Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 15 16 17 18 
Печать
Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира? (Прочитано 170555 раз)
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #320 - 21.11.2016 :: 11:14:03
 
voevodacastle
1. Я к тому что Город был главным потребителем рабов и если город в упадке -то в упадке все.  Изчезло в VII-VIII вв. представители  городской знати и мощного городского землевладения и богатая городская верхушка. Перебрались в сельскую местность оставшиеся торговцы и ремесленники. Утратила свое прежнее значение
ранневизантийская  гражданская  знать и  сенаторское
сословие. Упадок централизованной системы управления нашел свое выражение в исчезновении
позднеантичной системы принудительных торгово-ремесленных корпораций.
Ремесло стало свободным.
Город перестал господствовать над деревней.

2. Варвары хорошо управляли, и налогами меньше душили местных, чем ромеи. Но варваров уничтожило только две причины - это Велизарий (утрирую на самом деле имперская власть) и бунты среди своих, но если глубже если рассмотреть   то причина на самом деле,  Король утратил управление над королевством из за внешних  факторов. Короли в Испании чего только не пытались сделать, чтобы стабилизировать ситуацию в стране, как говориться и палкой и пряником, уничтожали любое не согласие,  подавляли мятежи в зародыше,  или наоборот давали свободу своим гражданам и рабам и наказывал тех кто жестоко обращался с рабами. Но ничего не помогло, в итоге королевство вестготов исчезло с карты. В Испании короли поняли что свободный раб даст больше пользы для королевства, то бишь даст приток больше налоговых сборов для казны короля. 
Ну еще  причина, это - при постоянных распрей, мятежное настроение войска и прочие восстания, сковывала силы войска государя, не было возможности использовать для соблюдения интересов каких то крупных землевладельцев. И что-бы разрядить социальную опасность и обстановку со стороны рабов, нужно было дать им политическую свободу.      

Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #321 - 21.11.2016 :: 11:54:29
 
То есть как выше было сказано, как рабы же могли убежать от хозяина. Вот при как раз в том хаосе который творился в королевстве, самое благоприятные условия для свободы рабов.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #322 - 21.11.2016 :: 21:00:49
 
extratime1 писал(а) 21.11.2016 :: 11:14:03:
свободный раб

Это оксюморон.


extratime1 писал(а) 21.11.2016 :: 11:14:03:
Короли в Испании чего только не пытались сделать, чтобы стабилизировать ситуацию в стране, как говориться и палкой и пряником, уничтожали любое не согласие,подавляли мятежи в зародыше,или наоборот давали свободу своим гражданам и рабам и наказывал тех кто жестоко обращался с рабами. Но ничего не помогло, в итоге королевство вестготов исчезло с карты.

Какие именно правители Вестготского королевства "давали свободу" римским гражданам или горожанам и каким образом, по-вашему, они это делали? К VII в. понятие "гражданин" почти полностью изменило содержание, обозначая теперь лишь жителя города в противовес сельскому населению.
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #323 - 21.11.2016 :: 23:53:44
 
Юстиниан весной 552 г. направил в Испанию флот под командованием патриция Либерия.
Испания, прежде всего долина Бетиса, освободилась от вестготской власти, но господствующая знать не хотела принять новых завоевателей.
Только восточные торговцы, жившие в  испанских городах и заинтересованные в политической власти императора, которая была бы гарантией общности средиземноморского торгового пространства, поддержали Византию.
Леувигильд (568-586)
В 570 г. на втором году своего правления Леувигильд начинает войну с византийцами.
В 575-576 гг., уже после своих побед над византийцами, Леувигильд делает следующий шаг, подчеркивающий полный суверенитет, абсолютную независимость от империи: он вводит собственную монету, и с этого времени хождение в Испании иностранных денег прекращается
Леувигильд стремился укрепить государство и свою власть в нем новым законодательством. С этой целью в 578—580 гг. был произведен пересмотр кодекса Эйриха и создан новый кодекс,
В новых законах были ликвидированы многие привилегии готов, и обе группы населения (германская и римская) оказались в равном положении перед законами
Реккаред (586-601 г.) издал закон, согласно которому устанавливались единые нормы судопроизводства для обеих групп населения (Leg. Vis. III, 5, 2). Практически с этого времени и вестготов, и испано (и галло)-римлян судили одни и те же суды, хотя и руководствовались при этом различными кодексами законов.
Вестготские короли, начиная с Тевдиса, делали шаги к уравнению юридического положения германцев и римлян. При Леувигильде и Реккареде в этом направлении произошел качественный скачок.
При Хиндасвинте и Рецесвинте издаются кодексы, имеющие силу для всего населения королевства без различия этнического происхождения. Создание единого законодательства завершило процесс слияния романского и готского населения.
Вамба по примеру Хиндасвинта пытался опереться на своих отпущенников и даже рабов, давая им те или иные должности при дворе.
Отпущенник не только становится свободным человеком, но и приобретает полную правовую независимость от своего бывшего господина. Но гораздо чаще отмечается другой вид: отпущенник, получив свободу, остается под покровительством (in patrocinio) и в подчинении (obsequio) прежнего хозяина.
При освобождении бывшему рабу дается пекулий, который привязывает его к светскому или церковному имению. И за него отпущенник платит патрону половину своего дохода (Leg. Vis. V 7, 13). Середина VII в. становится переломным моментом, в развитии института отпущенничества и рабства
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #324 - 22.11.2016 :: 00:00:46
 
Какие именно правители Вестготского королевства "давали свободу" римским гражданам и каким образом, по-вашему, они это делали? Ведь в приведённых Вами выше примерах римское гражданство не являлось синонимом рабства (что невозможно в принципе).
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #325 - 22.11.2016 :: 00:25:07
 
не знаю, может ваш вопрос не до конца понял. Приток рабов  это - Пленные часто обращались в рабов и завоз на Пиренеи сирийскими и греческими мореплавателями-торговцами, на полуострове их жило довольно много. Деление всего населения, было на романского, и германского, на рабов и свободных. Но политическая система Вестготского королевства была соединения двух структур — позднеримской и германской. Политическую власть осуществляли вестготы. Только вестгот мог быть королем, только из вестготов состояли высшие органы государственного управления.  Политическая система королевства, в Испании было не  германизировано а   романизирована. Может в начале когда пришли вестготы очень маленькую часть римского населения поработили (я не располагаю этой информацией), то к закату   однозначно их освободили.
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #326 - 22.11.2016 :: 13:48:42
 
ребята у меня вопрос по теме...
После эпидемии чумы в 542 г, вышел знаменитый эдикт императора Византии Юстиниана от 544 г. 122-я новелла задевавшая интересы ремесленников и торговцев в ней говорится "они, предавшись пороку алчности, требовали за свои изделия и труд двойную и тройную плату" [33, нов. 122]. Закон предписывал сохранять старую оплату, виновных же приговаривал к штрафу в тройном размере [33, нов. 122].

Здесь очевидно что рабочие и ремесленники, требовали зарплату выше, чем прежде только из за чумы то есть, УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Но все всех книгах про этот период, уважаемые авторы пишут о вздорожание цен и повышение заработной платы, и основной причиной по их мнению было следствием классовой борьбы, изменения социального состава населения и рабовладельческой системы византийского государства, труд раба уступал место труду ремесленников, рабовладельческие формы уступали место новым – колонату и крепостничеству. Мысль понятна, но слишком политизирована, на основе марксисткой теории.
Но вопрос как классовая борьба может повлиять на повышения зарплаты?
Я думаю что раба можно перевести в статус колона, прикрепить к земле - сделать крепостным, только если большая смертность населения, и не кому пахать землю. А не сам раб захотел и стал таким.
Наверх
 
voevodacastle
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2268
wish you were here
Пол: male

Alma Mater
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #327 - 22.11.2016 :: 18:52:45
 
extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 13:48:42:
Я думаю что раба можно перевести в статус колона, прикрепить к земле - сделать крепостным, только если большая смертность населения, и не кому пахать землю. А не сам раб захотел и стал таким.

Возможно еще и так - Прокопий пишет о жестоких набегах варваров на Балканы и персов на Сирию и Малую Азию. В  таких нестабильных условиях рабам захочется и возможно удастся удрать. А вот колон - еще подумает, какая никакая землица есть, хижина, жена, детишки, скотина. Хозяин правда грабит, но грабят везде, могут и убить, есть ли резон менять шило на мыло?

extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 13:48:42:
уважаемые авторы пишут о вздорожание цен и повышение заработной платы, и основной причиной по их мнению было следствием классовой борьбы

"Лучший друг и учитель советских историков" вообще писал о революции рабов и варваров. Уважаемые авторы наверно все еще не могут забыть его мудрых указаний?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #328 - 22.11.2016 :: 19:35:16
 
extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 00:25:07:
Приток рабовэто - Пленные часто обращались в рабов и завоз на Пиренеи сирийскими и греческими мореплавателями-торговцами, на полуострове их жило довольно много. Деление всего населения, было на романского, и германского, на рабов и свободных. Но политическая система Вестготского королевства была соединения двух структур — позднеримской и германской. Политическую власть осуществляли вестготы. Только вестгот мог быть королем, только из вестготов состояли высшие органы государственного управления.Политическая система королевства, в Испании было негерманизировано а романизирована. Может в начале когда пришли вестготы очень маленькую часть римского населения поработили (я не располагаю этой информацией), то к закату однозначно их освободили.

"
Общество в Королевстве вестготов (Тулузский и Толедский периоды)

1. Тулузский период и время кризиса (начало V – конец VI вв.)


А) Завершение расселения варваров


К 70-м гг. V вв. расселение вестготов в юго-западных (Испания и бывшая Нарбоннская Галлия) провинциях бывшей Западной империи практически завершилось. К моменту ее падения (476 г.) варвары чувствовали себя там уже достаточно уверенно. И это при том, что их удельный вес в общей массе населения был относительно невелик: в любом случае, он не превышал 1/10. Поэтому расселение варваров не нанесло сокрушительного удара по сложившейся социальной структуре и системе земельной собственности. В большей части испанских провинций их присутствия почти не ощущалось. Археологические свидетельства (прежде всего – расположение некрополей, мест захоронений варваров) говорят о том, что более или менее компактно германцы расселились лишь на ограниченных территориях. Так, большинство вестготских некрополей располагается в ограниченном пространстве к северу от р. Дуэро, на территории современной провинции Сеговия: до конца VI в. неподалеку отсюда проходила граница Свевского королевства, а потому на постоянной основе здесь были расквартированы вестготские войска. Что же касается остальной территории, то там следы присутствия германцев отмечаются лишь в минимальной степени.

В сельской местности (а в городах вестготы были представлены лишь в ограниченной степени) главной формой поселений оставалась сельская усадьба – крупная (villa) или небольшая (villula), являвшаяся центром парцеллярного семейного хозяйства. Крупные виллы являлись важными центрами ремесленного производства (вплоть до ювелирного дела), также нередко ориентированного на рынок. По своей структуре латифундии сохраняли дисперсный характер, включая, помимо усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, небольшие сельские поселения (vici), в которых проживали рабы и колоны – главная рабочая сила. Кроме того, определенное значение в этом качестве сохраняли и свободные арендаторы – известны арендные контракты этого времени. Однако, прослеживается тенденция к превращению этой категории свободных людей в колонов. В целом, принято считать, что земельная собственность постепенно концентрируется в руках ограниченного круга лиц. Ряд положений источников действительно свидетельствует об этом, однако не следует и переоценивать значение этой тенденции: мелкая и средняя земельная собственность по-прежнему сохраняла свое значение, особенно в северных и центральных районах полуострова.

Не фиксируется упадка и в экономической сфере, прежде всего – в характере денежного обращения. Хотя налоги (как, впрочем, и в римское время) взимались не только в денежной, но и в натуральной форме (главным образом – аннона для снабжения армии). Но мы хорошо знаем (в том числе, и из правовых текстов), что вестготские короли, подобно римским правителям, чеканили собственную монету. Так, наряду с позднеримскими золотыми солидами, в обращении находились серебряные тремисы (1/3 солида) и силиквы (1/24 солида), а также мелкие монеты из бронзы. Высокий уровень развития сохраняло и банковское дело. Аргентарии и ростовщики активно занимались ссудно-кредитными операциями (при законодательно установленном проценте в 12,5 % годовых).

Вестготы, о которых мы знаем больше, чем о большинстве других варварских народов, расселялись на территориях Южной Галлии и Испании в рамках римского института «гостеприимства» (hospitalitas). Окончательно сложившийся во второй половине IV в., он предполагал размещение войск (напомним: вестготы получили право на поселение как воины-федераты) на территории муниципальных общин. При этом, на их содержание должна была идти 1/3 муниципальных доходов (т. н. tertia). Ко второй половине V в., когда вестготы уже прочно утвердились в Испании, эта «треть» превратилась в земельные владения, доходы с которых были, по всей видимости, эквивалентны тем суммам, которые ранее германцы получали в денежной и натуральной (продовольствие, фураж и т. п.) форме.

Это нововведение освободило романское население от непосредственных выплат на содержание «союзников», хотя налоги по-прежнему взимались исключительно с испано-римлян. Около 476 г. король Эврих (467–485) своим эдиктом окончательно утвердил результаты происшедшего изменения отношений собственности. Отныне пересмотр границ владений, не оспаривавшихся на протяжении не менее 50 лет, разрешался лишь по взаимному согласию между землевладельцами. При этом, вестготам (за редкими исключениями) отошли не частные, а общественные (муниципальные и императорские (фискальные)) владения. В силу относительной немногочисленности германцев, лица из числа не только знати, но и слоя видных, хотя и незнатных, воинов получили весьма значительные участки и превратились в крупных землевладельцев, стали наследственной военной и, частично, политической элитой. Они последовательно противопоставляли себя коренному (испано-римскому) населению. Это противопоставление прослеживается до конца VI – начала VII вв.

Б) Римляне и варвары: два народа, два общества в одном королевстве

До конца VI в. более или менее уверенно можно констатировать факт почти параллельного сосуществования в Испании двух обществ – варварского и испано-римского. Формальная граница между этносами, очерченная фактором религиозной принадлежности (испано-римляне сохраняли верность ортодоксальному христианству, в то время как варвары являлись христианами арианского толка), имела и социо-культурный смысл, отражала различия в образе жизни варваров и романского населения. Так, определенное значение в варварской среде сохраняли нормы обычного права (институт судебного поединка и нек. др.). Кроме того, археологические данные (главным образом – инвентарь могильников) позволяют утверждать, что еще на протяжении большей части VI в. сохранялась определенная специфика в покрое одежды и украшениях готов (характерные фибулы в форме орла, выполненные в т. н. «технике клуазоне», серебряные двухпластинчатые фибулы и др.).

Как уже говорилось, значительная часть варваров составляла наследственную военную знать, проживавшую в сельских виллах позднеримского типа. По меньшей мере некоторые из них располагались на возвышенностях и были укреплены валом и частоколом, за которыми находились многочисленные жилые и хозяйственные постройки. В собственности знати находились обширные земельные владения, а также (что не менее важно) большие стада скота. Инвентарь могильников знатных людей отличается пышностью и обилием золотых и серебряных вещей.

В источниках знать выступает в окружении рабов, вольноотпущенников и клиентов как варварского, так и римского происхождения. Отношение к этим зависимым людям еще сохраняло оттенок патриархальности. Так, королевским вольноотпущенникам порой доверялись значимые государственные должности, а королевские сервы выполняли важные функции в военной системе. Они были столь могущественны, что могли обладать недвижимостью и даже собственными рабами (хотя верховное право на это имущество формально принадлежало королю). Более того, королевское законодательство этого времени охраняет от посягательств с их стороны собственность простых свободных. Показателен также тот факт, что наказание этой категории зависимых людей должно было осуществляться публично, в судебных собраниях свободных людей.

Практика вооружения господами своих зависимых людей, их включения в частные военные отряды, по всей видимости, не носила исключительного характера уже во второй половине V в. Однако на особом положении находились полусвободные, составлявшие военную клиентелу – сайоны и букцлеллярии. И те, и другие получали в свое распоряжение оружие и необходимое для жизни имущество (в том числе – недвижимое). Их зависимость носила наследственный характер и распространялась на потомство, однако букцеллярии сохраняли право ухода от хозяина («патрона») или его наследника и возвращались, таким образом, в число полноправных свободных (при условии возвращения господину всего ранее полученного от него). Сайоны же сохраняли полученное от патрона вооружение в любом случае. В литературе порой принято различать истоки статуса этих двух групп военных клиентов (сайоны – готская клиентела, букцеллярии – позднеримская). Однако скупые данные источников не позволяют четко провести это разграничение, за исключением того факта, что слово «сайон» имеет готское происхождение, а «букцеллярий» – термин позднелатинский (“bucca” – «рот», т. е. “buccellarius” – «тот, кто получает пропитание [от патрона]»).

В среде самой варварской знати особое место занимали королевские дружинники – «гардинги», составлявшие непосредственное окружение готских королей (вероятно, к этой же категории можно отнести и «левдов»). Постепенно значение уз личной верности, связывавших их с правителями, сокращалось, а ранг гардинга приобретал более или менее формальный характер. В VII в. гардинги фигурируют уже в одном ряду с высшими представителями власти, сумевшими придать наследственный характер тем высоким государственным должностям, которые они занимали, – дуксами и комитами (аналог франкских герцогов и графов), а также тиуфадами-тысяцкими. До конца VI в. из среды варварской знати рекрутировался также арианский епископат, а, возможно, и некоторая часть клира.

Применительно же к простым свободным готам мы можем констатировать лишь сам факт их существования: более подробными сведениями мы не обладаем. Мы знаем лишь о том, что они обладали недвижимостью и были обязаны нести военную службу в ополчении (подробнее см. об этом ниже).

Что касается испано-римского общества, то оно мало изменилось с эпохи Поздней империи. По-прежнему оно сохраняло позднеримскую структуру и тесную связь с городом и городским образом жизни (хотя, разумеется, не все романское население проживало в городах). На вершине социальной иерархии стояли сенаторы. К их числу принадлежали наиболее состоятельные земле- и рабовладельцы, связанные происхождением со служилой знатью римского периода. Ранг сенатора (в его рамках выделялись три страты – “spectabiles”, “illustres” и “clarissimi”) носил характер наследственного почетного звания. Однако он автоматически предполагал и высокое социальное положение его обладателя. Из среды сенаторов рекрутировалась муниципальная верхушка и ортодоксальный епископат (наряду с клиром, постепенно выполнявший все более широкий спектр функций, связанных с городским управлением). С городской округой были связаны и имущественные интересы сенаторов: здесь находились их земельные владения и сельские виллы, связанные с городом административно и экономически.

Неотъемлемой частью статуса сенатора была также «власть над людьми», предполагавшая владение значительными рабскими фамилиями (фамилия – совокупность рабов одного собственника, как индивида, так и коллектива). Кроме того, по отношениям к своим клиентам и вольноотпущенникам знатный человек (или магнат) выступал в качестве патрона. Особое место среди клиентов такого патрона могли, вероятно, занимать военные клиенты-букцеллярии, однако установить, в какой мере их наличие было обычным для римской (а не варварской) знати, довольно сложно.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #329 - 22.11.2016 :: 19:40:08
 
Основную массу испано-римского населения составляли свободные мелкие и средние землевладельцы – посессоры, обладавшие в силу этого факта правами римского гражданства, т. е. полноправным статусом. Значительная их часть проживала в городах, а земельные владения располагались в непосредственной досягаемости от городской черты. Именно эта группа выступала в качестве основной массы налогоплательщиков. Кроме того, некоторая часть посессоров являлась рабовладельцами (наличие до 3–4 рабов в таком хозяйстве не было исключением). Тем не менее, реальные свободы этой категории лиц были ограничены. В той или иной мере они нуждались в покровительстве, защите и материальной помощи со стороны знати, с которой были связаны клиентскими отношениями, носившими наследственный характер. Обязанность сопровождать своего патрона в публичных местах, оказывать ему всяческую помощь по первому требованию и хранить личную верность была той платой, которую клиент платил за полученные им преимущества. В сходном положении находились колоны – свободные арендаторы, превратившиеся в клиентов землевладельца. Зависимое положение существенно ограничивало их свободу передвижения и правоспособность, поскольку их вступление в правоотношения предполагало обязательные гарантии со стороны патрона.

В близкой ситуации находились вольноотпущенники. После отпуска на свободу, помимо пекулия (т. е. определенного имущества, в обязательном порядке предоставлявшимся господином бывшему рабу), они обретали также статус римского гражданина, т. е. приравнивались к посессорам. Однако это не означало прекращения личной зависимости: просто теперь она принимала характер клиентской (что, впрочем, было характерно и для посессоров).

По-прежнему многочисленными были рабы. Они не только выполняли грубую физическую работу в сельском хозяйстве и ремесле, но и являлись домашними слугами и даже представителями администрации виллы (в том числе – управляющих (вилликов)). Утверждение христианства несколько улучшило положение рабов: случаи физических расправ с ними господина более не рассматривались как не подлежащие публично-правовому регулированию. Однако в целом условия жизни этой социальной категории оставались тяжелыми: их естественным следствием стало бегство рабов, превратившееся в обычное явление (законодательство уделяет большое внимание поиску беглых и ответственности за их укрывательство). Отдельную группу, как и в римские времена, составляли общественные рабы. Прежде всего, таковыми являлись рабы муниципиев. Постановления Агдского собора 506 г. впервые фиксируют факт существования «рабов церкви» как особой правовой категории. В основных чертах их статус воспроизводил черты, свойственные муниципальным рабам, с той лишь разницей, что в качестве собственника выступала епархия, а в качестве распорядителя – епископ. К концу VI в. рабские фамилии церквей стали распространенным явлением. Нередко они включали десятки, и даже сотни рабов.

Отдельную группу населения составляли иудеи, весьма многочисленные в Испании с римских времен (значительный приток евреев на полуостров произошел во II–III вв. н. э.). Большая часть иудеев не имела римского гражданства, и в силу этого факта не могла владеть землей. Таким образом, основные хозяйственные занятия испанских евреев сводились к ремеслу, торговле и финансовым операциям (тем более, что ростовщичество было строжайше запрещено для христиан еще в святоотеческие времена). По тем же причинам большинство иудеев проживало в городах: их присутствие засвидетельствовано в Мериде, Севилье, Таррагоне, Нарбонне, Тортосе и многих других городских поселениях; иногда число евреев составляло здесь до 10% населения. В городской черте иудеи предпочитали селиться поблизости друг от друга, в особых кварталах. Это облегчало как совершение культовых церемоний (включавших большое количество специфических пищевых и иных ограничений), так и взаимопомощь в условиях дискриминации со стороны властей, а также подозрительного, а порой – и откровенно враждебного, отношения со стороны христианского большинства.

Дискриминация проявлялась в частности, в ограничении прав собственности, запрете проповеди иудаизма среди неевреев, совершения обряда обрезания над ними и запрет строительства новых синагог, в наличии специальных платежей, взимавшихся исключительно с евреев и т. п. Браки между евреями и христианами были строжайше запрещены. Кроме того, евреям (даже обладавшим римским гражданством) было запрещено занимать должности в системе управления (за исключением муниципальных курий) и армии. Наконец, для иудеев был полностью закрыт доступ к таким престижным и доходным профессиям, как юридическая и медицинская.

Тем не менее, осознанная и последовательная политика по насильственной христианизации иудеев берет свое начало только в VII в.: до этого времени главным противником королей считались все-таки христиане-ортодоксы. До конца VI – начала VII вв. законодательство наделяло иудеев довольно значительным кругом прав. Так, признавался статус раввинов (священнослужителей) в решении дел, касающихся их единоверцев, а также юрисдикция еврейских религиозных судов (не только в области религии, но и в некоторых областях гражданского права), возглавлявшихся особыми судьями – даянами. Законы охраняли право евреев на совершение ими религиозных церемоний, а также гарантировали невмешательство в деятельность широкой сети еврейских религиозных школ; они же запрещали привлекать иудеев к работе в субботние и другие дни еврейских религиозных праздников.

2. Эпоха единства и изменений: конец VI – начало VIII вв.


После придания ортодоксальному христианству статуса единственного официально санкционированного вероисповедания, прежние культурные и правовые барьеры, ранее существовавшие между испано-римским и готским населением, были сняты. В наибольшей степени это проявилось в случае знати. На смену двум социальным элитам – готской и римской, – постепенно пришла единая аристократия, которая в равной степени включала лиц как римского, так и варварского происхождения. С этого момента постепенно исчезают этнокультурные особенности, ранее сохранявшие свое значение. Так, широкое распространение получает система римских (или общехристианских) личных имен, которые носят не только представители римской, но и варварской знати. Бывали и обратные случаи, но гораздо реже (что отличает вестготское королевство от королевств франков, где доминировала германская антропонимика). Кроме того, инвентарь захоронений знатных людей более уже не позволяет отличить погребения знатных готов от сопоставимых с ними по статусу римлян.

Постепенно уходило в прошлое и старое разделение функций. С одной стороны, лица испано-римского происхождения активно инкорпорировались в состав военной верхушки. С другой стороны, все большее число представителей варварской знати проникало в ряды епископата. Кроме того, пусть и в меньшей степени, они были представлены и среди монашества, в том числе – и среди аббатов-основателей новых монастырей. Вместе с тем, даже инокорпорированные в единый социальный слой, выходцы из среды варваров и римлян еще долго сохраняли особое этническое самосознание. Но в правовых текстах разделение на готов и римлян уже практически исчезло, а в текстах литературных под «готами» все чаще понимались представители знати в целом, пусть часть их имела римское происхождение.

Знатные люди по-прежнему предстают в источниках, прежде всего, как крупные собственники. Основу их богатства оставляли земельные владения, а также значительные стада скота. В целом это имущество оценивалось значительными денежными суммами – не менее 10000 солидов времен Хиндасвинта. Однако не меньшее значение, чем «власть над землей», имела «власть над людьми» (клиентами, вольноотпущенниками и рабами), которая приобретала все большее распространение. Знатные люди фигурируют в текстах этого времени окруженными зависимыми людьми, в том числе – военной клиентелой, хорошо вооруженной и обученной. Видимо, косвенным свидетельством роста численности частных военных сил является факт возрастающего могущества знати. Так, несмотря на жесткие репрессии, предпринятые Вамбой по отношению к руководителям мятежа дукса Павла, его соучастники из числа знати были амнистированы Эрвигием, а неприкосновенность их статуса и имуществ особо гарантирована постановлениями XIII Толедского собора (683 г.).

Все исследователи единодушно констатируют наличие стойкой тенденции к распространению отношений патроната на все большую часть общества. Более того, постепенно эти отношения становились едва ли не главной формой социальных связей. Знатные люди, подобно клиентам, должны были теперь приносить присягу личной верности королю, фиксируя ее документально. Отношения патроната связывали с королем и представителей королевской администрации. Военное законодательство Вамбы-Эрвигия превратило их в основной принцип функционирования системы военной организации.

И это еще не все. Во второй половине VII в. прослеживается процесс возвышения клиентов короля – так называемых «королевских верных», а также близких к ним по положению «королевских рабов». Будучи формально несвободными, на деле они могли распоряжаться огромными земельными владениями, быть собственниками больших рабских фамилий и обладателями широкого круга властных полномочий в административной и военной сфере. Их фактическое положение оказалось сопоставимым со статусом представителей «старой» знати – дуксов, комитов, гардингов и тиуфадов. Наконец, отношения патроната на протяжении VII в. постепенно оттеснили на задний план (или, по мнению некоторых исследователей, даже полностью вытеснили) гражданские связи, значение которых для испано-римского населения было крайне велико уже с римских времен.

Понятие «гражданин» почти полностью изменило содержание, обозначая теперь лишь жителя города в противовес сельскому населению. Узы социальной зависимости проникли и в город, а за чертой городских стен возобладали полностью и окончательно. Вестготские законодатели этого времени подразделяют общество на четыре основные группы – «уважаемых», «могущественных», «простых» и «низших». Это деление осуществлялось, главным образом, по имущественному принципу (согласно ему устанавливались формы судебной ответственности). Однако оно имело и более широкое социальное значение. В целом, описанная система структурирования связей в своих основных чертах соотносима с тенденциями, которые в тот же период проявились и в королевствах франков и в будущем вылились в западный феодализм классического типа. Однако судить о том, все ли общество Вестготской Испании начала VIII в. было пронизано отношениями личной зависимости в форме патроната, мы не можем. В любом случае, мусульманское завоевание прервало развитие этого процесса.

Развитие отношений патроната не отразилось на статусе рабов. Институт рабства полностью сохранял свое значение. Их экономические функции также остались прежними: они были задействованы в сельском хозяйстве, ремесле и торговле, на домашней службе. В качестве крупных рабовладельцев выступали не только представители верхушки мирян, но и епархии, и даже монастыри. Зависимость «рабов церкви» выглядит даже более жесткой, чем фамилии светских рабовладельцев. Неотчуждаемость церковных имуществ не позволяла лицам этой категории рассчитывать на получение полной свободы даже в случае формального отпуска на волю: они должны были по-прежнему проживать на церковной земле. В качестве источников рабства в текстах той эпохи фигурируют купля-продажа (в том числе – самопродажа за долги), плен, а также естественное воспроизводство рабской фамилии. По-видимому, значение последнего источника неуклонно возрастало: на дороговизну рабов косвенно указывает жесткость санкций законов, направленных против беглых, а также укрывающих их лиц.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #330 - 22.11.2016 :: 19:45:08
 
Наиболее дискриминируемой социальной группой нерабского статуса по-прежнему продолжали оставаться евреи. С принятием ортодоксальной веры вестготскими королями иудаизм подвергся жестким преследованиям со стороны как монархов, так и Церкви. Причины этого положения следует искать как в характере Вестготской государственности, утвердившейся со времен Рекареда I Католика, так и в факторах субъективного характера. Во-первых, включение Церкви в систему государственной власти сделало исповедование ортодоксального христианства прежде всего проявлением лояльности «благочестивым правителям», следствием чего стало ужесточение санкций по отношению к представителям иных конфессий – арианам, язычникам, но, прежде всего, – к иудеям, число которых, видимо, было наиболее значительным. Во-вторых, слабая королевская власть, не упускавшая ни одной возможности для укрепления своего авторитета, стремилась использовать антииудейские настроения в своих интересах, возглавить процессы проявления стихийной ненависти к евреям, которые не только не пресекались, но и стимулировались. Наконец, в-третьих, определенное значение имела и возможность обогащения за счет конфискации имуществ иудеев, которая превратилась в весьма распространенную судебную санкцию.

Так или иначе, но вестготские правители, начиная с Рекареда I, подвергали еврейские общины все более жестокой дискриминации. Законы, принятые в разное время королями Сисебутом, Рецесвинтом, Эрвигием, налагали запрет на отмечание иудейских праздников, соблюдение обрядов (в частности – обрезания), владение рабами-христианами, использование против них пыток, выдвижение свидетельства иудеем против христианина. При короле Сисебуте появляются факты массового насильственного крещения иудеев (хотя IV Толедский собор (633 г.) отменил эту практику). С течением времени антииудейские постановления становились все более многочисленными. Вводились дополнительные санкции за браки между иудеями и христианами; сторонникам иудаизма запрещалось занимать публичные и иные должности, предполагающие наличие власти над христианами; они не могли заниматься торговлей, ремеслом, кредитными операциями иначе, как в своей среде. Вершиной же антииудейской политики стали постановления XVII Толедского собора (694 г.), согласно которым у иудеев следовало конфисковать имущество, а их самих следовало выселить из мест проживания, а по воле короля – даже продать в рабство.

Итоги этой политики был весьма предсказуемы. Во-первых, за счет массовой эмиграции резко сократилась численность еврейского населения Испании. Во-вторых, среди оставшихся евреев широкое распространение приобрело тайное исповедование веры их отцов (т. н. «криптоиудаизм»). И это при том, что законодательство, рассматривая его как тягчайшее преступление, карало за проявление крипоиудаизма чрезвычайно сурово. Так, например, каноны XVII Толедского собора предписывали разлучать детей криптоиудаизма с их родителями, и передавать их в монастыри или же на воспитание «богобоязненным христианам». Наконец, в-третьих, еврейское население превратилось в наименее лояльную социальную группу. В этом смысле, обвинение иудеев Испании в тайном сочувствии мусульманам и стремлении способствовать их нападению на полуостров, предъявленные им на XVII Толедском соборе, вероятно, не лишены определенных оснований. Во всяком случае, в первые века истории Мусульманской Испании положение ее иудейского населения являлось несравнимо более привилегированным, чем в предшествующий период.

Трудно сказать, в какой мере все описанные тенденции эволюции общества отразились на хозяйственной жизни. По всей видимости, условия почти постоянных усобиц не способствовали развитию торговли. Кроме того, на ее развитии должен был негативно сказаться упадок городов. Однако подтверждение этим сугубо-теоретическим представлениям мы почти не находим в силу ограниченности круга источников. Так, у нас есть лишь косвенные свидетельства для констатации факта ограничения сферы денежного обращения – постепенное сокращение числа мест чеканки монеты, а также сокращение содержания драгоценных металлов в монетах к концу VII в., особенно во времена Эгики. Но, вместе с тем, судебные штрафы по-прежнему исчислялись в денежной форме (взыскивались ли они деньгами точно неизвестно). Судя по археологическим данным, сохранялись и внешнеторговые связи. Возможно, косвенным свидетельством внутренних экономических трудностей являются две крупные эпидемии начала VIII в. Однако и здесь наши выкладки носят умозрительный характер. В конечном итоге, в случае Вестготской Испании мы не можем уверенно ни отрицать, ни подтвердить факт соотносимости процессов развития протофеодальной зависимости, с одной стороны, и экономического кризиса и обусловленной им натурализации хозяйства – с другой.

Важнейшие источники и литература


А. Источники


1. Sancti Braulionis Caesaraugustani episcopi vita S. Emiliani. / Ed. crit. por L. Vázquez de Parga. Madrid, 1943.

2. Сhronicorum Caesaraugustarum Reliquiae. // MGH: AA: Chronica minora. V. 2, P. 222–223.

3. Chronique d’Albelda. Chronique d’Alphonse III. // Bonnaz Y. Chroniques asturiennes (fin IX-e siècle). Paris, 1987.

4. Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici Libri IV cum continuationibus. / Ed. B. Kursch. // MGH: SRM. T. 2. Hannoverae, 1888. P. 1–193.

5. Epistolae Wisigothici. / Ed. W. Gundlach. // MGH: Epist. T. 3. Berolini, 1892. P. 658–690.

6. Epistolario de San Braulio. / Introd., ed., trad. por L. Riesco Terrero. Sevilla, 1975.

7. Gregorii Turonensis Historia Francorum. // MGH: SRM. T. 1.

8. Isidori Hispalensis episcopi Etymologiarum sive Originum libri XX. Oxford, 1911.

9. Isidori Junioris Historia gothorum, wandalorum svevorumque. // MGH: Chronica minora. Vol. 2. Berolini, 1961. P. 304–389.

10. Jordanis. De origine actibusque Getarum. (Getica). // MGH: AA. T. 5. P. I. Berolini, 1961. P. 53–138.

11. Juan de Biclaro, obispo de Gerona: Su vida y su obra. / Introd., texto crit., com. por J. Campos. Madrid, 1960.

12. Leges Visigothorum. / Ed. Karolus Zeumer. // Monumenta Germaniae Historica: Legum Sectio, I. Hannoverae et Lipsiae: Impensis Bibliopoli Hahmani, 1902.

13. D’Ors A. El Código de Eurico. Ed., palingenésia, indices. // Estudios visigóticos. II. Roma, Madrid, 1960. P. 20–46.

Б. Литература

14. Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании. СПб., 2003.

15. Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века (Опыт исторической этнографии). М., 2003.

16. Клауде Д. История вестготов. М., 2002.

17. Корсунский А. Р. Готская Испания. М., 1969.

18. d’Abadal i de Vinyals R. Del reino de Tolosa al reino de Toledo. Madrid, 1960.

19. Barbero A., Vigil M. La formación del feudalismo en al Peninsula Iberica. Barcelona, 1979.

20. Barbero de Aguilera A. La sociedad visigoda y su entorno histórico. Madrid, 1992.

21. Diaz y Diaz M. De Isidoro al siglo XI. Ocho estudios sobre la vida literaria peninsular. Barcelona, 1976.

22. García Moreno L. A. Historia de España visigoda. Madrid, 1989.

23. García Moreno L. A. La prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca: Univ. de Salamanca, 1974.

24. García Moreno L. A. El fin del reino visigodo de Toledo. Decadencia y catastrofe. Una contribución a su crítica. Madrid: Univ. Autonoma, 1975.

25. Hillgarth J. N. Historiography in Visigothic Spain. // Settimane di studio del centro italiano sull’Alto Medioevo. XVII (primo): La Storiografia altomedievale. Spoleto, 1970. P. 261–312.

26. Jiménez Garnica A. M. Orígenes y desarrollo del reino visigodo de Tolosa (a. 418–507). Valladolid, 1983.

27. King P. D. Law and society in the Visigothic Kingdom. Cambrige, 1972.

28. O’Callaghan J. A History of Medieval Spain. Ithaca and London, 1975.

29. Orlandis Rovira J. Época visigoda. Madrid, 1987.

30. The Visigoths from the migration period to the seventh century. An ethnographic perspective / Ed. P. Heather. San Marino, 1999.

31. Thompson E. H. A. The Goths in Spain. Oxford, 1969" (Ауров О.В. Общество в Королевстве вестготов [Тулузский и Толедский периоды] // Вестготская правда [Книга приговоров]: Латинский текст. Перевод. Исследование. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С. 49–59).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #331 - 22.11.2016 :: 19:50:02
 
extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 00:25:07:
Может в начале когда пришли вестготы очень маленькую часть римского населения поработили (я не располагаю этой информацией), то к закату однозначно их освободили.

Для подтверждения Вашей точки зрения хотелось бы увидеть конкретные первоисточники или историческую литературу.
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #332 - 23.11.2016 :: 07:10:37
 
Кассий писал(а) 22.11.2016 :: 19:50:02:
extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 00:25:07:
Может в начале когда пришли вестготы очень маленькую часть римского населения поработили (я не располагаю этой информацией), то к закату однозначно их освободили.

Для подтверждения Вашей точки зрения хотелось бы увидеть конкретные первоисточники или историческую литературу.


Ну вы задали вопрос, а я как не просвещённый по этой теме дал предположительную версию. Да и сейчас до конца не понял что вы от меня хотите?  или вы пытаетесь меня поймать?

Неужели вестготы не поработили, тех кого победили на поле сражения, и захватили в плен?

Население Римской империи было  70 млн  численность населения римских провинций Африки
- 7-8 млн человек; а это означает, что местного населения было в 10 раз больше, чем
вторгшихся орд вандалов. Согласно Дорену, все население Италии в V в. на­
считывало 5-6 млн человек. численности остготов, то, по оценкам Л. Шмидта, их
было 100 тыс., включая  20 тыс. воинов., германцы растворились в массе римского населения. 

В Испании при 6 млн населения вестготов тоже было под 100 тыс.  Для того чтобы меньшинство могло задать направление развития целому народу, на территории которого оно находится, это меньшинство должно очень сильно стремиться к господству, должно относиться к местному населению с презрением и пренебрежением, считая его лишь инструментом для достижения своих целей, простым объектом эксплуатации. Но германцы не хотели  уничтожать Римскую империю.
Вестготы в Испании и Готы в Италии согласен, но вот правда вандалы немного по другому вели, и грабили и уничтожали.
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #333 - 23.11.2016 :: 13:52:13
 
Кассий писал(а) 22.11.2016 :: 19:45:08:
Наиболее дискриминируемой социальной группой нерабского статуса по-прежнему продолжали оставаться евреи. С принятием ортодоксальной веры вестготскими королями иудаизм подвергся жестким преследованиям со стороны как монархов, так и Церкви. Причины ....


Причины я думаю что прежде всего финансовые, хотели за счет них пополнить казну. Если отнять у них имущество, то вряд ли кто то бы возмутился, а именно остальное христианское  населения. Но евреи нашли выход из этого положение, угадаете как?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #334 - 23.11.2016 :: 19:30:48
 
extratime1 писал(а) 23.11.2016 :: 13:52:13:
Причины я думаю что прежде всего финансовые, хотели за счет них пополнить казну. Если отнять у них имущество, то вряд ли кто то бы возмутился, а именно остальное христианскоенаселения. Но евреи нашли выход из этого положение, угадаете как?

"Во-первых, за счет массовой эмиграции резко сократилась численность еврейского населения Испании. Во-вторых, среди оставшихся евреев широкое распространение приобрело тайное исповедование веры их отцов (т. н. «криптоиудаизм»)".
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #335 - 23.11.2016 :: 20:18:53
 
@Кассий.
1.там самая главная причина почти указана, в вашей ссылке. Евреи пригласили мусульман на полуостров, хотя Тарик не хотел переплывать, и команды из Умайидского центра не поступало, но евреи смогли убедить его. 
2. выше ваш текст, можете сказать какая книга и автор, интересно,  хочу почитать.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #336 - 23.11.2016 :: 20:30:25
 
extratime1 писал(а) 23.11.2016 :: 20:18:53:
2. выше ваш текст, можете сказать какая книга и автор, интересно,хочу почитать.

extratime1, Вы не дочитали текст до конца. После цитаты указана информация об издании.

http://yadi.sk/d/IBrW1U9LNpTfL
Наверх
« Последняя редакция: 23.11.2016 :: 20:45:07 от Кассий »  
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #337 - 30.11.2016 :: 16:29:49
 
voevodacastle писал(а) 22.11.2016 :: 18:52:45:
Возможно еще и так - Прокопий пишет о жестоких набегах варваров на Балканы и персов на Сирию и Малую Азию. В  таких нестабильных условиях рабам захочется и возможно удастся удрать. А вот колон - еще подумает, какая никакая землица есть, хижина, жена, детишки, скотина. Хозяин правда грабит, но грабят везде, могут и убить, есть ли резон менять шило на мыло?

Интересная мысль, спасибо.
Наверх
 
Константин Ф
+++
Вне Форума



Сообщений: 2828
Пол: male
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #338 - 12.12.2016 :: 18:16:12
 
extratime1 писал(а) 20.11.2016 :: 21:02:52:
1. После Юстиниановой чумыв 544 г. вышел знаменитая122-я новелла задевавшая интересы ремесленников и торговцев. В нем сказаногде император упрекает в корыстолюбии и любостяжании низшие слои населения, считает бедствием повышение на труд сельскохозяйственных рабочих, ремесленников торговцев, рабочих и матросов. Которые воспользовав после бедствий, вопреки старинным обычаям, требуют себе двойную и тройные цены и оплату за труд.


Это нормально, так и должно быть. И это касалось в основном с/х рабочих, но не ремесленников и мартросов, вне зависимости от того, включены они в 122-ю новеллу или нет. Но это последствия в моменте, а не в долгосрок.

Корыстолюбие и стяжательство присуще всем нормальным людям во все времена, а не только во время чумы. Однако же, в подавляющем большинстве случаев они со своим стяжательством идут лесом.
Почему подорожали с/х рабочие понятно: из-за роста маржинальной (предельной) производительности труда по отношению к производительности на рудниках при добыче денежного металла. В производстве ремесленных товаров причин для подвижек в маржинальной производительности нет, следовательно не было и длительного подорожания труда ремесленников и матросов. Я думаю как и во время Черной смерти в 14-м веке цены на ремесленные товары и заработки ремесленников вернулись к нормальным ценам очень быстро за 7-10 лет. Цены же на с/х продукцию могли вернуться к прежним ценам только после восстановления численности населения а это десятки лет (может и 100 лет)

extratime1 писал(а) 20.11.2016 :: 21:02:52:
Второй факт это падения курса золота к меди то есть солида ксоотношению к медному фоллису.

Тоже последствия в моменте.
Причину вижу в падении тезаврации на фоне скачка цен на всё.
После восстановления цен объемы тезаврации тоже постепенно восстанавливались.


extratime1 писал(а) 21.11.2016 :: 07:07:59:
1. Археологический материал подтверждает данныечто в отличие от ранней Византии IV -VI вв., насчитывавшей более 1000 городов,в VIII-IX вв.их было лишь несколько десятков, в полной мере соответствовавших этому названию.


В доиндустриальную эпоху большие города сами по себе не смогли бы существовать, без мощной централизованной власти, которая взимала налоги, и для обслуживания богатой централизованной власти возникали города.
Нет сильной власти → нет концентрации налоговых поступлений → нет платёжеспособного спроса власть имущих→ нет городов.

В доиндустриальную эпоху все крупные города были одновременно центрами мощных империй, и это не случайно


voevodacastle писал(а) 21.11.2016 :: 09:17:18:
Надо было оружие и доспехи как минимум покупать. А дороговизна рабочей силы, наоборот, должна была бы стимулировать развитие рабства - рабу то платить ничего не надо.


Всё правильно

voevodacastle писал(а) 21.11.2016 :: 09:17:18:
Почему рабский труд стал невыгоден?


Потому что свободный труд стал дешёвым.

voevodacastle писал(а) 21.11.2016 :: 09:17:18:
Почему раньше до этого не додумались, ведь зависимые крестьяне еще в древности появились.


Конечно, додумались! Выбор был всегда! Или нанимать свободных работников, или купить рабов, или использовать зависимых отпущенных на оброк рабов.
Что выгоднее - то и использовали! Вот и всё

Зависимые крестьяне (или рабы) тогда добивались свободы, когда они стоили мало, тогда ценность потери для бывших рабовладельцев маленькая.



extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 13:48:42:
Здесь очевидно что рабочие и ремесленники, требовали зарплату выше, чем прежде только из за чумы то есть, УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

Смотря как Вы это оцениваете.
Уменьшение численности трудоспособного населения не может увеличить зарплату. Равно как и увеличение численности трудоспособного населения не может уменьшить зарплату. Потому что цена на факторы производства не зависит от объемов предложения этого фактора, она зависит только от способности создавать добавленную стоимость.
Предельная производительность труда не может измениться в ремесленных производствах только из-за уменьшения численности населения. А вот в с/х производстве при уменьшении численности населения производительность труда растёт.
Поэтому в долгосрочной перспективе (дольше 7-10 лет) после Юстиниановой чумы, цены на ремесленные товары номинированные в золоте/серебре вернулись на прежний уровень, зарплаты номинированные в золоте/серебре вернулись на прежний уровень, а вот цены на с/х продукцию номинированные в золоте/серебре вернулись оказались ниже, чем до чумы. Так же было и в 14-м веке после эпидемии чумы.

В моменте, конечно, во время чумы и через несколько ближайших лет после, из-за разрыва хозяйственных и торговых связей,  из-за роста расходов на транзакции, из-за рыночных шоков, из-за падения тезаврации, цены были выше и на с/х товары и на ремесленные товары, и зарплаты были выше.


extratime1 писал(а) 22.11.2016 :: 13:48:42:
Но вопрос как классовая борьба может повлиять на повышения зарплаты?

Никак! Это нейтральный фактор
Наверх
 
extratime1
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 192
Re: Почему античное рабство не распространилось на Востоке древнего мира?
Ответ #339 - 06.01.2017 :: 21:43:40
 
Интеррекс писал(а) 24.02.2015 :: 21:46:58:
 
Вы знаете какие-то социальные факторы, породившие эту мутацию?

возможно у Гибона есть ответ на этот вопрос.
И у меня есть своя теория.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 15 16 17 18 
Печать