Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 446 447 448 449 450 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559859 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8940 - 29.09.2018 :: 20:01:54
 
Виктор3992 писал(а) 28.09.2018 :: 20:44:18:
μονόξυλα

Продолжим...
Выше отмечал вывод Литаврина, и его поддерживает Щавелев:
" Примечательно, что в текстах второй половины IX – первой половины X в. не используется термин τὸ μονόξυλον применительно к кораблям росов (руси).
Этот термин появляется только в середине X в. в трактате De Administrando Imperio 45 императора Константина VII Багрянородного" - термин τὸ μονόξυλον в трактате Константина Багрянородного, сродни лексеме "руги", с которой бегал по ветке известный оппонент, потому что,
термин τὸ μονόξυλον в трактате Константина Багрянородного -дань книжной традиции.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8941 - 29.09.2018 :: 21:30:10
 
scriptorru писал(а) 29.09.2018 :: 11:38:52:
В византийском чтении β - это "в". Важно с чем тексты начала VIII в. сравнивают карав, как тип, видимо транспортных военных судов. С диерами ... В классическом понимании - диера, судно с двумя рядами весел. С кастеллатами - у тех вроде как задранные высоко нос и корма... При толковании терминов, важно наиболее близкие по времени источники использовать.


Ну я с этим не спорю, только там есть указание на καματερά что переводят как транспортные, как будто бы были и другие возможно. Плохо что Банников не указал контекст где это караб/карав упоминается.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8942 - 29.09.2018 :: 22:24:28
 
upasaka писал(а) 29.09.2018 :: 16:26:26:
Выделил "моноксил" - Ну, причем эта лексема? Это обыкновенная книжная ученость у Константина. С атаки росов 626 года, этот тип не упоминается в византийской графике.


Все может быть.
Но я все таки проверил по Скафе и вот что дает словарь
SCAPHA - Graece ακάφη, a concavitare nomen habet, ex σκάπτα, fodio: quod primum ex praegrandi arbore excavari coeptae sunt.
http://latin_latin.enacademic.com/53141/SCAPHA

Пселл пишет
"καὶ δεῖν ἐγνωκότες διὰ θαλάττης πρὸς ἡμᾶς ἐμβαλεῖν, ὑλοτομήσαντες ἄνωθεν καὶ σκάφη μικρά τε καὶ μείζω...βαρβαρικῶν σκαφῶν..." ну и тд.

Что из себя представлял Скафа -  σκάφη, σκαφίδια на тот период времени пока неясно.

Исидор пишет - "Scapha sine catascopos est nauicula leuis ex uimine facta crudoque corio contecta"
Скаф без catascopos есть небольшая лодка обтянутая кожей. (если тут все правильно)

У  Исидора  встречается  следующее  замечание:  "Scapha,  qui  et  κατάσκοπος, nauigium quod Latine speculatorium dicitur (Isid. etym. XIX 1, 18)"
Скафа  (scapha)  —  он  же  κατάσκοπος  —  судно,  которое  по-латински  называется разведывательным судном (speculatorium).
-------
Сaudica = nāuis caudicāria (cōdicāria): ‘лодка-однодеревка’

у  Авла  Геллия  (Gell.  X  25,  5),  а также у Исидора Севильского:  "Haec et caudicae, ex uno ligno cauato factae; et inde caudicae quia a quattuor usque  ad decem homines capiunt (Isid. etym. XIX 1, 27). "
Им (т. е. trabariae) подобны caudicae 443 , которые тоже делаются из единого ствола. Они и  называются  caudicae ,  ибо  могут  вместить  (capiunt)  от  четырёх  до  десяти  (decem)
человек
.
У  Сенеки  нам  встречается  также  форма  «codicaria»: " …  et  naues  nunc  quoque  ex
antiqua consuetudine quae commeatus per Tiberim subuehunt codicariae uocantur (Sen. de breu. uitae XIII 4).
"
Да  и  суда,  которые  по  Тибру  доставляют  товары,  тоже  в  нынешнее  время  по старинной привычке называются «комягами» .

Т.е тут видно что есть разделение между Скафа и Сaudica.
-------
Αcatium ‘грот’ (< ἀκάτιον, субст. прилаг., подразумевается ἱστίον). 

Определение  этого  слова  встречается  в  словаре  Гесихия:  ἀκάτια,  τὰ  μεγάλα ἄρμενα.

Слова Исидора, по всей видимости, подтверждают это определение: 
"Ex quibus acation uelum maximum, et in media naue constitutum (Isid. etym. XIX 3, 2)."
Акатий   — самый большой парус, установленный по центру судна. 

Таким  образом,  можно  заключить,  что  это  грот.  Это  подтверждается  тем,  что
Юлий Поллукс называет самую большую мачту, т. е. грот-мачту, ἀκάτειος

-----------
К греческим словам восходят многие названия  кораблей
(celox  <  κέλης;  lembus  <  λέμβος;  carabus  <  κάραβος;  paro  <  παρών;
myoparo < μυοπάρων; cercurus < κέρκουρος; catascopus < κατάσκοπος; scapha < σκάφη; cumba
<  κύμβη;  dicrotum  <  δίκροτον;  aphractus  <  ἄφρακτα;  phaselus  <  φάσηλος;  trieris  <  τριήρης;
tetreris  <  τετρήρης  и  т.  д.),  и  обозначения  элементов  устройства  корабля  (anc(h)ora  <
ἄγκυρα;  aplustre  <  ἄφλαστον;  bracchium  <  βραχίων;  carbasus  <  κάρπασος; 
acatium  < ἀκάτιον)...
//Латинская мореходная лексика в античности (опыт системного анализа)  Павлова О. С.

Mālus: ‘мачта’
В  русском:  мачта,  щёгла,  арбор,  дерево. (Богородский  Б. Л.  Русская  судоходная терминология в историческом аспекте)
Хотелось бы посмотреть подробней, но к сожалению пока эту работу найти не могу.

Просто чтоб не получилось так, что однодеревка это судно с одной мачтой. Смайл
Борисова О.В пишет - Б.Л. Богородский - автор докторской диссертации "Русская судоходная терминология в историческом аспекте" (1964) и других работ. Б.Л. Богородским было установлено, что к концу XVII вв. наметились три терминологические системы, имеющие различные источники и разные зоны бытования: старая русская, средиземно-черноморская и балтийская.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8943 - 29.09.2018 :: 22:50:49
 
upasaka писал(а) 29.09.2018 :: 20:01:54:
Продолжим...
Выше отмечал вывод Литаврина, и его поддерживает Щавелев:
" Примечательно, что в текстах второй половины IX – первой половины X в. не используется термин τὸ μονόξυλον применительно к кораблям росов (руси).
Этот термин появляется только в середине X в. в трактате De Administrando Imperio 45 императора Константина VII Багрянородного" - термин τὸ μονόξυλον в трактате Константина Багрянородного, сродни лексеме "руги", с которой бегал по ветке известный оппонент, потому что,
термин τὸ μονόξυλον в трактате Константина Багрянородного -дань книжной традиции.


Тут если я правильно понял все достаточно просто если смотреть в общем, если же разбирать детали могут возникнуть проблемы. Щавелев говорит о том что моноксила это славянское плавсредство, а раз "в текстах второй половины IX – первой половины X в. не используется термин τὸ μονόξυλον", но есть росы регулярно атакующие византийцев, на своих "кораблях - лодках", значит эти росы приходили не на моноксилах.

И если Щавелев подразумевает норманнов (под северными скифами ),то мы можем предположить обитателей Таврики, Азовского моря, Кубани вообщем те края. И что Русь (или какая-то из ее часть) изначально использовала Черноморские судостроительные традиции для передвижения по этому морю, а затем ввиду того что эта Русь ушла, или ей пришлось уйти в глубь континента она перешла на на славянские моноксилы. Ну это грубо говоря и в самых общих чертах. Вы об этом, или о чем-то другом? 
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8944 - 29.09.2018 :: 23:42:04
 
Виктор3992 писал(а) 29.09.2018 :: 22:50:49:
И если Щавелев подразумевает норманнов (под северными скифами ),то мы можем предположить обитателей Таврики, Азовского моря, Кубани вообщем те края. И что Русь (или какая-то из ее часть) изначально использовала Черноморские судостроительные традиции для передвижения по этому морю, а затем ввиду того что эта Русь ушла, или ей пришлось уйти в глубь континента она перешла на на славянские моноксилы. 

Вы имеете ввиду, что когда русь пришла в Константинополь на "новых" кораблях, кто то подсказал К.Б. что они уже  на таких приходили лет 100-200 назад? Кто же это такой памятливый?
Более убедительна, по моему, что моноксил это калька со славянского однодеревка.
Возможно русы так называли свои суда и информатор императора сделал ему такой перевод.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8945 - 30.09.2018 :: 11:03:15
 
Виктор3992 писал(а) 29.09.2018 :: 22:24:28:
чтоб не получилось так, что однодеревка это судно с одной мачтой.

Да, это может иметь перспективу.
Навряд греков интересовали особенности изготовления судов русов, а вот количество мачт, форма и размер паруса - бросались в глаза.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8946 - 30.09.2018 :: 11:44:58
 
Талян писал(а) 29.09.2018 :: 23:42:04:
Вы имеете ввиду, что когда русь пришла в Константинополь на "новых" кораблях, кто то подсказал К.Б. что они ужена таких приходили лет 100-200 назад? Кто же это такой памятливый?
Более убедительна, по моему, что моноксил это калька со славянского однодеревка.
Возможно русы так называли свои суда и информатор императора сделал ему такой перевод.

Если σκαφίδια, μονόξυλα, άκάτοις и Ρῶς καράβια (хотя тут не точно) это все однодеревки, то значит и нет никаких новых кораблей. Это если информатору сказали именно так, т.е однодеревка.

А если нет? К примеру ему ответили - ладья, какой должны были предоставить перевод императору в этом случае?
Наверное что-то вроде - σκαφοειδής, поскольку это слово (если верить переводу гугла) обозначается как ладьевидный, а на латыне navicularis.

Вообще с этим σκαφίδια непонятно... зачем его нужно было упоминать. Ну строят себе моноксилы и пусть дальше строят. Этот термин употреблен всего один раз и в том месте где речь идет о неподготовленной к дальнему переходу моноксилы. Как будто бы КБ случайно проговорился о том, что он подразумевает в своей терминологии под словом однодеревка. Однако Пселл 1043г описывая примерно тоже самое (изготовление судов) + сам бой уже на постоянной основе употребляет термин σκαφή по отношению к роским кораблям.

Из словаря русского языка XI–XVIIв (самое ранние упоминание 1585г)

...
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8947 - 30.09.2018 :: 11:49:23
 
По поводу карабия
------

κάραβος Впервые этот термин появляется на другой окраине Империи – в Египте.
Считается, что впервые термин κάραβος встречается в папирусах из Арсиноя и Файюма.
Однако действительно широкое его использование отмечается в греческих папирусах, известных под названием Aphrodito Papyri.

Вот из сопоставления таких документов мы и узнаём, что слово κάραβος из греческих документов 706-711 гг. в соответствующих арабских папирусах переводятся как safīna, иногда как qādis и mawā(‘)īn, но никогда как qārib.

Помимо упоминания в греческих папирусах начала VIIΙ в., встречается еще в Пасхальной хронике (анонимная византийская хроника VII в., известная под названиями Chronicon Paschale, Chronicum Alexandrinum, Chronicon Antiochenum, Chronicon Casaubonianum, Chronicum Constantinopolitanum, Fasti Siculi):

καὶ ἔξορυχθέντων τῶν ὀφθαλμῶν αὐτὸν βληθεὶς εἰς κάραβον ἐκαύθη

а также в бумагах Агафона, папы римского (678-681) (почему-то этот факт ускользнул от исследователей).  В «Пасхальной хронике» относится лишь к тем событиям, которые начинаются с правления императора Фоки (602-610 гг.). Итак, следует признать, что термин κάραβος как обозначение корабля появился в греческом языке не ранее VII в. И скорее всего он возник именно в Египте.
https://galea-galley.livejournal.com/6714.html
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8948 - 30.09.2018 :: 11:53:07
 
Ранее термин κάραβος встречался в ряде византийских источников, правда без определения.
Так в сочинении Константинопольского патриарха Фотия I (820-891) ΛΕΞΕΩΝ ΣΥΝΑΓΩΓΗ в словарной статье ἐφόλκια мы читаем:
"Ἐφόλκια: καράβια μικρά. παρὰ τὸ ἕλκεσθαι ὑπὸ τῶν κωπηλατῶν ἢ τῶν μεγάλων πλοίων. καλοῦνται δὲ καὶ οἱ τῶν πόλεων τὰ ὤνια ἐπισκοπούμενοι."

«Эфолкии: маленькие карабии, [названные так] из-за того, что они движутся усилиями гребцов или на буксире у крупного судна…»
От Фотия определение эфолкии почти без изменений перекочевало в византийский энциклопедический словарь Х века, известный под названием Суда (Σοῦδα).

Помимо определения через κάραβος  термина ἐφόλκια в Суде через это же интересующее нас название определяется термин λίβερνα («либурны»): Λίβερνα: εἶδος πλοίου. καράβια. πηξάμενος δρομάδας τριακοντήρεις Λιβερνίδων τύπῳ «Либурны: Тип корабля. Карабиа. [Он] построил тридцативесельные дромоны по либурнскому образцу.»
У Фотия вообще стоит знак равенства между двумя типами кораблей: «Λίβερνα: καράβια.»
https://galea-galley.livejournal.com/tag/carabus
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8949 - 30.09.2018 :: 14:24:20
 
upasaka писал(а) 27.09.2018 :: 12:25:55:
Тогда почему в Церемонии "корабли росов"?

Еще раз повторюсь, надо смотреть контекст сообщения К.Б. полностью, а не выхватывая отдельный кусок. А то получается как с пресловутым островом русов. Одни переводят текст Ибн Русте ка "остров длиной три дня пути", другие "до острова три дня пути", что как вы понимаете совершенно разные вещи. Кроме того, Загоскин, со ссылкой на того же К.Б. приводит другой текст, не указывая, правда, к какому походу он относится:"ρούσιχα χαράβια, 'Ρώς  χαράβια".  Обычно это переводится как "русские корабли, корабли русов". Получается непонятная и необоснованная  тавтология. Вместе с тем, в "Хронографии" Феофана (760-818) есть  сообщение, датируемое 765 годом (на самом деле поход состоялся в 774 году), в котором говорится:

"В сем году в мае месяце, индиктиона 12, Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий против Болгарии, и сам сев на русские судна  намеревался плыть к реке Дунаю"

Некоторые русские историки не обоснованно видят в это сообщении указание на то что у же в 8 веке  греки пользовались услугами русов, в том числе их флотом. Противники данной точки зрения полагают что речь идет не о русских а о красных, пурпурных т.е. императорских хеландиях. На греческом фраза выглядит "ρούσια χελάνδια", что почти тождественно "ρούσιχα χαράβια". Поэтому можно предположить что и фразу К.Б. "ρούσιχα χαράβια, 'Ρώς  χαράβια" следует понимать не как "русские корабли, корабли русов", а как "красные(пурпурные) карабы, карбы росов". Можно, конечное, порассуждать о том, что  отправляясь на службу к грекам русы красили в красный/пурпурный цвет свои суда. Но более вероятно что, как в случае с Феофаном, русы просто плыли на императорских (красных, пурпурных) карабах. Кроме того.... русы служат наемниками,  морской пехоте греков, с 911 года. Договор Олега от 911 года оговаривает условия их найма, поэтому вполне можно предположить что в  походе что 935 что 949 года участвовали не прибывшие из Руси суда русов, а греческие корабли с русской командой. В любом случае надо рассматривать все варианты, плюс качественные переводы источников.

upasaka писал(а) 27.09.2018 :: 12:25:55:
Все это так, но " «Моноксилы»  буквально  означает  «однодеревки»,  лодки,  выдолбленные  из  цельного ствола. Не обязательно думать, что киевские росы переплывали Черное  море именно  на  таких  утлых  суднах. 

Ну так покажите другие, хоть что то ?

upasaka писал(а) 27.09.2018 :: 12:25:55:
В византийской  литературе  «моноксилы»  — варварский  и даже специфически  славянский  тип  кораблей" - это Толочко А.

Толочко крупный специалист по моноксилам? Впрочем, что вы этим хотели сказать?

upasaka писал(а) 27.09.2018 :: 12:25:55:
А вот Arrignon " "La navigation  sur la  'Route  des Varegues aux Grecs" - где смысл:
Констатируя тот факт, что русские исторические и юридические источники не упоминают термин  «моноксилы»,  термин,  который  использовали  византийцы  для  обозначения  кораблей,  на которых  русичи  воевали  против  Константинополя  в  Х  веке,  согласно  своим  лингвистическим  и археологическим  исследованиям,  автор  показывает,  что  русичи  используют  термин  «ладья»  – морские суда


А почему русские источники должны применять греческий термин к судам производимым на Руси издревле и не по греческим технологиям? Термин ладья не означает исключительно морское судно. Это общий термин для плавсредсва независимо от того где оно используется на реке, озере или море.

upasaka писал(а) 27.09.2018 :: 12:25:55:
Византийские историки используют термин «моноксилы» при описании битв русичей против Константинополя в Х веке, опираясь на сведения VII века, когда славяне пересекали Дунай на моноксилах.


На чем основано это вше утверждение?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8950 - 30.09.2018 :: 15:13:26
 
Roxsalan писал(а) 30.09.2018 :: 14:24:20:
Еще раз повторюсь, надо смотреть контекст сообщения К.Б. полностью, а не выхватывая отдельный кусок.

Приведено полностью. Roxsalan писал(а) 30.09.2018 :: 14:24:20:
На чем основано это вше утверждение?

И вы ссылались на 626 год.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8951 - 30.09.2018 :: 15:17:11
 
Roxsalan писал(а) 30.09.2018 :: 14:24:20:
олочко крупный специалист по моноксилам? Впрочем, что вы этим хотели сказать?

А что, Загоскин специалист? Для меня специалист, кто перевел греческие тексты, кто прочитал сотни греческих источников и делает вывод.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8952 - 30.09.2018 :: 15:19:28
 
Виктор3992 писал(а) 30.09.2018 :: 11:53:07:
Так в сочинении Константинопольского патриарха Фотия

Виктор3992 писал(а) 30.09.2018 :: 11:53:07:
У Фотия вообще стоит знак равенства между двумя типами кораблей:

А вы не задумывались, почему Фотий не вспоминает про моноксилы?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8953 - 30.09.2018 :: 15:21:00
 
Виктор3992 писал(а) 30.09.2018 :: 11:49:23:
По поводу карабия

В Церемониях означал просто морское судно - корабль.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8954 - 30.09.2018 :: 15:26:01
 
Виктор3992 писал(а) 29.09.2018 :: 22:24:28:
Все может быть.

А вы проверьте, были ли такие сообщения?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8955 - 30.09.2018 :: 15:32:05
 
Виктор3992 писал(а) 29.09.2018 :: 22:50:49:
И если Щавелев подразумевает норманнов (под северными скифами )

Для того, чтобы утверждать, что под "северными скифами" подразумевает Щавелев, надо прочитать его работу, где он разбирает гл. Ναυμαχικά
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8956 - 30.09.2018 :: 16:41:28
 
Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:45:10:
В классических текстах эти корабли называются также лемб (lembi), и были они быстроходными, легкими,  многовесельными  кораблями."

именно по этим критериям быстрые и легкие вероятно и были названы суда перевозившие сарматов через Дунай лембами. Или будем всерьез рассуждать о том, что у сарматов были свои собственные многовесельные лембы? Где и когда они их успели настроить? От Монголии на телегах везли или из Китая?
Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:45:10:
По поводу судов Игоря я согласен, но ведь не только моноксилы могут уйти на мелководье и малый размер видимо в сравнении с Хеландий.

Да почему именно с хеландией, а не с той же акатой, которая как мы с вами выяснили имела и разный тип и разный класс, в том числе и по назначению и грузоподьемности ?

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:45:10:
Описанные вами суда имеюют в своем основании долбленный ствол дерева это да, но далее эту конструкцию доводят до ума. Нарощенные борта, шпангоуты, отверстия для канатов и т.д. Т.е "Это именно ладья, а не простой челн, у которого не бывает ни шпангоутов, ни мачты, ни подобной обшивки"

Еще раз. Найденое на Хортице и датируемое Х-Х1 в. судно вместимостью до 15 человек не имело шпангоутов, но исследователи полагают что на нем можно было поставить парус и оно было способно ходить по морю. Относительно дороски бортов, высказываются лишь предположения что возможно борта наращивались. Как, я уже тут спрашиваю у всех уже битый день. Ответа нет. Процитированный мною и вам тут Алешковский отрицает такую возможность, считая что у простого челна не бывает обшивки, шпангоутов и мачты. Рассмотренная им ладья начала Х1 веке это уже долбленка с шпангоутами. Но, проблема в том что суда такого типа малохарактерны для юга. Единственный экземпляр Черниговский челн сопоставим с тем что нашли на Хортице, но уже со шпангоутами и датируемый Х111 веком. Уже цитировал тут Сорокина, повторюсь

"Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам,на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере." (Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье)

Т.е. что получается, с одной стороны археология показывает, что в массе своей суда южной руси это не расширенные  долбленки однодревки, на которые ВОЗМОЖНО дошивались борта. Как дошивались, никто не поясняет. С другой стороны, есть некоторые пожелания историков и археологов, основанные в основном на русских письменных источниках, типа фальшивого договора Олега и ряде вольно трактуемых византийских и арабских источников,  что  суда русов были значительно больше. Доказать это на имеющемся археологическом материале практически невозможно ( даже найденные в Гнездово относительно недавно шпангоуты указывают на то, что это была небольшая лодка) поэтому дальше идут ссылки на запорожских и донских казаков 17 века которые действительно строили вместительные струги, насады и чайки. И это все что у нас по судам руси имеется. Как говорится реальность расходится с желаниями. По крайней мере пока. Кстати, в работе "Судостроительная традиция северо-западной Руси в Средневековье" Сорокин весьма критично отозвался об выводах Алешковскго относительно найденного в  Новгороде в 1960 году. По его мнению

"Изучение этнографических материалов позволяет несколько по-иному взглянуть на ладью-однодеревку нач. XI в., опубликованную М. X. Алешковским, который интерпретировал ее как набойную одномачтовую ладью с дополнительной обшивкой из дуба, прикрепленной с помощью клея и нагелей к корпусу / Алешковский М. X. 1969. 264—269. /. Сохранившийся фрагмент ее верхнего края имеет небольшой выступ шириной 2,6 см, который препятствовал бы соединению набойной доски с долбленкой, отверстия же в верхнем срезе лодки с остатками деревянных шпилек-нагельков, по нашему мнению представляют собой следы крепления реллинговой планки, завершавшей оформление борта. На ней могли быть установлены уключины, хотя это и не обязательно, так как лодки такой величины могут приводиться в движение и управляться одним веслом с кормы, либо двухлопастным веслом. Деревянные шпильки-нагеля, забитые рядами с интервалом около 90 см поперек корпуса лодки, связываемые автором с креплением дополнительной обшивки, в этнографической традиции хорошо известны. Они называются сторожками и служат индикаторами толщины стенок лодки при выдалбливании. Фрагмент луба, наложенный в одном месте на корпус судна представляет собой ремонтную заплатку, которая накладывается на пробоины и трещины, образующиеся уже при изготовлении судна. Судя по всему, рассматриваемое судно являлось обычной однодеревкой. К судам этого типа можно отнести, упоминаемые в письменных источниках: челн, ладью, набойную ладью."

В общем как видим, и тут не все так однозначно. А ведь это единственное что могли предложить в  качестве ладьи русов ходившей на Византию. И в этом вся проблема.

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:48:20:
В последней части вашей фразы чувствуется какая-то обреченность. И это можно было бы понять если напали на росов, и тем ничего другого не оставалось делать как попробовать отбиться на моноксилах. Однако источник говорит что инициатором нападения были росы. Чтобы потом что? пойти на дно под градом копий камней и греческого огня, которыми их осыпали с больших ромейских кораблей. Должно быть в это предприятие росы вложили не малое количество сил и средств, чтобы потом так бездарно пустить их на ветер.

Помните как у Горького "Безумству храбрых поем мы славу! „Безумство храбрых — вот мудрость жизни"

Долбленки на которых славяне с аварами напали с моря на Константинополь авары к морю привезли на телегах. Но это не мешало им и славянам пойти на приступ, который кончился полным разгромом. Сомалийские пираты на катерах и моторных лодках нападают на огромные корабли и не боятся военно морской флот развитых морских стран. Надеюсь вы понимаете к чему это я. Тем более что вероятно русы не всегда  планировали сражаться с греками на море, у них были другие задачи, малеха пограбить побережье и вынудить греков платить дань. Кстати, мало кто обращает внимание на тот факт что во всех известных случаях морских походов руси на Византию, русы приходили к Константинополю тогда, когда там отсутствовал греческий флот. Так было и в 860 и в 941 и в 1043 году. Поход 907 года сомнителен и если он состоялся то как  показал Кузенков в 904 году, когда греки были втянуты в очередную арабскую войну и флот был оттянут на южном направлении. Так что русы возможно и вообще не собирались биться с греками на море. Но коли уж пришлось то приняли бой на том что у них было.

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:51:48:
Святослав был совсем в другом положении и общался не покидая ладью, о каком расчете вы говорите?

Расчет не при Святослав при Мономахе.

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:51:48:
Думаю что 100 тыс это сильное преувеличение.

Да даже и без этого, посчитайте сколько было в судне воинов если русы требовали по 1000 статиров на судно?
Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 19:51:48:
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них.
Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. "(Лев Диакон)

Кстати, а вы себе представляете Святослава мореходом? ПВЛ о походе Олега пишет

" Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собой много варягов и словен, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются толковинами*: их всех называют греки «Великая Скифия». И со всеми с ними пошел Олег на конях и кораблях, и было кораблей числом 2000."

О походе Игоря:

"Пошел Игорь на греков. И известили болгары царя, что идут русские на Царьград, 10 тысяч ладей. И те приплыли и начали воевать Вифинскую страну, и воевали земли по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, Суд весь сожгли."

А о походе Святослава

"Когда Святослав вырос и возмужал, начал он собирать множество воинов храбрых, и легко, как пардус, передвигаясь в походах, много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину или говядину, жарил на углях и так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все его воины."

Ну самый настоящий мореход. О походе на Дунай ПВЛ пишет

"Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце*, беря дань с греков."

Про ладьи ни слова. Идем дальше. Узнав об осаде Киева печенегами

"Святослав с дружиной быстро сел на коней и вернулся в Киев"

После смерти матери Святослав снова возвращается в Болгарию и снова про ладьи у летописца ни слова. Ладьи появляются только в рассказе о возвращении Святослава с Балкан

"Заключив мир с греками, Святослав пошел в ладьях к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд*: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях"

Откуда взялись эти ладьи непонятно, ка непонятно лошадок на которых Свенельд свалил в Киев бросив князя русы что тоже на ладьях возили? Греческие источники упоминают о то что у Святослава были какие то суда. Лев Диакон пишет

"Калокир, посланный к тавроскифам по его царскому приказу, прибыл в Скифию, завязал дружбу с катархонтом тавров [5], совратил его дарами и очаровал льстивыми речами... Выслушав слова Калокира, Сфендослав [9] (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян, он, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну все молодое поколение тавров.... он вместе с патрикием Калокиром, с которым соединился узами побратимства [11], выступил против мисян... Узнав, что [Сфендослав] уже подплывает к Истру и готовится к высадке на берег, мисяне собрали и выставили против него фалангу в тридцать тысяч вооруженных мужей. Но тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян."

Что тут интересно, Диакон  указывает на то что русы это тавры и  к Дунаю они пришли на челнах. Само по себе уже это заставляет задуматься. В летописи Святослав в походы ходит на конях, а у греков идет на челнах. Читаем дальше.

" с катархонтом войска росов, Сфендославом, он решил вести переговоры. И вот [Иоанн] отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян награду [39], удалился в свои области и к Киммерийскому Боспору [40], покинув Мисию.... Полюбовавшись искусным плаванием кораблей в боевом строю и показательным сражением между ними (было их вместе с ладьями и челнами, которые теперь в народе называются галеями и монериями [6], более трехсот), император наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр для охраны речного пути,- чтобы скифы не могли уплыть на родину и на Киммерийский Боспор в том случае, если они будут обращены в бегство."

Лев дважды как видим указывает на то, что какие то русы пришли с Боспора. Факт сам по себе более чем примечательный. Следующий раз челны русов упоминаются при осаде Доростола

"Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их ромеи несказанно обрадовались, а скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь.... Потому они быстро собрали свои челны и подвели их к городской стене в том месте, где протекающий Истр огибает одну из сторон Дористола."

А это уже из Скилицы

"Свендослав, дождавшись глубокой и безлунной ночи, когда с неба лил сильный дождь и падал страшный град, а молнии и гром повергали всех в ужас, сел с двумя тысячами мужей в челны-однодеревки [и отправился] за продовольствием. Собрав где кто мог зернового хлеба, пшена и прочих жизненных припасов, они двинулись по реке на однодеревках в Доростол. Во время обратного плавания они увидели на берегу реки многих обозных слуг, которые поили и пасли лошадей либо пришли за дровами. Сойдя со своих судов и пройдя бесшумно через лес, [варвары] неожиданно напали на них, многих перебили, а прочих принудили рассеяться по соседним зарослям. Усевшись снова в ладьи, они с попутным ветром понеслись к Доростолу."

И опять все те же челны-однодеревки. В общем совершенно не ясно что за суда были у Святослава и где он их брал. Не ясно также где оставляли свои суда русы во время своих масштабных походов по Болгарии.






Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8957 - 30.09.2018 :: 17:09:20
 
Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 20:09:28:
Акатий. Акатий (άκάτιον, acatium) был заимствован римлянами у греков. Он представлял собой небольшое легкое судно, которое могло ходить как под парусом, так и на веслах. Фукидид называет акатием лодку, которую можно было перевозить на одной повозке

О том и речь. Вероятно суда русов и были таковыми.

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 20:09:28:
Скафа. Термин скафа (scafa или scapha) имел достаточно широкий смысл.

не обижайтесь, скафа к судам русов какое отношение имеет?

Виктор3992 писал(а) 27.09.2018 :: 20:32:55:
Следует отметить, что внутри каждого типа существовали разновидности, отличавшиеся оснасткой,
размерами и, разумеется, грузоподъемностью.

о том и речь. уже указывал, акты были разными и по размеру и по назначению. поэтому опираясь только на то что корабли русов названы акатиями невозможно сделать вывод о их размерах и грузоподъемности. Точно так же можно бесконечно спорить о том что такое ял, яхта и т.д., поскольку даже эти суда при одном и том же названии имели разные назначения и размеры.

...

это ял

...

и это ял

...

и это тоже ял. Если вы в тексте прочтете что русские куда то пришли на яле вы какой себе представите? Тоже самое можно и по яхтам привести

это яхта
https://c.pxhere.com/photos/83/b3/sailboat_sea_crimea_summer_vacation_travel-633...
и это тоже яхта
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/06f5fd29-b424-4faa-bc36-e6550557aac...
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8958 - 30.09.2018 :: 17:19:16
 
Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:13:41:
Вам пишут о однодеревках, Вы их путаете с долбленками.

это уже не смешно. однодеревка это и есть долбленка той или иной конструкции, т.е с расширенными или не расширенными бортами, с шпангоутами и без них. Приведите цитаты из работ где утверждается иное, а именно что долбленка и однодеревка это не одно и тоже.

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:22:45:
Моноксилом в данном случае, К.Б. называл суда на которых русы плавали в Константинополь. Очевидно является калькой на греческий русского слова слова однодеревка. Долбленка это уже Ваша фантазия, в попытке замутить суть вопроса.

еще раз моноксил, однодеревка и долбленка это одно и тоже. Укажите с цитатами кто считает иначе?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8959 - 30.09.2018 :: 17:40:47
 
Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:24:03:
А Вы почитайте самого К.Б. может, что для Вас и проясниться

уже тысячу раз перечитывал. И привел ссылки на тех, кто тоже перечитывал. это у вас талант вычитывать в текстах того чего в них нет. Но как говорится, хоть сто раз скажи халва во ту слаще не станет.
Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:31:46:
Назад возвращались очевидно тоже по воде, так как К.Б. что русы весной переставляли с прошлогодних судов на новые снаряжение.

Вот и расскажите как, как пороги преодолевают против течения на судах вместимостью в 40 чел.  А у русов судов для рек не было, с которых можно было такелаж на новые переустанавливать? Кстати какой именно такелаж, уключины и кормила? Или они и доски для обшивки со старых монокстил тоже перевешивали? Видать они в негодность в отличии от самого корпуса не приходили, верно?

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:31:46:
А напрасно спорите, тому что моноксины это дубовые долбленки подтверждения нет. Ни в источниках, ни археологических.

А тому что моноскилы не дубовые долбленки значит подтверждения есть особенно археологические? Ну так приведите их?

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:41:53:
Я не поленился привел Вам цитату из Русского историко-бытового словаря и что? Возразить Вам на нее толком нечего и Вы ее не заметили.

И что вы привели? Там что сказано что долбленка это не моноксил?

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:41:53:
Если нет продолжайте блуждать во тьме заблуждений.

именно вы там и пребываете, что неоднократно и демонстрируете.

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:57:46:
Почему именно по аналогии с судами античных пиратов? Гораздо логичнее по аналогии с собственными судами "Акатия - византийское довольно длинное судно с одной или двумя мачтами с четырёхугольными парусами, называвшимися acato."

да с чего вы это решили? Акатии были разными. О чем тут уже с цитатами писано и переписано много раз.

Талян писал(а) 27.09.2018 :: 23:50:49:
В русском языке корабль; судно; это обобщенные названия достаточно большого плавсредства.

да с чего вы это решили? Читайте того же Загоскина который приводит все случаи употребления терминов корабль, судно, ладья в русских источниках. Корабль, судно  это общее название для плавсредств независимо от их размеров и назначения. Кораблем на Руси и лодку называли, на что Загоскин указывает с цитатами из источников.

Наверх
 
Страниц: 1 ... 446 447 448 449 450 ... 977
Печать