В журнале Nature опубликована статья, в которой исследователи рассказывают о технике перемещения мегалитов при постройке Запретного Города в Пекине.
http://www.nature.com/news/ice-proved-cool-way-to-move-stones-for-forbidden-city...В архиве нашелся документ, свидетельствующий, что перемещение огромных камней осуществлялось зимой по льду. В этом документе говорится, что монолит объемом около 49 куб. метров (вес по расчету почти 112 тонн) доставлен в Пекин в 1557 году в середине зимы за четыре недели. (Карьер был расположен в 70 км от места строительства).
Дальше ученые принялись считать и получили, что для передвижения каменюки такого веса на катках по земле понадобится усилия 1500 тыс. человек. К тому же нужна ровная твердая поверхность, чтобы катки не вдавливались.
Если же тянуть на полозьях по голому льду или "по каким-то мокрым, деревянным рельсам потребует по крайней мере, 330 человек".
Если же сани с камнем тянуть по обледенелой дороге, которую дополнительно поливают водой, то, по расчетам историков, нужно всего 50 человек.
Однако француз Thomas Mathia, специалист в области трибологии - науки о трении и смазки, немного обломал расчеты гуманитариев.
Он заметил, что это расчет на тяговое усилие при движении по ровной дороге. А чтобы стронуть с места, нужно в два-три раза большее усилие. Ну а если подъем будет градусов в десять, то еще надо прибавить.
Но все равно это не так уж много, имхо.