Осень/зима 1861 годаНовым импульсом к обсуждению футбольной проблемы, вероятно, послужили не только вышеназванные основания. Во-первых, в те годы столица подхватила идею создания футбольных клубов, пришедшую с севера страны. Первым в мире, как известно, считается «Шеффилд», но его история заслуживает отдельного внимания. В Лондоне же и его округе за эти два-три года, пролетевших с памятной газетной полемики, появилось около десяти клубов, каждый из которых играл по разным правилам, или же делал вид, что связывает себя с какими-то их образцами.
Во-вторых, слово «играл» здесь, скорее, для виду - известные препятствия, возникавшие при организации самого обычного матча, не обошли стороной и клубы: пресловутая неспособность договориться о правилах перед игрой, отчего приходилось порой очень упорно искать себе подходящих оппонентов, а ежели не доводилось, то будь добр приспосабливайся по ходу встречи.
Осенью 1861 года спортивная периодика заново стала полниться свежими письмами и путями преодоления футбольного вопроса. Публикации в The Field и Bell’s Life in London в массе своей не несли чего-то совершенно уникального, но и до оскорблений, к счастью, дело не дошло.
12 октября: постоянный и весьма находчивый автор The Field мистер «Гол-стик» предложил довольно радикально пропагандировать футбол публичных школ в английских деревнях, каковой метод, по его мнению, в скором времени воссоздал бы единые правила. Отклика, правда, не последовало.
10 ноября: в Bell’s Life написал анонимный автор из школы Вестминстер, повествовавший почти о том же, что обсуждалось зимой 1859-го:
Цитата:Господин редактор, прошу Вас предоставить мне небольшое пространство на Ваших бесценных страницах, с целью сказать несколько слов о футболе. Всяческие публичные учреждения практикуют эту игру по собственным правилам. Правда, они отличаются друг от друга настолько, что совсем не пригодны для использования многими школами, чтобы встречаться между собой. Почему бы футболу не взять пример с крикета и не воссоздать один свод правил, обязательно всеми соблюдаемый? Сей вопрос может быть решен на собрании нескольких капитанов школьных команд: сначала они, возможно, общались бы через Вашу газету, обсуждая те пункты, которые содержат наибольшие отличия, такие как забеги с мячом в руках и его удерживание, а также удары по нему кулаком и так далее. - С уважением, Вестминстер.
8 декабря: Bell’s Life, в непровозглашенную дискуссию вступил некий мистер «Д.Д», развернувший тему настолько, насколько вообще было возможно развернуть эту тему:
Цитата:Господин редактор, несмотря на мастерство, показываемое почти в каждой игре, возведенной в рамки строгих и определенных правил, футбол все равно разнится в зависимости от мест своего обитания. Таким образом, в Итоне игрок не имеет права касаться мяча руками, потому как гол можно забить только при помощи ног. В Харроу футболист хватает мяч в руки, прежде чем тот достигнет земли, и получает право на свободный удар, и при определенных обстоятельствах может забить гол. В Вестминстере ловить мяч разрешается всегда, однако без промедления нужно по нему ударить. Игра в Рагби – неописуемое месиво, лишь приближенное к файвс, борьбе, гонкам и футболу, при всем этом даже не заслуживающее называться любым из предложенных занятий. В некоторых местах мяч нужно направлять над перекладиной, а где-то под нею. В провинциальных городах и вовсе не наблюдается никаких правил, поэтому каждый действует, как ему заблагорассудится. Вследствие сего, при встрече двух клубов, первая вещь, к которой обращаются игроки – это правила, обсуждение коих завершается отказом каждой из сторон от неугодных им положений, и только затем игра начинается уже по новообразованному своду двух упомянутых клубов. Впрочем, любая из команд невзначай совершает оплошности, вызванные неясностью игровых принципов, что беспрепятственно создает неудобства. Отныне, сэр, все трудности будут устранены, в случае согласования установленных правил, которые, если потребуется, время от времени будут меняться, скажем, тремя или более публичными школами. В ожидании воплощения всего изложенного, я считаю, что указанные условия имеют право на жизнь, отчего единственным моим оправданием за навязывание собственного мнения могут послужить долгие годы игры в футбол с самой юности, и сопровождавшие их трудности, вызванные отсутствием единых правил.[...]
[...]Футбол становится настолько популярным в Англии и настолько полон мужества, что каждый англичанин по мере средств и возможностей должен поощрять практику игры в футбол; и, я думаю, что необходимый сдвиг могут осуществить публичные школы, поскольку – это поприще мальчишеских игр, и фактически, единственное место, за исключением университетов, где в футбол играют на регулярной и систематической основе. Я не сомневаюсь, что любой кодекс правил, изданный этими учебными заведениями, немедленно будет приспособлен всеми клубами, что исключит любые споры между капитанами и обеспечит должное приготовление к каждому матчу. - С уважением, Д.Д.
Воистину превосходный материал, к сожалению, не повлекший за собой никаких реальных действий. Хотя, 15 декабря мистер Д.Д получил всеобъемлющий ответ от одного выпускника Рагби, что неудивительно, ведь первый джентльмен имел неосторожность не очень лестно отозваться о футболе этой прекрасной публичной школы. Вся суть замечательного письма сводилась к переубеждению мистера Д.Д. в том, что игра в Рагби является таковой и даже больше, чем он полагает.
21 декабря: отметилась в этой бесконечной борьбе с футбольным хаосом и The Field. Редактор этого издания вздумал опубликовать все имеющиеся образцы правил публичных учреждений, чтобы достичь более широкого понимания игры. Тем не менее, закончив эту мороку, он признал, что существовавшие футбольные положения являются настолько неясными, что посторонние могли даже и не браться их осваивать.