромах русов именно в этих местах. Далее Буденок рассуждает о кораблях русов, и что он пишет; "Флот викингов был представлен преимущественно боевыми и торговыми кораблями, первые назывались драккарами, вторые –
кноррами (кнорре). Военные корабли первоначально были весельными, но в дальнейшем викинги стали применять в дополнение парус. Длина драккаров колебалась от 10 до 18,5 м; их уменьшенными аналогами являлись снеккары. Корабли имели парус и несколько десятков пар весел. Малая осадка драккаров позволяла очень удобно передвигаться по рекам и фьордам (Фиркс, 1982, стр. 18‒89; Херрман, 1986а, стр. 89‒94). Кнорры же были шире и глубже, имели меньшую скорость (Херрман, 1986а, стр. 93‒94)1.Таким образом, наиболее подходящими судами викингов для плаваний по рекам Восточной Европы являлись драккары и снеккары. Их небольшой размер и легкость позволяли преодолевать не только водные просторы рек и морей, но и сухопутные преграды, например, переволоки."  Трец пипец, такое чувство что никто не читает археологию и выводы археологов занимающихся вопросом и пишущих что НЕ ХОДИЛИ ДРАККАРЫ ПО НАШИМ РЕКАМ. Как об стену горохом. Где следы этих драккаров? Но смотрим дальше : "У нас нет никакой
информации о существовании легких кораблей, подобных драккарам, у византийцев. Поэтому не исключено, что Константин Философ для плавания из Черного моря в Каспийское мог воспользоваться услуга-
ми русов, которые уже к 860 г. освоили этот путь." Фейерично, давно выяснено что Константин Философ использовал суда византийцев построенные в Крыму именно для речного судоходства. Какие русы? Идем дальше: "Большое значение имеют сведения Ибн Фадлана о кораблях, которые северным Балтийско-Волжским путем попадали в Волжскую Булгарию" Где у Фадлана о том что корабли русов приходят с Балтики на Волгу? Но дальше еще круче: "Аналогичный, но более богатый погребальный корабль викингов
был обнаружен в Гокстаде (Норвегия) в 1880 г. Его размеры: длина – 23,3 м, ширина – 5,20 м, высота борта посредине судна, включая киль,– 2,10 м. Корабль находился в яме глубиной около 1 м. Его поддержи-
вали многочисленные горизонтальные балки. Внутри стояла разграбленная гробница, там же обнаружили шатер, шесты которого были украшены резьбой и головами драконов. Оснащение указывало на
подготовленность к дальнему плаванию (Фиркс, 1982, стр. 47‒53). Между двумя упомянутыми кораблями имелись различия, включая характер погребения (кремация в первом случае, ингумация во втором). Однако оба корабля принадлежали к одному типу, это были типичные драккары. Подобный тип кораблей упоминал Константин Багрянородный в 9 главе своего сочинения «Об управлении империей» при описании
преодоления русами порога Аифор или Неасит на Днепре... Как видим, византийский автор разделяет типы кораблей: одни легкие, их можно переносить на плечах, а другие покрупнее, и их приходится перетаскивать волоком. Смущает употребление Константином греческого термина моноксила – «однодревка». Это можно объяснить тем, что Константин либо его информатор не знали скандинавского или славянского названия этих кораблей и вынуждены были употребить греческий эквивалент. Такие корабли викинги не
делали из одного бревна.... Видимо, русы в Поднепровье модифицировали корабли, приспосабливали их к плаваниям по рекам и морям Восточной Европы. Описанные Константином суда были узкими и различались по размеру, т.е. тех же типов, что драккары и снеккары". И т.д. и т.п. В общем одни сплошные фантазии не подкрепленные ничем археологическим, напротив противоречащие им. Теперь собственно о волгодонском волоке. : "Как могли русы ранспортировать в степи свои суда? Можно было использовать бревна. На реконструкции Й. Херрмана показан именно такой вид транспортировки кораблей у викингов (1986б, стр. 7). Однако этот процесс являлся трудоемким, требовал дополнительно еще лесоматериалы, которые в степи было трудно найти... Более реальным представляется другой тип транспортировки. И.Е. Забелин, описывая маршрут движения русов из Черного моря в
Каспийское во время рейда после 912 г., высказал предположение, что во время преодоления сухопутной переволоки они, подобно князю Олегу, могли перевозить свои корабли к Волге на колесах (1879, стр. 146). Эту версию поддержали многие ученые. В частности,
К.В. Кудряшов отмечал, что такой способ  транспортировки кораблей на Волго-Донской переволоке продолжал существовать еще в первой половине XIX в. (1948, стр. 29). Однако указанный метод требовал
специальной подготовки маршрута, пока не подтвержденной археологическим материалом.
Кроме того, данное предположение не соответствует рассказам Константина Багрянородного о преодолении порогов.К тому же русы могли доставлять свои корабли от реки к реке лишь при содействии хазарской администрации. Они были бы не в состоянии перевозить с собой еще и колеса – в дополнение к снаряжению, описанному Константином Багрянородным. Такой способ преодоления переволоки возможен, например, в IX в., когда взаимоотношения русов и хазар были партнерскими. Как следует из сообщений
мусульманских авторов, за определенную плату хазары гарантировали обеспечение безопасности и, скорее всего, предоставляли средства для транспортировки кораблей по суше. Не исключено, что в IX в. русы
могли переправлять с Дона на Волгу даже торговые суда. Но способ транспортировки этих более крупных кораблей пока не известен... Следует отметить, что традиция перетаскивать суда по суше имеет скандинавские корни." Последняя выделенная фраза вообще полный абзац, ну конечное никто кроме скандинавов не мог перетаскивать суда по суше. А теперь выводы автора: "1) Имеются основания полагать, уже в 40-е гг. IX в. Волго-Донская переволока начала снова функционировать, что совпало с
первыми плаваниями русов из Черного в Каспийское море. 2) Маршрут переволоки проходил не в месте наибольшего сближения Волги и Дона (около 60 км суши), а от истоков притоков Дона к главному течению Волги (около 20 км). Мореплаватели могли активно использовать гидросистему Волго-Донского водораздела в данном районе. 3) Вполне возможно, что в IX в., когда взаимоотношения русов и хазар были мирными, для транспортировки кораблей кочевники предоставляли купцам помощь в виде различных приспособлений для
транспортировки судов. В Х в., когда русы стали нападать на хазар, корабли либо перемещались простым волоком, либо переносились на плечах, без помощи извне. 4) В соответствии с этими обстоятельствами конструкция кораблей менялась. В IX в. суда могли быть и торговыми, типа кнорре, а в Х в. – только боевыми и легкими, типа драккаров и снеккаров. 5) От нападений кочевников корабли на этом сухопутном отрезке
маршрута с Дона на Волгу в IX ‒ начале X вв. защищало население крепости Саркел, а на месте переправы возле самой переволоки – вооруженный контингент, известный в мусульманских источниках как буртасы.
6) В IX в. переволока возобновила свое  функционирование как чисто мирная коммуникация, служившая интересам торговли, которую в основном осуществляли русы. Это был взаимовыгодный проект
для русов и хазар. Однако в первой половине Х в. характер передвижений русов изменился, переволока стала для хазар проблемой, потому что, благодаря ей, русы могли беспрепятственно нападать как на
хазар в их столице, так и на мусульман в Каспийском море. Имеются все основания считать Волго-Донскую переволоку в IX‒X вв., когда активизировали свою деятельность русы, важным отрезком водного пути из Черного моря в Каспийское. Это в конечном
итоге привело к упадку Хазарского каганата, изначально заинтересованного в развитии трансконтинентальной торговли. Путь являлся составной частью единой водной системы раннесредневековой Восточной Европы, где ведущая роль принадлежала плаваниям по Волге,
Днепру, Дону и другим рекам. Система не могла бы существовать в виде одного целого, не будь в ней такого элемента, как сухопутная переволока."
И все это написано без предъявления хоть какого либо фактического, включая археологический материала. Главный вывод, норманны могли все.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19309 - 07.12.2021 :: 10:54:22
 
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
Но в плане волынцовцев мадьяры мню - крайне подозрительны. Из своей Леведии как раз на рубеже 8-9 вв мигрировать начинают, а из Этелькез где потом почти весь 9-ый век обитали уходят через Волынь и Прикарпатье + ПВЛ помнит их возле Киева, + венгерские надписи помнят что они там были + археология их находит в Среднем Поднепровье. ВотЪ где то так...

Я даже гадать тут не хочу, мутное время. Пока не станут понятны причины или мотивы, для чего вообще то кому то понадобилось уничтожать волынцевцев да и СМК все рассуждения на эту тему сродни гаданию на кофейной гуще. Я понимаю когда вырезаются отдельные попавшие по пути следования поселения, но когда целенаправленно уничтожается культура на достаточно больших площадях, это на мой взгляд уже из сферы политики. Условно можно допустить что волынцевцы в хазарской гражданской войне поддержали одну сторону, а салтовцы решили отделиться. Тогда да, понятно, последовала кара. А чьими руками не суть важно.
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19310 - 07.12.2021 :: 14:42:05
 
Roxsalan писал(а) 07.12.2021 :: 10:49:12:
Далее Буденок рассуждает о кораблях русов, и что он пишет; "Флот викингов был представлен преимущественно боевыми и торговыми кораблями, первые назывались драккарами, вторые –
кноррами (кнорре). Военные корабли первоначально были весельными, но в дальнейшем викинги стали применять в дополнение парус. Длина драккаров колебалась от 10 до 18,5 м; их уменьшенными аналогами являлись снеккары. Корабли имели парус и несколько десятков пар весел. Малая осадка драккаров позволяла очень удобно передвигаться по рекам и фьордам (Фиркс, 1982, стр. 18‒89; Херрман, 1986а, стр. 89‒94). Кнорры же были шире и глубже, имели меньшую скорость (Херрман, 1986а, стр. 93‒94)1.Таким образом, наиболее подходящими судами викингов для плаваний по рекам Восточной Европы являлись драккары и снеккары...
...Главный вывод, норманны могли все.
Спсб канеша, но эти(из фантазий) действительно могли и могут абсолютно фьсо. Однако лично я предпочитаю немного другую литературу этого жанра: Бачигалуппи, Суэйнвика и им подбных - ввиду того что оне значительно более талантливы.
Возвращаясь к текущей реальности.
Насчет Днепровского пути - ходили по нему конечно и после(кстати, наверное, и "до" тоже) просто таких напряженных торговых маршрутов там по мере отдаления от 10в  уже не наблюдалось. Этот факт зафиксирован даже в наших летописях.
Насчет "волжского пути", если там канала/протоки или какого то большого болота для переправы с Дона не было тогда - то ИМХО, значит для торговых операций этот волок мало приспособлен был  в те времена. Чего не скажешь про путь с Днепра и с Двины, тот который через Волжскую Болгарию проходил.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19311 - 07.12.2021 :: 15:37:01
 
этнограф писал(а) 07.12.2021 :: 14:42:05:
Чего не скажешь про путь с Днепра и с Двины, тот который через Волжскую Болгарию проходил.

Подробности есть?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19312 - 07.12.2021 :: 15:43:42
 
Roxsalan писал(а) 07.12.2021 :: 10:49:12:
статью О.Б. Буденка

Бубенок?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19313 - 07.12.2021 :: 19:20:30
 
upasaka писал(а) 07.12.2021 :: 15:43:42:
Бубенок?

Да, у меня описка в фамилии.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19314 - 07.12.2021 :: 19:31:05
 
этнограф писал(а) 07.12.2021 :: 14:42:05:
Насчет "волжского пути", если там канала/протоки или какого то большого болота для переправы с Дона не было тогда - то ИМХО, значит для торговых операций этот волок мало приспособлен был  в те времена. Чего не скажешь про путь с Днепра и с Двины, тот который через Волжскую Болгарию проходил.

Там есть несколько маленьких речек, использование которых значительно сокращает волок. До 20 км, вместо 60 ти. Но тут все упирается в три существенных момента; 1) природные условия в рассматриваемый период; грузоподьемность судов; 3) политическая ситуация. С природными условиями несколько сложно, единого мнения на счет полноводности рек, и в целом по климату тут нет. разные исследователи дают разные данные. С грузоподьемностью тоже. Точных, а именно, археологических данных какие суда в то время были у русов, несмотря на источники нет. Ну и с политикой тоже. Вероятность угрозы со стороны кочевников на волоках была несомненно. О чем красноречиво писал К.Б. Но если ходили значит как то договаривались. Вместе с тем, археология допускает что на Каспий русы могли ходить и не обязательно по Волге. Есть достаточно работ подтверждающих возможность ходить на Каспий по по притокам нижнего Дона (Сал, Маныч) и рекам впадающим в Каспий в той стороне. В общем, снова повторюсь, во всем нужна логистика с хорошей опорой на природноклиматические условия и археологию.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19315 - 07.12.2021 :: 19:31:53
 
этнограф писал(а) 07.12.2021 :: 14:42:05:
Чего не скажешь про путь с Днепра и с Двины, тот который через Волжскую Болгарию проходил.

А чем эти пути лучше?
Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19316 - 07.12.2021 :: 22:15:14
 
Roxsalan писал(а) 07.12.2021 :: 19:31:53:
А чем эти пути лучше?

Хороший вопрос.
Во-первых нет степей вокруг, а значит нет и конных кочевников.
Во-вторых ближе везти от того места где особо ценных рабов ловили, меньше дистанции перегонов по суше.
В-третьих большей частью сплав по течению(можно пользоваться плотами) и волоки короткие.
В-четвертых Болгар - достаточно близкий промежуточный  рынок где с достаточной прибылью можно сбыть рабов.

Там выше Вы говорите что возможно до 20км сокращались волоки с Дона на Волгу, это все равно очень  длинный путь. Для войск - нормально, для торговцев, ИМХО, напряженно - хотя и преодолимо. Еще думаю что если там торговля оживленно шла через этот тогдашний Волго-Дон то хазарейцы обязательно обустроили там или канал или какие то промежуточные рынки. Возможно все оно там было но пока не найдено и еще возможны другие русла и сильное увлажнение, тогда бы и Маныч был проходим.

Наверх
 
этнограф
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 340
г.Киев
Пол: male

КМИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19317 - 07.12.2021 :: 22:21:28
 
upasaka писал(а) 07.12.2021 :: 15:37:01:
Подробности есть?
ну как бы Фадлан застал в начале 10в в Болгаре русь проделавшую этот путь, если не считать канеша что оне обратно вверх по Волге пилили...
Больших подробностей чем у него про тех кто там ходил - вряд ли у кого можно найти.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19318 - 07.12.2021 :: 22:27:55
 
этнограф писал(а) 07.12.2021 :: 22:21:28:
если не считать канеша что оне обратно вверх по Волге пилили...

А что, по-русски нельзя?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #19319 - 07.12.2021 :: 22:31:32
 
этнограф писал(а) 06.12.2021 :: 22:18:02:
ВотЪ где то так...

вы можете объяснить порт в Дании - Варанга фьорд и на берегу Крыма, недалеко от мыса, где Ифигению гонял Герой - Варанга Лимен.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 964 965 966 967 968 ... 977
Печать