ИВК
|
Эта тема - не для споров норманистов с антинорманистами и прочего, чем и так забиты исторические форумы. Эта тема - для выяснения того, в чём основной смысл летописного рассказа о призвании.
Обычно это событие именуют призванием варягов. Но ведь в летописи ясно сказано, что сначала изгнали варягов, а потом вместо них пригласили русь. Даже если она варяжского происхождения, то в дальнейшем летописцы чётко отличают её от варягов. Последние и потом всегда приходят из-за моря; никаких варягов, которые живут на Руси из поколения в поколение, "Повесть временных лет" не знает. Поэтому бессмысленно говорить о том, что некие варяги были приглашены, осели тут и правили, передавая власть своим потомкам. Не варяги, а именно русь. Так что не было призвания варягов. Было их изгнание и затем призвание руси. Причём логично предположить наличие обратной связи между этими событиями. Варягов, наверное, прогнали потому, что уже тогда видели альтернативу им - русь. Чем-то русь была принципиально лучше варягов, если уж её призвали раз и навсегда. А в чём основной смысл летописного рассказа о призвании руси? Кому и что он должен был объяснить? И люди, изустно передававшие это сказание из поколения в поколение, и летописцы, записавшие его в 11 веке, и князья, и другие читатели летописей принадлежали (не все, так большинство) к тому самому народу русь. И они должны были понимать, каково его постоянное место в мире. Меняется многое, а вот что для народа русь вечно и неизменно, что составляет его сущность? Повесть о призвании как раз и помогала ответить на этот вопрос. На фоне огромных различий между изображённым в ней миром и реалиями 11 века века особенно очевидно то, что остаётся неизменным. Что именно? А неизменно то, что русь как в эпоху призвания, так и во времена составления первых летописей - государствообразующий народ громадной державы. Вот есть вятичи, дреговичи, весь и прочие (а эти народности и при первых летописцах составляли ещё значительную часть населения Руси), и новые общности, такие как черниговцы, полочане и другие. Все они живут своими локальными интересами и всего лишь признают верховную власть, поддерживающую мир на огромном пространстве, заселённом восточными славянами и их соседями. И есть русь, смысл существования которой состоит как раз в сохранении этой общей власти. Если русь исчезнет или забудет о своём предназначении, то верховная власть рухнет, и тогда опять "восстанет род на род" и воцарится хаос. Так вот, рассказ о призвании утверждает, что русь затем и появилась, чтобы установить и поддерживать здесь мир; эта её роль изначальна и постоянна. Ведь что именно принесла русь в восточнославянские земли? Во всяком случае, не государственность как таковую. Летопись прямо говорит о наличии "княжений" у разных восточнославянских народностей ещё до призвания. Нет также весомых оснований полагать, что раннее русское государство по структуре чем-то в корне отличалось от таких "княжений". Чем оно в самом деле их далеко превосходило, так это размахом. Народ русь отстаивал интересы всего восточнославянского мира (прежде всего - организацией надёжной защиты его от кочевников, для чего единая власть совершенно необходима). И в связи с этим вот какой вопрос. "Земля наша велика и обильна..." - о какой земле речь? Обычно считается, что о территории тех народностей, которые непосредственно участвовали в призвании. Но то, как быстро русь двинулась оттуда на юг, наводит на мысль, что под "великой и обильной землёй" подразумевалась Восточная Европа вообще (по меньшей мере, земли восточных славян и тесно связанных с ними иноязычных народов). А её северные леса послужили просто плацдармом, на который русь опиралась для достижения своей истинной цели. Вероятно, русь изначально затем и приглашали, чтобы она организовала всех восточных славян и связанные с ними народы для разгрома Хазарии и защиты чернозёмного юга от кочевников. Недаром в летописи сначала нарисована общая картина - с севера лезут варяги, с юга - хазары, и уже на таком фоне повествуется о дальнейшем: русь, устранив варяжскую угрозу, приступает к решению основной проблемы - хазарской. Или, вернее, степной вообще. Вокруг чего и строится вся русская история последующих веков. Исходя из всего этого, можно отделить самую суть сказания от всего менее важного. А суть в том, что другие живущие здесь народы доверили руси верховную власть ради обеспечения мира. А действительно ли русь изначально была связана с варягами (и норманны ли те), в самом ли деле она пришла из-за моря, и точно ли отражённые в рассказе события произошли во второй половине 9 века, а не раньше - вопросы хоть и важные, но всё-таки второстепенные. А самое сомнительное, на мой взгляд, то, что предводитель руси на момент призвания - отец Игоря (и вообще предок русского княжеского рода). Вот это сильно смахивает на позднейшее добавление. Однако искажения, внесённые им в рассказ о призвании руси, нисколько не меняет его суть. Потому что он - о народе русь, а не о династии.
|