Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Мысли о древней истории (Прочитано 7872 раз)
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Мысли о древней истории
03.12.2013 :: 20:20:38
 
Древний Шумер - страна с исключительным почтением к богам. Шумерские боги бессмертны, они создали людей, чтобы те работали на богов и только ради этого. Поэтому человек не вправе рассчитывать на божеское бессмертие. Поэма о Гильгамеше так и подчёркивает эту мысль - бессмертие не для людей.
В связи с этим в Шумере редки случаи обожествления даже таких могучих людей, как цари Древнего Шумера. Если в Египте фараон был одновременно богом Гором, то в Шумере подобные попытки обожествления не устоялись.
И совсем плохо было, когда цари Шумера покушались на традиционные культы. Царь Нарам-Суэн разрушил храм главного шумерского бога Энлиля и за это боги покарали ближайших потомков Нарам-Суэна нашествием варваров-кутиев. Такая трактовка событий самими шумерами недалека от истины: в раздробленном на городские общины Шумере любая попытка покарать местные культы скорее всего вела к распаду страны и как итог этого - к ослаблению её сопротивляемости внешним врагам - варварам кутиям.
Если в Египте фараон Хеопс (Хуфу) бросил вызов традиционным культам и не был за это наказан, то в Шумере подобное богоборчество кончилось утратой независимости.
Наверх
 
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #1 - 04.12.2013 :: 17:47:22
 
Что следовало из шумерской системы религиозных культов? В каждом шумерском городе был свой бог и свой царь. Общей шумерской родины не существовало. Даже когда Шумер объединялся, всегда существовала возможность скорого распада.
Шумерам было всё-равно, кто был их общим царём. Не удивительно, что таким общим царём был не шумерец, а аккадец Саргон Древний. Предать общего царя - не страшное преступление, потому Ишби-Эрра предал последнего шумерского царя Ибн-Сина и Шумер оказался под властью варваров-амореев (2004 г. до н.э.).
Характерно, что в Древнем Египте подобных явлений не было в принципе. Египет распадался на номы, но никто в номах не доходил до такого, чтобы приглашать в Египет варваров и уничтожать египетскую государственность.
Наверх
« Последняя редакция: 04.12.2013 :: 17:54:20 от Интеррекс »  
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #2 - 06.12.2013 :: 19:00:13
 
Если в Египте 3-го тысячелетия можно выделить 600-летний период Древнего Царства, когда фараоны спокойно правили объединённым Египтом, то в Шумере того же 3-го тысячелетия никакого единства не было. Лугаль-загеси объединял Шумер, после него это делал аккадец Саргон Древний. Объединение опять оказалось непрочным и уже сын Саргона аккадец Римуш объединял Шумер. После кутийского нашествия - снова та же картина. Ур-Намму снова давит мятежи шумерских городов.
То, что делали шумеры всё 3-е тысячелетие, египтяне добились уже к 2800 году. Начиная с третьей династии и по шестую династию Египет не знал крупных мятежей.
Наверх
 
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #3 - 07.12.2013 :: 14:07:53
 
Древний Египет просуществовал 3000 лет, Шумер - лишь 1000 лет. То, что в Египте было временным развалом страны, в Шумере стало утратой независимости. Период развала 2250-2050 гг. в Египте соответствует периоду аморейского завоевания Шумера (2000-1800 гг.).
На смену Шумеру пришёл аморейский Вавилон. Когда период хаоса прошёл, Хамурапи создал 200-летнее царство на развалинах Шумера. В Египте ему соответствует 200-летнее Среднее Царство -новый период централизации Египта.
Среднее царство оказалось короче Древнего из-за того, что по результатам первого развала Египта царство утратило прочность, номы стали самостоятельнее и покорить их на 500 лет не получилось.
Вавилонское царство так же оказалось коротким, поскольку отдельные города Вавилонии сохранили тягу к самостоятельности. В целом, можно сказать, что короткий период централизации - результат предыдущего периода - периода развала и раздробленности.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #4 - 08.12.2013 :: 10:39:14
 
Ничего удивительного. Достаточно сравнить систему мелиорации в Египте и Месопотамии. В Месопотамии - две реки и переизбыток влаги, приходилось осушать болота. В Египте - одна река, и кругом пустыня, которую приходилось обводнять. В Египте, особенно верхнем, ирригационные работы в одном номе заметнее сказывались на уровне воды в другом. В Месопотамии отдельный город мог осушать болота сколько угодно, без риска оставить без воды остальные города. Поэтому в Египте центростремительные тенденции заметнее, чем в Месопотамии; а если сравнить Верхний Египет с Нижним, то заметим, что последний более склонен к анархии. Политическое единство Египта было следствием централизации систем орошения.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #5 - 08.12.2013 :: 12:28:44
 
Вслед за периодом Среднего царства наступает новый развал и Египтом овладевают варвары - гиксосы. Вслед за Аморейской династией вавилонца Хамурапи приходят варвары-касситы и Митанни.
Причина утраты независимости в этот период - в силе номов, в силе местных царьков.
Впрочем, опирясь именно на силу этих номов Египет возвращает себе независимость и державный статус (1580 г. до н. э.). Южные номы, сохранившие самостоятельность от гиксосов, изгоняют их с севера Египта.
Точно так же ассирийский город, сохранивший определённую самостоятельность в касситский период, разбивает Митанни и устанавливает контроль над Вавилонией.
Таким образом в номах Египта и Ассирии скрывается великая сила. С одной стороны она ведёт к развалу великих царств, она противостоит царствам, порабощению и следующей за ними цивилизации.
С другой стороны, номы Египта и Асссирии сохраняют силы для того, чтобы давать отпор варварам-завоевателям. Номы сохранили живительную силу свободы, свободы как от великих царей, так и от варваров, то есть цивилизовались ещё не до конца.
Конец пришёл позже, лет через 800.
А пока из номов Южного Египта и Ассирии родились величественные империи Нового царства в Египте (1580-1080 гг.) и Среднего царства в Ассирии (1350-1050 гг.).
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Мысли о древней истории
Ответ #6 - 08.12.2013 :: 12:30:51
 
muarrih писал(а) 08.12.2013 :: 10:39:14:
Ничего удивительного. Достаточно сравнить систему мелиорации в Египте и Месопотамии. В Месопотамии - две реки и переизбыток влаги, приходилось осушать болота. В Египте - одна река, и кругом пустыня, которую приходилось обводнять. В Египте, особенно верхнем, ирригационные работы в одном номе заметнее сказывались на уровне воды в другом. В Месопотамии отдельный город мог осушать болота сколько угодно, без риска оставить без воды остальные города. Поэтому в Египте центростремительные тенденции заметнее, чем в Месопотамии; а если сравнить Верхний Египет с Нижним, то заметим, что последний более склонен к анархии. Политическое единство Египта было следствием централизации систем орошения.

Не совсем представлю, о какой технике ирригационных работ вы говорите?
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #7 - 09.12.2013 :: 10:06:44
 
Новое царство в Египте просуществовало не 200, а 500 лет. Почему так? Почему Новое царство оказалось длиннее Среднего? Иностранная агрессия (гиксосы) заставила египтян тщательнее строить своё государство. В итоге, построенное для защиты от внешних врагов, Новое царство Египта пережило нападения гиксосов, хеттов и народов моря.
Пережив всех значимых врагов, Новое царство за отстутствием внешних угроз ослабло и распалось. То же самое когда-то произошло и с могущественным Древним царством, просуществовавшим, как и Новое царство, около 500 лет.Распад наступал оба раза из-за отсутствия внешних врагов.
Если Новое царство победило всех своих врагов, то Ассирийское царство того же периода рухнуло под ударами варваров-арамеев (1050 г. до н. э.). К счастью для Ассирии, она, потеряв державный статус, сохранила по крайней мере независимость.
Ровесники ассирийцев - хетты - не выдержали этого испытания и были завоёваны народами моря.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #8 - 09.12.2013 :: 11:22:56
 
Алент писал(а) 08.12.2013 :: 12:30:51:
Не совсем представлю, о какой технике ирригационных работ вы говорите?


О древнеегипетской и древнемесопотамской.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #9 - 09.12.2013 :: 13:11:33
 
Интеррекс писал(а) 08.12.2013 :: 12:28:44:
Вслед за периодом Среднего царства наступает новый развал и Египтом овладевают варвары - гиксосы.


Эти "варвары" в отличие от "цивилизованных" египтян знали, что такое колесо.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Мысли о древней истории
Ответ #10 - 09.12.2013 :: 13:11:58
 
muarrih писал(а) 09.12.2013 :: 11:22:56:
Алент писал(а) 08.12.2013 :: 12:30:51:
Не совсем представлю, о какой технике ирригационных работ вы говорите?


О древнеегипетской и древнемесопотамской.

Мне казалось, что у обоих есть своя специфика. Я совершенно не представляю, как можно в верховьях забрать больше воды и оставить низовья Нила обделенными. И как тут можно регулировать?
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #11 - 09.12.2013 :: 13:58:03
 
Алент писал(а) 09.12.2013 :: 13:11:58:
Я совершенно не представляю, как можно в верховьях забрать больше воды и оставить низовья Нила обделенными. И как тут можно регулировать?


Кто раньше встал - того и тапки  Смех
Регулировать можно было неким административным путем путем лимитирования забора воды из реки. Так делали ли бы в современное время, а как это делали египтяне - можно только догадываться.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Мысли о древней истории
Ответ #12 - 09.12.2013 :: 14:09:47
 
@
Искатель

В Египте, в основном, было орошение лиманного типа. Оно не предполагает постоянного забора воды из реки.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #13 - 09.12.2013 :: 15:24:40
 
Искатель писал(а) 09.12.2013 :: 13:11:33:
Эти "варвары" в отличие от "цивилизованных" египтян знали, что такое колесо

Что говорит об их кочевом, варварском образе жизни.
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #14 - 09.12.2013 :: 18:59:24
 
Интеррекс писал(а) 09.12.2013 :: 15:24:40:
Что говорит об их кочевом, варварском образе жизни.

Это говорит о том, что историки делят все народы на "основные", которые надо изучать - египтяне, вавилоняне, греки, римляне. Им приписывают почти чуть ли не все достижения древней истории. И были "неосновные" народы - они лишь фон в истории и упоминаются между прочим и только лишь потому, что когда-то пересекли дорогу или мешали "цивилизованным" народам.
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #15 - 09.12.2013 :: 19:00:12
 
Алент писал(а) 09.12.2013 :: 14:09:47:
В Египте, в основном, было орошение лиманного типа. Оно не предполагает постоянного забора воды из реки.

Тогда тем более никаких проблем нет.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Мысли о древней истории
Ответ #16 - 09.12.2013 :: 20:20:46
 
Искатель писал(а) 09.12.2013 :: 18:59:24:
Это говорит о том, что историки делят все народы на "основные", которые надо изучать - египтяне, вавилоняне, греки, римляне. Им приписывают почти чуть ли не все достижения древней истории. И были "неосновные" народы - они лишь фон в истории и упоминаются между прочим и только лишь потому, что когда-то пересекли дорогу или мешали "цивилизованным" народам

Ну что тут поделаешь? Этим народам надо было учиться писать.  Смайл.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #17 - 10.12.2013 :: 10:20:39
 
После падения Нового цартсва Египет преживает упадок. Власть захватывают  наёмники-ливийцы, затем Египет завоёвывают эфиопы. Дважды (в 7-м веке и в 400 г до н.э.) египтяне возвращают себе независимость, но это уже не тот Египет, не держава, а средняя по размерам страна.
В противовес этому Ассирия переживает арамейское нашествие и в 747 г. до н. э. создаёт великую державу. Ассирийцы покоряют Вавилонию, Сирию, Палестину, Урарту, Элам, и даже Египет. Ассирийская империя становится генеральной репетицией Персидской империи.
Таким образом, если Египет потратил все силы, чтобы поскорее создать Новое царство и исчерпал себя, то ассирийская община, бывшая в начале истории провинцией Вавилонии, копила сок и в конце своей истории создала империю громадной силы.
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Мысли о древней истории
Ответ #18 - 10.12.2013 :: 14:36:06
 
Интеррекс писал(а) 10.12.2013 :: 10:20:39:
ассирийская община, бывшая в начале истории провинцией Вавилонии, копила сок и в конце своей истории создала империю громадной силы.


Нерешительный
Наверх
 
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1871
Re: Мысли о древней истории
Ответ #19 - 05.02.2014 :: 17:10:14
 
Почему Шумер просуществовал всего 1000 лет и не восстановился после нашествия амореев, а Египет восставал из пепла раз пять и просуществовал втрое дольше Шумера?
В истории есть пример Китая, который восстанавливался большое число раз после кризисов и падений. Там причина долговечности в том, что китайцы считали себя причастными к общей родине. Китайское государство было основано близкородственными племенами.
Видимо, и Египет создавался на одноплеменной родственной основе. Древний же Ирак (как Шумер, так и Вавилон с Ассирией) создавался племенами, чуждыми друг другу и лишёнными чувства общей родины. То есть египетский этнос существовал, а иракский - нет.
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать