Цитата:Как менялась физиология в течение времени.
физиология не менялась, менялись условия жизни и уровень медицины
Цитата:Назовите самые сильные из них
начнем прямо с Никейского собора 325г?
да, до него уже существовала
Ассирийская церковь Востока со своим своеобразным учением о Христе.
в результате первого Никейского собора обособились
ариане - отдельное своеобразное учение, которое распространилось довольно широко. например, франки и другие племена приняли арианское крещение. как я уже говорила, на этом соборе
люди решали, какие каноны и догматы должны составлять основу церкви, какие-то Евангелия признали каноническими, а какие-то не признали (а какое, собственно, они имели право решать?). а кое-что вообще сожгли, чтобы в будущем потом споров не было.
Следующий собор, первый Константинопольский в 381г, утвердил "официальное" учение о Троице (то есть было опять много версий) и осудил такие существующие "ереси" (или скажем так, версии христианства) как:
Евномиан, Аномеев, Македониан, Савеллиан, Маркеллиан, Фотиниан, Аполлинариан. то есть это все были разные видения церкви, а почему утвердили какое-то одно? явно не потому что оно было "правильным" или Христос кому-то лично нашептал, что есть правильно. банальная политика
первый Эфесский собор, 431г. там снова столкнулись две версии:
антиохийская и
александрийская и осудили друг друга как еретиков. среди прочего решался вопрос о природе Богоматери. и в этом случае вряд ли лично Христос нашеплат кому-то правильный ответ, снова решали люди
на Халцедонском соборе в 451г. разбирались с
монофизитами, которые представляли собой довольно многочисленную ветвь христианства, к ним принадлежат, например, коптская, эфиопская, сирийская и армянская церкви. то есть опять выбрали "правильную" версиюю заодно разбирались с организацией церкви и юрисдикцией Константинополя и Рима
Второй Константинопольском собор в 553г пропустим, но он осудил все представленные императором для осуждения сочинения "трёх глав" - это так, замечание к вопросу, как формировалось содержание христианского учения. уже не просто церковные чины, но император решал, что допустить, а что запретить.
третий Константинопольский собор в 680г созван был против учения
монофелитов, опять спорили о природе Христа, опять придумали "правильную" версию
еще Трулльский собор, который Западной церковью не признается, то есть там еще другую версию христианства сформулировали
на втором Никейском соборе в 787г разбирались с
иконоборцами.
теперь подведеи итог.
1. все семь соборов созывались императорами, речь шла не столько о духовности, сколько о политике и власти. императоры, не являясь ни главой церкви, ни обладателями духовного сана, оказали большое влияние на формирование христианской доктрины и организации церкви
2. вы видите, сколько много было версий христианства.
а) уже сам факт, что не было единого исходного учения, а каждый епископ мог придумать (и придумывал) что-то свое, и люди в это верили, говорит о том, христианская церковь основана не столько на божественном откровении, сколько на фантазии и амбициях отдельных людей
б) "победа" на соборе одной версии и осуждение другой вовсе не были предопределены и определялись, что интересно, даже не тем, сколько людей верило в какую-то версию, а экономическими и политическими факторами, в том числе близостью к императору и дипломатическими талантами адептов этой версии. если представить, что на первом соборе победили бы ариане - история церкви пошла бы другим путем, и там появились бы другие возможный разветвления "альтернативной истории". то же самое можно сказать про последующие соборы. немного дипломатии там, немного подкупа тут - и христианский мир мог бы выглядеть сегодня совсем по-другому.
3. церковная догматика - дело рук человека, а не Бога. разные люди (которые ничем не отличались от нас с вами) формулировали разные догматы и канонические правила. казалось бы, вот вам четрые Евангелия (а почему, собственно, четыре, это опять люди так решили), там все написано, сам читай и осмысливай. но нет, найдутся люди, которые расскажут нам, как верить и потребуют, чтобы мы им подчинялись (в том числе в недуховных делах) и их содержали. ну-ну
христианство во 2-3 веках - это общность равных между собой людей, разделяющих определенные идеи, касающиеся определенных аспектов бытия. и все. самая сильная степень организации - регулярные или эпизодические собрания в произвольном месте.
христианство в 11 веке - на момент раскола - это социальный
институт, система
власти и
собственности, оно имеет сложную иерархию и систему
подчинения,
профессиональных служителей. это самостоятельная
экономическая деятельность, которую ведет церковь, это наличие зданий (храмов) и других
материальных объектов. это политика. это
разработанная людьми (пусть на основе священных текстов)
доктрина и
структурапо-моему, довольно сильная мутация Тела Христова за 700 лет