"Общегеномное исследование 27 аборигенов острова Пасхи дало первое убедительное доказательство контакта между полинезийцами и американскими индейцами в доколумбову эпоху. Между 1300 и 1500 годами жители Рапа-Нуи, скорее всего, плавали в Америку и обратно, утверждают авторы статьи в журнале Current Biology.
Ученые обнаружили в геноме рапануйцев 76 процентов полинезийского ДНК, 16 процентов — европейского и 8 — индейского. Бесспорность полинезийского происхождения островитян окончательно опровергает гипотезу Тура Хейердала о том, что культуру острова Пасхи создали пришельцы с южноамериканского континента.
Далее, применив два различных аналитических подхода, ученые получили почти идентичную хронологию «примесей». Половые контакты рапануйцев с индейцами происходили в 1280-1450 годах, с европейцами (и их американскими потомками) — в 1850-1895 годах. Именно в середины XIX века перуанцы начали в большом количестве вывозить рабов-рапануйцев с территории острова.
Исследователи рассмотрели два сценария доколумбовых контактов полинезийцев и индейцев: или первые плавали на континент, или вторые — на остров. Однако географические условия недвусмысленно говорят в пользу первого варианта: ветры в любом случае приведут лодки островитян к побережью Южной Америки (расстояние в четыре тысячи километров можно преодолеть в срок от двух недель до двух месяцев). Плавая в обратном направлении, очень легко «пропустить» затерянный в глубинах Тихого океана остров Пасхи. Кроме того, проверенной технологией трансокеанских путешествий обладали именно полинезийцы, а не американские индейцы."
www.newsproject.ru/genetiki_dokazali_fakt_puteshestvii_drevnih_obitatelei_ostrov...Добавлю - хотя Тур Хейердал и полагал, что все ( или большинство), полинезийцев произошли от южноамериканских индейцев, приводимые им аргументы - длинноухость элиты, культ птицечеловека, схожесть наименований некоторых богов, наличие изображений кошачьих хищников, схожесть техники обработки камня, наличие южноамериканских растений, некоторые моменты в полинезийских и перуанских преданиях - все это касается острова Пасхи (Рапа-Нуи), - и проживавшего на нем не то племени, не то социальной группы "длинноухих".
Те Ранги Хироа считал однако "длинноухих" такими же полинезицами, но приплывшими из других островов. (почему тогда они имели свой язык, непонятный "короткоухим" полинезийцам?)
Интересно, что длинноухость встречается и на некоторых других островах Океании.
Археологи не обнаружи на острове черепов индейцев или хотя бы метисов. В более позднее время рапануйцы не могли плавать в Америку из-за исчезновения деревьев на острове.
В Южной Америке так же, при желании, можно найти следы пребывания полинезийцев - ритуальные тесла "токи", какая-то местная ткань похожа на индонезийскую, куры возможно появились в Перу и Чили еще до европейцев, вроде бы находили в одном захоронении две полинезийские палицы.
В итоге - новое исследование всех точек над "и" - не расставило. Проблема "длинноухих" не решена, чисто теоретически и древние перуанцы-чилийцы могли добраться до острова, хотя бы в один конец, ну и какова степень достоверности молекулярно-генетических часов, что контакты с индейцами происходили именно в доколумбову эру? - ведь индейские гены могли попасть на остров и с моряками-индейцами на европейских судах и во время масового вывоза рапануйцев в Перу. А "бутылочное горлышко", которое островиняте пережили в XIX веке после эпидемии оспы, даже небольшую примесь могло увеличить в масштабе.