Валерий Стариков
+++
Вне Форума
Сообщений: 436
Уральский университет философ
|
Билет 7. Господствующая культура, контркультура и субкультура. Мода. • Контркультура – это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры. Например, с точки зрения господствующей культуры, воровать – это стыдно, а честно работать и хорошо зарабатывать – почётно. У преступников – всё наоборот: воровать – это почётно, это «круто», а работать – это стыдно. Примеры контркультур: преступная и богема. Богема – это культура артистов и художников. Нормы богемы позволяют артистам пьянство, наркотики и распутный образ жизни. • Субкультура – это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры. Примеры субкультур – молодёжь, которая любит рэп, американцы польского происхождения, янки Новой Англии, ковбои Колорадо, джазовые музыканты, компьютерные фанаты, любители экстремального туризма. Субкультуры служат источником не только радостного многообразия, но и напряжения, а то и откровенного насилия. США – это «плавильный тигль», где многие национальности слились в одну американскую культуру. Субкультурой может быть культура низов, которая имеет меньшее значение, чем господствующая культура элиты (культура английских иммигрантов в США). Национальные культуры в США выстроились в иерархию. «Переплавка» превратилась в принятие английского образа жизни, в частности, в обучение английскому языку и образу жизни. Это есть европоцентризм. Но 45 млн. человек в США (1/6 часть) дома разговаривают на других языках (испанском, итальянском, немецком и так далее). Примеры субкультур: • Молодёжная субкультура. • Субкультура афроамериканцев в Америке. В отличие от белых афроамериканцы афроамериканцы не считают зазорным жить на пособие по безработице. Афроамериканская субкультура является очень музыкальной, афроамериканцы любят петь и танцевать, все музыкальные стили в Америке были рождены внутри афроамериканской субкультуры – блюз, рэп и так далее. • Городская и сельская субкультуры. Мода. Основные положения теории моды сформулировал Георг Зиммель. Годы его жизни: 1858-1918. Он родился в Германии. Происходил из еврейской семьи, принявшей христианство. Еврейское происхождение и демонстративное несоблюдение христианских обрядов мешали получению им профессорского звания. Только в 1911 г. он получил звание экстраординарного профессора в Страстбургском университете, а в 1914 г. — ординарного профессора. По его мнению, модные вещи – это опознавательные знаки, указывающие на принадлежность к элите. Мода – это стремление низов подражать элите. Моды не существовало в первобытном обществе, так как степень неравенства между людьми, степень разделения людей на элиту и массу в первобытном обществе была невысокой. В кастовом и сословном обществе мода не менялась столетиями, так как масса по закону не имела права подражать элите. В Средние века в западной Европе только представители элиты – дворяне и священники – имели право носить модные вещи. Представителям низших сословий это было запрещено по закону. Модными вещами в то время были драгоценности и меха. Купцы имели деньги для приобретения этих вещей, но не имели права их носить и не хотели провоцировать дворян на ограбление себя. Кстати, главным поставщиком мехов в Западную Европу была Россия, которая богатела на торговле этим модным товаром. В Новое Время были отменены правовые запреты на ношение любой одежды, возросла скорость вертикальной мобильности и исчезла потомственная аристократия. При капитализме масса стала стремиться подражать элите и носить модные вещи с целью походить на представителей элиты хотя бы внешне. Поэтому сегодня элита вынуждена постоянно выдумывать новую моду, чтобы выделяться из общей массы. Масса настолько измучила элиту в этом смысле, что элита вынуждена иногда даже иногда повторять моду на некоторые вещи через некоторые промежуток времени. Примеры повторов моды – это толстая подошва – «платформа», кожаный плащ, парик. Примеры модных вещей и деталей внешнего облика из недавнего прошлого: брюки-«клёш», очень узкие брюки («макароны»), тёмные очки, борода, бритая голова «под крутого парня», татуировки, пирсинг, мини-юбка, туфли на «шпильках», автомобиль «Мерседес», мобильный телефон, шорты. Особенно пристально следят за модой представители молодёжной субкультуры и молодые женщины.
Билет 8. Виды молодёжных субкультур: • Байкеры. Байкерство берет свое начало с 1949 года, когда бывшие летчики ВВС США создали первый мотоклуб. Мотоцикл - это лишь тот материальный аспект, который их связывает, и не больше. Умение постоять за себя – это более всего ценится у байкеров. Скорость - это средство для вызывания адреналина. В мотоклубах не существует выборов как таковых, а строй, присущий мотоклубам, можно смело охарактеризовать лишь одним словом – Монархия. • Панки (от англ. punk — отбросы, подонки) — контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-рок) и свободе, Внешний вид панков: Причёска панка — ирокез. Аксессуары - цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами, кожаная куртка. • Скинхеды. Как ни парадоксально, но люмпенскую субкультуру «бритоголовых» (скинхедс) было принято считать изначально расистской, даже «фашистской», но это не совсем так. Появились они в Англии, и произошло это в середине шестидесятых годов прошлого века в портовых районах городов. Юные обитатели дна больших городов, докеры, заводские рабочие, грузчики, низы из низов заявили о себе. Скины стали одеваться следующим образом - высокие тяжелые ботинки, рабочая обувь строителей и грузчиков, со стальной вставкой в носке. Есть общая нашивка или татуировка для всех скинов - распятый на кресте скинхед, оно обозначает верность скинхедским принципам. Музыка - тяжелый рок. Скинхеды часто бывают футбольными хулиганами. Некоторые скинхеды считают себя солдатами четвёртого рейха, а другие скинхеды считают себя антирасистами. • Рэперы или «хип-хоп» как культурный феномен уличного искусства. Рэперы используют настенные росписи - граффити» («Graffity» — «нацарапанные»), танец «брейк-данс» («break dance») и музыкальный стиль «рэп» («rap»), то есть ритмичный речитатив. Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США, в городском районе Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп зародился под влиянием выходцев с Ямайки. Они организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Исполнители рифмы подбадривали публику, то есть «заводили толпу», так как музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Это были уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив. В то время многие клубы были закрыты для посещения афроамериканцами, так как в США в то время процветал бытовой расизм. Между танцами и танцевальными соревнованиями рэперы ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро. • Хиппи. Стиль «хиппи» возник в конце 60-х. Тогда его высокопарно именовали то «Власть Цветов», то «Лето Любви». Слово «хиппи» стало ярлыком, приклеенным прессой ко «всем этим длинноволосым». Примечательно, что сами они называли себя «freaks», то есть «чудаки». Их опознавательные знаки - джинсы-клеш, недорогая бандана. Следом пришел символ женской свободы – мини-юбка и полупрозрачная блузка на голой груди, все это привело к сексуальной революции. Дети цветов должны пахнуть цветочными ароматами, которые скрывали запах марихуаны. Пляжи нудистов, загорание и купание обнаженным – все это появлялось благодаря хиппи. Нудизм ставит нас ближе к природе, позволяет расслабиться и наслаждаться красотой человеческого тела. Нормы хиппи позволяют своим представитям ходить обнажёнными и с длинными волосами, как Маугли, как дитя природы, употреблять наркотики и вести распутный образ жизни. Всё это показано в фильме «Пляж».
Билет 9. Культурные универсалии. Нет числа различиям между культурами. Представители разных культур говорят на разных языках. Но существуют общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии. В чём причина их существования? Клакхон считал, что наличие этих универсалий можно объяснить с помощью биологических причин, например, с помощью наличия двух полов, беспомощности младенцев, потребности в пище и так далее. По моему мнению, эти обычаи являются изобретением эпохи первобытного общества, а почти все народы уже переступили эту ступень и унаследовали культурные изобретения этой эпохи, таким образом, существование культурных универсалий я объясняю с помощью социальных причин. Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (Смотрите в приложении) Список культурных универсалий: 1), спорт, 2), украшения тела, 3), совместный труд, 4), танцы, 5), образование, 6), похоронные ритуалы, 7), обычай дарить подарки, 8), гостеприимство, 9), запрет кровосмешения, 10), язык, 11), религиозные обряды, 12), изготовление орудий труда, 13), попытки влиять на погоду,14), календарь, 15), соблюдение чистоты, 16), община, 17), приготовление пищи, 18), кооперация труда, 19), космология, 20), ухаживания, 21), декоративное искусство, 22), гадания, 23), разделение труда, 24), толкование сновидений, 25), учение о конце света, 26), этика, 27), этикет, как правила поведения, 28), вера в чудесные исцеления, 29), семья, 30), праздники, 31), добывание огня, 32), фольклор, 33), табу на некоторые виды пищи, 34), игры, 35), жестикулирование, 36), правительство, 37), приветствие, 38), причёска, 39), домохозяйство, 40), гигиена, 41), права наследования, 42), родственные группы, 43), номенклатура родственников, 44), обычай, 45), суеверия, 46), магия, 47), брак, 48), время принятия пищи - завтрак, обед и ужин, 49), акушерство и медицина, 50), благопристойность, 51), траур, 52), музыка, 53), мифология, 54), число, 55), карательные санкции, 56), личное имя, 57), право собственности, 58), статусная дифференциация, 59), хирургия, 60), натуральный обмен товарами, 61), хождение в гости и так далее.
|