Талян писал(а) 11.09.2018 :: 20:07:50:По Алешковскому "призвание" добавили в 1117-1118т годах,Кузьмин и Никитин критикуя Алешковского против этого факта не возражают.
"Специальную статью вопросу о происхождении варяжской легенды посвятил А. Г. Кузьмин.
В своей работе 1967 года он пришёл к следующим выводам: Сказание о призвании варягов исторически недостоверно и восходит к некоему ладожскому преданию;
оно отсутствовало в начальном русском летописании (как киевском, так и новгородском, поскольку в варяжской легенде говорится о «прозвании» руси от варягов, в то время как во всех известиях НПЛ XII – начала XIII в. «русью» называется Киевское Приднепровье) и впервые было внесено в летописи только около 1118 г. Древнейшим вариантом варяжского сказания, по мнению историка, является именно «ладожский», в Лаврентьевской летописи текст испорчен, а в НПЛ «отчасти испорчен, отчасти отредактирован». Замена Ладоги на Новгород была произведена позднее. Именно в «соперничестве двух северных городов», вероятно, и «заключался первоначальный смысл всего Сказания»[23]. Эти выводы учёный повторил в своей книге, посвящённой рассмотрению летописей как источника по истории Древней Руси"
"Позднее А.Г. Кузьмин несколько изменил свои взгляды в сторону признания общей исторической достоверности событий, описанных в Сказании о призвании варягов, но остался убеждён в приоритете «ладожской» версии[25].
В построениях учёного представляется заслуживающей серьёзного внимания постановка вопроса
о влиянии новгородско-ладожского политического соперничества XI-XII в. на формирование двух версий Сказания о призвании варягов."
"К «ладожской» версии склонился и М. Х. Алешковский, исследование которого, написанное в 1967 г., в полном виде,
подобно работе С. А. Бугославского, было опубликовано только через много лет после смерти.
По мнению учёного,
Сказание о призвании варягов восходит к летописи 1070-х годов, которую он называет «Начальной».
Обратив внимание на то, что в НПЛ читается рассказ о захоронении Олега в Ладоге, и возведя его
к той же летописи (в то время как в ПВЛ место захоронения Олега локализуется в Киеве, что,
по мнению учёного, не согласуется с идеей о том, что «ладожская» версия была введена в летописи только
на этапе создания одной из редакций ПВЛ), М. Х. Алешковский сделал вывод, что в «Начальной летописи имелся
круг сведений не только о Новгороде, но и о Ладоге». Из этого историк заключил:
«вполне вероятно позднее происхождение его (рассказа о Рюрике – М.Ж.) новгородской версии, что соответствует и исторически более раннему возникновению Ладоги», хотя затем оговорил, что «возможны оба варианта решения вопроса о соотношении ладожской и новгородской версий»"
"Подводя итоги сказанного в статье, констатируем:
1) Текстологический анализ Сказания о призвании варягов в НПЛ и древнейших списках ПВЛ свидетельствует о том,
что исходным в летописях был «новгородский» вариант вокняжения Рюрика. Именно он читался в древнейшей известной нам редакции ПВЛ (представленной полнее всего в Лаврентьевской летописи) и в предшествующем ПВЛ условном «Начальном» своде (как бы его ни понимать), вариант записи которого сохранила НПЛ[101]. «Ладожская» версия появляется только на этапе создания более поздней редакции ПВЛ,
представленной в Ипатьевской летописи, и, видимо, связана с неизвестным нам по имени летописцем, который рассказывает о своём посещении Ладоги."
О СООТНОШЕНИИ «НОВГОРОДСКОЙ» И «ЛАДОЖСКОЙ»
ВЕРСИЙ СКАЗАНИЯ О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
В НАЧАЛЬНОМ РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
М. И. Жих