muarrih писал(а) 20.10.2013 :: 08:32:48:На междоусобной войне. Или для того, чтобы убийство пошло в зачёт, обязательно присутствие плахи и палача?
Нет, для этого обязателен приказ одного князя убить другого князя. Я тут исхожу не из собственных суждений, а из того, какие оценки даются таким эксцессам в летописях. Убийство князей в Рязани в 1217 году там определённо приравнивается к преступлению Святополка Окаянного, а о гибели того или иного князя на войне, даже в междоусобной, ничего подобного не говорится. Тут, правда, существенно, насколько он сам был виноват в войне, на которой его убили. Если виноват явно другой князь, то он оказывался в неприятном положении - вроде как косвенно братоубийца. Да я тут выше упоминал о гибели Ярослава Святополчича в 1123 году; косвенно Мономах виноват, потому что эта усобица началась из-за его желания передать Киев своему сыну в обход Ярослава. Но всё равно, по тогдашним представлениям, смерть на войне - одно, а умышленное убийство одного князя по приказу другого - совсем другое, несравненно худшее.
muarrih писал(а) 20.10.2013 :: 08:32:48:Я вовсе не отрицаю положительную роль родственных отношений. Будь оно иначе, династические браки (приобретение новых родственников) не имели бы смысла. Но и преувеличивать возможности кровного родства тоже не следует. История Европы показывает, что родственные отношения были слабым гарантом стабильности.
Ещё раз повторяю:
ИВК писал(а) 18.10.2013 :: 10:50:31:Род Рюриковичей не был типичным кровнородственным сообществом, как это может показаться на первый взгляд. Сами посудите: вот у князя мать - к примеру, дочь такого-то боярина; соответственно, её отец и брат для этого князя - дед и дядя. Потом он сам женился, допустим, на половецкой княжне, так что теперь у него ещё и хан тестем оказался. Всё это близкая родня, получается. Но, по представлениям Рюриковичей, для него всё равно должен быть ближе любой его троюродный брат или пятиюродный дядя (которого он, возможно, и в глаза не видал никогда), если тот тоже принадлежит к роду Рюриковичей. Если этот князь снесёт голову своему родному дяде по матери, то это будет убийство родственника, не более того, а вот если подошлёт убийцу к тому самому пятиюродному дяде, то сразу прослывёт новым Святополком Окаянным, братоубийцей - и никаких оправданий никто слушать не станет. Без учёта этой стороны дела не понять, что представлял собой тогда род русских князей. Это кровнородственный клан только в том смысле, что князем можно было лишь родиться, но нельзя было стать. Однако его единство держалось не на родственных чувствах, а на осознании особых прав и особых обязанностей, которые вытекали из принадлежности к Рюриковичам. По сути дела, тут не столько кровнородственная общность, сколько идеологическая, смысл существования которой - поддержание порядка на Руси.
muarrih писал(а) 20.10.2013 :: 08:32:48:Будь даже удельные правители трижды сепаратистами, для государства это было бы полезнее, чем иметь у власти таких вот временщиков.
То есть раздел Руси на независимые государства во главе каждое со своей не связанной с другими династией был бы лучше, чем власть одного рода над всей Русью посредством удельно-лествичной системы? Я верно понял?