Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Билеты по философии. Валерий Стариков (Прочитано 39700 раз)
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по философии. Валерий Стариков
Ответ #20 - 31.10.2013 :: 18:23:23
 
21. Билет. Н. Бердяев о национальных характерах.
Н. Бердяев в работе «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности», написанной в 1918 г., дал описание четырёх национальных характеров:
•      Французы устали от катастроф, революций и войн. Современный француз слишком утончён, расслаблен жаждой наслаждений и любовью к женщине, Франция пережила уже воинственный период, властвовала над Европой и ныне уже не является грозной военной силой.
•      Для немца главное – это разум и воля,  долг и железный порядок, он хочет весь мир переделать по своему плану и установить мировое господство. В результате в 20 в. Германия проиграла две мировых войны, потеряла 1/3 своей территории, поэтому степень амбициозности у немцев поубавилась.
•      Поляк – это рыцарь, аристократ и индивидуалист до болезненности. Русский и поляк являются родственниками по происхождению и языку, но противоположностями по культуре. Поляк исповедует католическую культуру, а русский – православную. Русского поражает и отталкивает в польском характере дурной гонор, любовь к жесту, элегантность, сладостные речи, чувство превосходства и презрения к другим народам. Русские воевали с поляками двести лет, в результате Польша едва не погибла, стала колонией России на сто лет, а Россия превратилась в империю.
•      Русский – это простой, прямой и бесхитростный человек, ему чужды  взвинченный пафос и аристократический гонор. Недостаток русского национального характера – это отсутствие организованности и подтянутости, склонность опускаться и грешить. Русский способен пройти огонь и воду, но не способен пройти испытание славой – «медные трубы». Русский не умеет пользоваться достигнутым.
Вывод: каждый национальный характер имеет плохие и хорошие черты, поэтому не существует самой лучшей нации и «высшей расы».
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по философии. Валерий Стариков
Ответ #21 - 31.10.2013 :: 18:25:44
 
22. Билет. Экзистенциализм.
Экзистенциализм о духовном мире человека, о внутренней свободе и ответственности личности.
     Экзистенциальная (от английского слова existence - «существование») философия была разработана такими европейскими мыслителями и писателями, как С.Кьеркегор (1813-1855), К.Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.-П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960).Все они по типу личности были психологами, далёкими от потребностей реальной жизни.
     Пик влияния экзистенциализма  приходится на годы после окончания второй мировой войны и продолжается до конца 60-х гг. Экзистенциализм в то время был самым влиятельным направлением в философии в то время среди учащейся молодёжи и  представителей гуманитарных профессий – литераторов, актёров, художников. После того, как Европу потрясла волна левых молодёжных движений в 60-е годы, влияние экзистенциализма стало быстро падать. Сартр, например, непосредственно участвовал в молодёжных демонстрациях и был для молодёжи  своеобразным живым знаменем. Министр внутренних дел просил у Президента страны де Голля санкции на арест престарелого и больного бунтовщика, но получил достойный де Голля ответ: «Франция Вольтеров не арестовывает!» С точки зрения экзистенциализма, каждый человек уникален, полностью внутренне свободен и независим, его трудный удел – быть всегда в пути к обретению своего смысла жизни в этом абсурдном бессмысленном мире.  Экзистенциализм отвергает зависимость человека от техники и экономики. В экзистенциализме выразился протест против приспособленчества обывателей, которые стали «винтиками» бюрократической машины. Подлинный смысл жизни открывается человеку в периоды глубочайших потрясений, перед лицом смерти, тяжёлой болезни, неискупаемой вины, когда перед ним открывается митр его глубоко интимного существования. Каждый человек несёт ответственность за свои действия. 
        Объяснить сложные философские идеи экзистенциализма можно на основе повестей и романов А. Камю. Этот философ родился во французской колонии – Алжире в семье нищего сельскохозяйственного рабочего – подёнщика. Он погиб во время автомобильной катастрофы. Названия  самых знаменитых его произведений – это «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Чума», «Бунтующий человек», «Падение». Его взгляды развивались в условиях, когда вера в Бога и в бессмертную душу утрачена и выяснилось, что человека после смерти ожидает полное уничтожение. Таким образом, человек потерял смысл жизни. В повести «Посторонний» её герой Мерсо является мелким служащим, который совершенно равнодушен к своей карьере, своей матери, своей жене. Но Мерсо искренне влюблен в природу – в море, воздух и солнце. Эта размеренная однообразная жизнь однажды нарушилась. Мерсо из револьвера без всякой причины убивает араба на берегу моря. На суде Мерсо единодушно приговаривается к смертной казни, так как он совершенно не похож на обывателей, которые его судят. Мерсо равнодушно относится к приговору суда. Раз мы обречены на смерть, то и жизнь, и всё остальное лишены смысла и ничего не значат, жизнь не имеет смысла – вот кредо, главная мысль Мерсо.
     Эта же мысль повторяется в трактате «Миф о Сизифе». Боги приговорили Сизифа к бесполезному труду. Судьба сегодняшнего рабочего напоминает судьбу Сизифа. Если человек должен умереть, то стоит ли жить? Вопрос о самоубийстве – это самый важный философский вопрос. Изо дня в день мы выполняем свои однообразные и скучные обязанности на работе и дома как автоматы, но однажды встаёт вопрос: «Зачем мне это нужно?». После этого пробуждается сознание, что приводит либо к самоубийству, либо к выздоровлению. В пьесе «Недоразумение» действие происходит в гостинице, расположенной в горах. Дела ведутся в этой гостинице так, что хозяйка гостиницы и её дочь убивают и грабят всех богатых постояльцев, которых угораздило остановиться в их гостинице. Однажды их жертвой оказался сын хозяйки, который не был дома много лет. Дочь хозяйки сумела убедить жену убитого, что, если каждый человек обречён на смерть, то не важно, когда эта смерть наступит. В пьесе «Калигула» изображена судьба этого тирана. Калигула вначале был очень приличным молодым человеком, но внезапная смерть его сестры и возлюбленной резко меняет его характер.  Отчаяние открывает ему истину, что в мире нет правды, добра и зла, поэтому он свободен делать всё, что угодно, т. к. власть императора безгранична. Он начинает творить произвол и дикие издевательства над людьми. После нескольких лет своего правления, он был убит заговорщиками. Перед смертью Калигула понимает, что он выбрал не тот путь, «ибо нельзя быть свободным против других людей». В романе «Чума» место действия – город Оране, где вспыхивает эпидемия чумы. Войска изолируют город от внешнего мира. Небольшая группа во главе с доктором Риё начинают борьбу с чумой. Священник местной церкви объявляет чуму карой господней и призывает к смирению. Наконец, эпидемия чумы начинает отступать, но когда-нибудь она снова возникнет.       
Вывод: Экзистенциализм поднял проблему смысла жизни и допустимости самоубийства при отсутствии этого смысла жизни. По моему мнению, смыл жизни состоит в том, чтобы добиться самореализации. По  мнению героя из фильма «Кавказская пленница», смысл жизни состоит в том, чтобы хорошо жить. Никакого высшего смысла у жизни нет и быть не может. Жизнь – это борьба по принципу «выживает сильнейший» и существует естественный отбор среди участников этой борьбы. Самоубийство – это капитуляция неудачника или слабого человека  перед лицом естественных проблем и трудностей этой борьбы, это первый неправильный выход из жизненных проблем. Второй неправильный  способ выйти из борьбы – это употребление наркотиков по принципу «умри с удовольствием». Поэтому и самоубийство и наркотики – это плохо.  Наше отношение к экзистенциализму является скептическим по той причине, что эта теория стала обоснованием для различных контркультур наподобие хиппи, богемы и для экстремизма в политике. Движение хиппи заявило протест против обывательского образа жизни и поставило своей целью быть ближе к природе, то есть жить в шалаше в джунглях Индии на берегу океана как «люди-цветы», ходить в обнажённом виде и с длинными волосами, употреблять наркотики и заниматься музыкой. По нашему мнению, движение хиппи – это движение неудачников, которые чаще всего по типу личности являются психологами, которые не могут найти место и профессию в рамках современной технической цивилизации и они мечтают вернуться в первобытное общество, но это не возможно в принципе. В политике они мечтают устроить бессмысленный бунт, как предлагал Камю. Сартр беспорядочно метался между разными политическими движениями – примыкал к антикоммунистическому Революционно-демократическому движению (средний класс), посетил СССР и объявил марксизм «философией нашего времени», затем увлёкся кубинским коммунизмом  Ф.Кастро и идеями Мао Цзэдуна, стал выступать против коммунизма «советского» образца и «еврокоммунизма», потому что французские коммунисты боялись устроить  революцию и бунт во Франции. Он призывал устроить «культурную» революцию в Европе по примеру Китая, сжечь картину «Мона Лиза» и профессоров университетов. Таким образом, он предлагал много глупостей и показал свою полную некомпетентность в политической области.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по философии. Валерий Стариков
Ответ #22 - 31.10.2013 :: 18:27:33
 
23. Билет.Учение Фридриха Ницше о переоценке ценностей.
Биография Ницше.
       Годы жизни Фридриха Ницше: 1844-1900 гг. Он жил в Германии. По типу личности он был психологом. В его биографии можно обнаружить следующие черты психолога:
•      литературный талант и блестящий поэтический стиль сочинений в форме афоризмов, увлечение античной культурой, музыкой Вагнера, образное мышление,
•      в детстве он сочинял музыку и писал стихи.
•      склонность к социальным утопиям, мечтательность, отсутствие здравого смысла.
           От отца Ницше унаследовал слабое здоровье. Уже в детстве и всю жизнь его преследовали сильные головные боли (не было никаких средств их снять), полуобморочные состояния, болезнь глаз, доводящая почти до слепоты. Эти болезни вынуждали его «одной ногой стоять по ту сторону жизни» (в могиле). В 1889 г. он полностью сошёл с ума, когда уже были опубликованы все его сочинения. Он был учеником  Шопенгауэра. Читающая публика при жизни Ницше относилась к его научному творчеству  равнодушно,  подобное замалчивание его сильно угнетало. Он с трудом находил издателей для своих книг. Но после смерти Ницше его стали считать одним из величайших философов 19 в.
«Белокурая бестия»
   «Белокурая бестия» - это образ прирождённого аристократа, которому всё позволено в борьбе за власть – политическое убийство и вооружённый захват власти. Жизнь – это борьба за власть, борьба без правил. Чтобы добиться власти над людьми, нужно родиться  «белокурой бестией», т. е. зверем-хищником, чудовищем с львиной гривой, прирождённым аристократом. Ницше воспевает значение аристократии в жизни общества, которая ведёт свой народ от победы к победе на всемирно-исторической арене. В основе всех благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия, которая ради отдохновения то скрывается в зарослях, то снова выходит на историческую арену. Примеры благородных рас – римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги.
Отрицание пользы морали и религии для белокурой бестии.
      Белокурая бестия – это сверхчеловек, супермен, который должен быть по ту сторону добра и зла, быть выше морали и религии, ему моральный закон не писан, он может нарушать законы морали и религиозные нормы поведения. Сверхчеловеку позволено совершать любые преступления в борьбе за власть.  Ницше считал мораль и религию вредными для человечества, ибо с помощью их укрощают человека-зверя, как в клетке зверинца. С помощью использования   репрессивного механизма страха, побоев, голода и боли зверя превращают в больного зверя. Христианин напоминает больного, жалкого, озлобленного на самого себя зверя в клетке, который ненавидит всё сильное и счастливое вокруг. В раннем средневековье, когда церковь была, в сущности, зверинцем, всюду шла охота на прекраснейших особей «белокурой бестии», так укрощали германскую знать. «Христианство – это религия антиарийская, это порождение иудейской почвы».
Выведение аристократической человеческой породы.
        Ницше был одним из учителей Гитлера. Гитлер считал немцев расой господ и проводил политику расовой гигиены, т. е  политику искусственного отбора и уничтожения неполноценных людей и наций в газовых камерах и концентрационных лагерях. Физическое уничтожение евреев он считал окончательным решением еврейского вопроса. Ницше был не столь категоричен и в качестве примера для подражания назвал  кастовый строй, как способ выведения аристократической породы людей. Кастовый строй в Индии построен на основе религиозных законов Ману. Здесь поставлена задача, вывести четыре породы людей, четыре касты и бороться с беспородным человеком – «чандала» (неприкасаемым).
Критическое отношение к демократии.
   «Белокурая бестия», сверхчеловек не должен бояться одиночества, ибо боязнь одиночества – это стадный инстинкт. По мнению Ницше, демократия – это форма упадка организующей силы,  Он воспевает жестокую волю и абсолютную власть монарха. Когда такая власть есть, тогда появляются великие империи, подобные Римской или Российской империи. Россию он считал единственной крепкой и прочной державой, от которой можно многого ждать. Россия – это антипод убогой европейской раздробленности и нервозности.
Критика идей Ницше:
•      По нашему мнению, место «белокурых бестий» - в тюрьме, т.к. нужно подвергать уголовному преследованию за убийство и вооружённый захват власти любого гражданина независимо от того, считает ли он себя прирождённым аристократом или нет. Политическое убийство правителя и вооружённый захват власти были допустимы и приемлемы при тирании, но после изобретения и установления представительной демократии единственным допустимым способом борьбы за власть являются свободные многопартийные выборы. Демократия лучше тирании. 
•      Вторая ошибка Ницше состояла в отрицании пользы религии и морали. Законы морали должны соблюдать все люди, к нарушителям этих законов люди испытывают презрение и применяют моральные санкции. Например, деятельность политических тиранов и узурпаторов государственной власти вызывает моральное порицание. Польза религии состоит в воспитании и утешении людей. Кастовый строй не может
служить примером для подражания для современного общества, т.к. кастовый строй построен на пороховой бочке, т.е. чреват революцией и бунтом. Кастовый строй выключает процесс вертикальной мобильности и необоснованно ограничивает легальные формы конфликта за власть, богатство и социальный статус между представителями высших и низших каст, что приводит, с одной стороны, к бунту низших каст, а, с другой стороны, к вырождению высших каст.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по философии. Валерий Стариков
Ответ #23 - 31.10.2013 :: 18:39:45
 
24. Билет. П. М. Фуко о тюремной реформе.
Биография Мишеля Поля Фуко.
      Годы его жизни: 1926-1984 гг. Он родился во Франции, объездил полмира и ощущал себя вечным скитальцем... По типу личности он был психологом. Он был порочным человеком и умер от СПИДа.  Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Его отец был успешным и богатым хирургом и преподавателем. В школе Фуко носил прозвище Полишинель и не отличался особыми успехами. Полишинель – это  клоун, аналог русского Петрушки,  неисправимый болтун, который совершенно не умеет хранить секреты — отсюда происходит выражение секрет Полишинеля. В лицее он совершает несколько попыток самоубийства. Он вступал во Французскую коммунистическую партию, но собрания не посещает, а затем выходит из партии. Он работал преподавателем философии и психологии. В 44 года Фуко начинает волновать его стареющая внешность, поэтому он решает побрить голову. Он начинает носить белый свитер с воротником-поло и вельветовый костюм, «чтобы не надо было гладить». В 1970 г. он начинает преподавать в США.
Пример жестокой казни.
    2 марта 1757 г. Дамьена приговорили к публичному покаянию перед центральными вратами Парижского Собора за покушение на короля. Дамьен был солдатом, а затем слугой. Он нанёс несмертельный удар ножом Людовику 15. Его надлежало привезти туда в телеге, затем отвести на Гревскую площадь и казнить. Сначала нужно было раскалёнными щипцами терзать его тело. Затем возвести его на плаху, руку, которой он пытался убить короля следует обжечь горячей серой, а в места, разодранные щипцами, следует плеснуть варево из жидкого свинца, кипящего масла, смолы, расплавленного воска и расплавленной серы. Затем его ещё живого нужно было разодрать и расчленить  его тело четырьмя лошадьми, туловище и оторванные конечности сжечь дотла, а пепел развеять по ветру. Четвертование заняло много времени, т. к. лошади были не приучены тянуть, поэтому чтобы оторвать конечности палачу Самсону пришлось перерезать сухожилия и измолоть суставы. Хотя преступник был закоренелым богохульником, он не ругался во время пыток, а только издавал страшные крики и молился: «Боже, помилуй! Господи, помилуй»,  а священник его утешал.
 
Тюремная реформа.   
     Три четверти века спустя после этой казни появились тюрьмы в современном понимании, и был уже составлен распорядок дня в тюрьме для малолетних заключённых. Заключённые были обязаны работать 9 часов в день в мастерских, два часа в день отводится на учёбу в тюремной школе.  Итак, публичная казнь в Европе и Америке была дополнена тюремным заключением и тюремным распорядком дня. Публичная казнь и тюремное заключение стали разными видами наказания. Раньше тюрьма была просто местом, где преступника допрашивали и пытали, а затем он здесь ждал казни, после реформы тюрьма стала местом жизни и работы для заключённого по строгому распорядку, где он проводил длительный срок заключения. Эти наказания стали применяться за разные виды преступления и для разных типов преступников. Эта реформа была проведена за период чуть меньше века. За это время были составлены новые кодексы, предусматривавшие новый вид наказания: в России – в 1769 г., в Пруссии – в 1780 г., В Пенсильвании и Тоскане – в 1786 г., в Австрии – 1788 г., во Франции – в 1791, 1808 гг.
Суть тюремной реформы  с конца 18 в. до начала 19 в. сводилась к следующему:
•      были отменены публичные казни и пытки,
•      были введены чёткие кодексы, единые правила судопроизводства, суд присяжных,
•      исправительный характер наказаний и назначение различных сроков заключения и видов наказания в зависимости от тяжести преступления. Лишь кнут и розги ещё сохраняются некоторое время в России, Австрии и Пруссии.
•      Исчезло клеймо на лице или плече преступника, возникла некоторая осторожность в искусстве причинять боль, исчезло тело как мишень наказаний.
•      Было отменено публичное покаяние  и позорный столб,
•      использование заключённых на общественных работах – при ремонте дорог, когда каторжники были закованы в кандалы и железные ошейники и обменивались с толпой ругательствами в ответ на презрение со стороны этой толпы.
•      Во Франции были отменены колонны закованных в цепи колодников, которые тянулись по дорогам  всей страны к портам Бреста и Тулона. Караваны, скованных общей цепью каторжников – это была традиция, восходящая к эпохе галерных рабов. Чтобы заковать  преступника в железный ошейник во французской тюрьме Бисетр, его голову укладывали на наковальню, и палач наносил точный удар по заклёпке ошейника, стараясь не размозжить голову преступнику, за этой процедурой с интересом наблюдали другие преступники, ждавшие своей очереди.  Это было отвратительное зрелище в назидание потенциальным преступникам. Заключённых стали перевозить в благопристойных чёрных тюремных фургонах.  Этот фургон представлял собой тюрьму на колёсах. Центральный коридор разделяет фургон по всей длине, с каждой стороны коридора имеется шесть одиночных камер, где заключённые сидят лицом к коридору. Ноги и руки преступников закованы цепью. Между коридором и камерой находится  железная дверь с маленьким окошком, что препятствует общению в пути между заключёнными. В коридоре находятся два охранника, вооружённых дубинками.  Наказание постепенно перестаёт быть театром, ритуалом и зрелищем для зевак.
Причины отмены публичных казней:
•      Казнь иногда превосходила в варварстве само преступление.
•      Казнь приучала зрителей к жестокости, тогда как должна была отучать от неё.
•      Казнь приравнивала палача с преступником, а судей – с убийцами.
•      Казнь вызывало восхищение и сочувствие к казнимому преступнику вместо презрения и ненависти.
       Вывод: наказание постепенно становится наиболее скрытой частью уголовной процедуры. Эффективность наказания определяется его неотвратимостью, а не зрелищным воздействием.
     Вместо пыток и казней в новое время стали применять  содержание в тюрьме, лишение свободы, принудительные работы, каторгу, запрет на проживание в определённых местах, высылку. Они тоже в некоторой степени связаны с физическим страданием в отличие от штрафов, но невыносимая телесная боль уже больше не связана с уголовным наказанием. На смену палачу, как специалисту по причинению боли, приходит целая армия надзирателей, тюремных врачей и священников.
Недостатки современного тюремного заключения:
•      Оно не воздействует на публику.
•      Не учитывает специфику преступления.
•      Оно дорого стоит
•      Укрепляет осужденных в праздности, умножает их пороки.
•      Работа тюремщика – это упражнение в тирании.
Паноптикум.
      Возможность круглосуточного надзора за заключёнными – вот главная цель строительства тюрьмы «Паноптикум» по плану Иеремии Бентама. Эта тюрьма представляет собой круглое или крестообразное здание, например, изолятор «Кресты» в Санкт Петербурге представляет собой несколько крестообразных зданий, в центре такого здания располагается центральная башня, где находится надзиратель. Через широкие окна он имеет возможность наблюдать жизнь заключённых в камерах, которые располагаются по окружности здания как в аквариуме или зоопарке. В каждой камере два окна, одно выходит наружу, второе большое выходит вовнутрь, поэтому камера просматривается насквозь. В каждой камере должен сидеть только один преступник, чтобы избежать дурного влияния со стороны  заключённых друг на друга. Стены между камерами мешают общению между заключёнными. Поэтому нет опасности заговора, планирования коллективного побега и совершения новых преступлений. Эта конструкция здания тюрьмы противоположна принципу темницы. Постоянный надзор в некоторой степени тоже избавляет от необходимости применять телесные наказания.   Современные технические возможности позволяют обеспечить постоянный надзор за заключёнными в камерах не с помощью особой конструкции здания тюрьмы, а с помощью видеонаблюдения. Для России такие проекты тюрем являются пока слишком дорогостоящими. В России сегодня имеющиеся тюрьмы переполнены сверх всякой меры, в камерах царит духота и антисанитарные условия
Наверх
« Последняя редакция: 31.10.2013 :: 18:44:51 от Валерий Стариков »  
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по философии. Валерий Стариков
Ответ #24 - 31.10.2013 :: 18:45:40
 
25. Билет. Роль философии в современном мире.
Польза и функция философских теорий состоит в том, что с их помощью человек пытался построить целостную картину  или научную модель окружающего мира на основе исторически неполных научных данных. Развитие науки приводит к появлению всё новых и новых научных данных, что вызывает необходимость создавать всё новые и новые философские теории, которые должны учесть и отразить эти новые научные данные. Философские системы Аристотеля, Гегеля, Маркса, Конта, Тойнби стали памятниками научной мысли на  пути человеческого познания. Для своего времени эти люди были гениями, никто из их современников не смог бы выполнить эту работу лучше них, но их беда была в том, что сумма научных данных в прошлом была ничтожной  по сравнению с современностью, поэтому эти гении имели мало научных фактов для обобщения. В этом состоит наше преимущество, но, по этой же причине, наши потомки будут считать нас наивными. Для каждой эпохи нужна своя картина мира, своя философская система, в противном случае люди не смогут ориентироваться в окружающем мире. Эти философские системы постепенно приближаются к истине о сущности природы, общества и человека.
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать