Tang Ni
+
Вне Форума
Сообщений: 4964
唐猊
Пол:
|
Заключение Безусловно, в короткой статье нельзя дать исчерпывающий анализ административной системы земель Нингуты и вассальных от империи Цин княжеств в Приамурье. Подробное изучение данной темы должно стать одним из важных направлений в изучении истории региона. К тому же, состояние изученности вопроса в настоящий момент оставляет желать лучшего. Для плодотворного исследования темы следует продолжать вводить в научный оборот новые источники и шире привлекать существующие переводы, продолжать поиски в архивах не только Китая и России, но и Кореи. Многообещающим направлением кажутся приоритетное исследование структуры управления местных ниру и населения, не входящих в систему Восьми Знамен, но являющегося подданными империи Цин; функций конкретных чиновников; состояния вооруженных сил империи в регионе. Безусловно полезным представляется исследование биографий деятелей региональной истории – Шарходы, Хайсэ, Убахай-батуру и прочих известных чиновников и полководцев. Всеобъемлющее и беспристрастное исследование данного вопроса не только прольет свет на реальное положение дел в регионе перед началом проникновения русских землепроходцев в Приамурье, но и поможет правильнее оценить деятельность царской администрации в Якутске и казачьих атаманов на Амуре, а также даст ключ к пониманию сути русско-цинского конфликта 1649-1689 годов.
Источники 1. Дополнения к Актам Историческим, т. II-VII, X, СПб, 1848-1857. 2. Колумбы земли Русской. Хабаровск, «Хабаровское книжное издательство», 1989. 3. Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. Т. 2. Владивосток, 1995. 4. Русско-китайские отношения. Т. 1. 1608-1683. М., 1969. 5. Син Ню. Пукчоннок. (Записки о карательном походе на Север). Сеул, 1980. 6. Страны и народы Востока. Вып. XXXII. М., 2005. 7. «Сын Отечества», СПб, 1840, кн. 1. 8. У Наньжун 吳南榮. Нингута цзилюэ 寧古塔記略 (Краткие записи о Нингуте), б/м, б/г. 9. Чжао Эрсюнь 趙爾巽. Цин ши гао 淸史稿 (Очерки истории [династии] Цин), Пекин, 1927. 10. Ян Бинь 楊賓. Любянь цзилюэ 柳邊記略 (Краткие записи об Ивовой границе), б/м, б/г. Литература 11. «Внешняя политика государства Цин в XVII веке», М., «Наука», 1977. 12. Ларичев В. «Путешествие в страну восточных иноземцев», Новосибирск, «Наука», 1973. 13. Мартынов А.С. «Статус Тибета в XVII-XVIII веках», М., «Наука», 1978. 14. Мелихов Г.В. «К истории проникновения маньчжуров в бассейн верхнего Амура в 80-х годах XVII века» в сб. «Маньчжурское владычество в Китае», М., «Наука», 1966. 15. Мелихов Г.В. «Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.)», М., «Наука», 1974. 16. Мелихов Г.В. «О северной границе вотчинных владений маньчжурских (цинских) феодалов в период завоевания ими Китая (40-80-е годы XVII века)» в сб. «Документы опровергают», М., «Мысль», 1982. 17. Мелихов Г.В. «Политика Минской империи в отношении чжурчжэней (1402-1413)» в сб. «Китай и соседи», М., «Наука», 1970. 18. Мясников В.С. «Империя Цин и Русское государство в XVII веке», М., «Наука», 1980. 19. Скрынникова Т.Д. «Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI – начало XX века», Новосибирск, «Наука», 1988. 20. Щебеньков В.Г. «Русско-китайские отношения в XVII веке», М., изд-во АН СССР, 1960. Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 109-121.
↑ Племена воцзи и хурха часто смешиваются в цинских источниках – так, роды кэикэлэ и хусихали племени хурха, проживавшие в районе крепости Илань-хала в устье р. Хурха-бира, именуются также принадлежащими к племени воцзи. По всей видимости, имеет место двойное наименование этих племен – общее (воцзи = лесные), и частное (хурха – по месту проживания). ↑ О значении термина гуйшунь (歸順) см.: 13, с. 42-43. ↑ Знакомство народов тунгусо-маньчжурской языковой группы с буддизмом подтверждается фактом сооружения на мысе Тыр буддийской пагоды в честь бодхисатвы Гуанъинь в ходе экспедиции минского чиновника Ишиха в 1413 г. По свидетельству казаков отряда Онуфрия Степанова, эта пагода сохранялась еще в 1650-х гг.. См. 12, с. 12. Соответственно, наличие у местных чжурчжэньских князей имен буддийского происхождения не является чем-то невозможным. ↑ Маньчжурский титул мэйрэн-чжаньгинь (梅勒章京) соответствует китайскому титулу фу дутун (副都統). ↑ Первый поход Убахай-батуру на племя учжала состоялся в 1633 г. ↑ О сущности системы цзими в период Хань (漢, 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) см. 6, с. 206-249. ↑ Отождествление Хайсэ с князем Исинеем русских источников затруднительно, т.к. Хабаров упоминает, что князь Исиней возглавлял цинский отряд у стен Ачанского острога, а по цинским источниками войсками командовал ниру-чжаньгинь Сифу. Тем не менее, Кабышейка четко указывает, что главой администрации Нингуты являлся князь Исиней. Вполне возможно, что в данном случае мы имеем дело с неадекватным использованием Кабышейкой маньчжурского слова эдзэн (額眞), т.е. «владыка, князь». ↑ Опубликованный в 1969 г. документ, содержащий описание боя у Ачанского острога и расспросных речей Кабышейки является копией, снятой во XVIII в. ↑ Скорее всего, Кабышейка не очень хорошо знал маньчжурские реалии, т.к. цинский наместник в Мукдене имел титул не ухэри-да, а более высокий титул амбань-чжаньгинь. ↑ Отождествление города Надымны, в котором размещалась ставка «богдойского царя посаженика Учурды» с Мукденом основывается исключительно на основе сведений «Шэнцзин тунчжи» о подчинении в данный период Нингутинского мэйрэн-чжаньгиня амбань-чжаньгиню Мукдена. ↑ Это также подтверждается сведениями из биографии Шарходы, помещенной в «Цин ши гао»: «Девятый год [Тяньцунь] (1634). Совместно с Баци, Чжао Хэ, цзянлином (将领?) Баланьци и другими [Шархода] объезжал Хэйлунцзян». ↑ Поскольку при работе над «Цин ши гао» Чжао Эрсюнь активно использовал данные более ранних источников, возможно, существуют сочинения или документы, в которых более подробно рассказывается о деятельности Шарходы в Нингуте. ↑ По данным Гиринского университета, это произошло 4 июня 1653 г. ↑ Относительно этого же события у Ян Биня в «Любянь цзилюе» говорится следующее: «Устроили верфи (船廠) и в 18 год Шуньчжи (1661) амбань-джангин Саэрудай (薩兒吳代 – вариант написания имени Шархода) построив корабли, выступил из этого места (Гирин – А.П.) в карательный поход (征) на русских 俄羅斯». Датировка совершенно неверна – Шархода умер в феврале 1659 г., и уже в 1660 г. военные действия на Амуре вел его сын Бахай, унаследовавший должность отца. Ошибочная датировка Ян Биня послужила основой для неверного определения даты основания Гирина Г.В. Мелиховым. Согласно Син Ню, верфи, где построили боевые корабли для войска Шарходы, заложили еще в середине 1657 г. ↑ Фуго 俘馘 – архаичное выражение «брать в плен и отрезать у пленных левое ухо». Возможно, использовано в качестве речевого штампа – из записок Син Ню факт отрезания ушей у пленных казаков не подтверждается. ↑ По некоторым данным, Шархода умер 3 февраля 1659 года. ↑ Букв.: «Помогающий и Сильный». ↑ Данное утверждение входит в противоречие с нашим предположением о создании системы ниру в землях Нингуты до 1653 г., но в таком случае, оно противоречит и сообщению цинских документов о деятельности и наказании ниру-чжаньгиня Сифу. ↑ По данным БКРС (т. 4, с. 123, № 11187), тунгуань означает «1) чиновник, ведающий общими делами (общим производством); 2) переводчик, драгоман». ↑ Вполне возможно, что под этим названием фигурирует или Нигэли, или Хайта. ↑ Имеются в виду мэйрэн-чжаньгини Хайта и Нихали. Корейская запись имен маньчжуров отличается от принятой в Китае, т.к. при использовании иероглифов для фонетической записи иноязычных слов корейцы ориентируются на корейское звучание иероглифов. ↑ По данным БКРС (т. 2, с. 70, № 159), чайгуань означает «командированный чин (чиновник)». ↑ С 1653 г. Шархода не подчинялся Мукдену, что вызывало острое соперничество между мукденскими и нингутинскими чиновниками и офицерами. ↑ Возможно, что тунгуани сами не были специалистами в различных отраслях деятельности, но являлись профессиональными администраторами, призванными организовать работу в соответствии с полученным заданием. ↑ Ведомственная организация в землях Маньчжурии на тот момент сохранялась только в Мукдене, но и там Военное ведомство было временно упразднено. ↑ Помимо сведений, доставленных в Якутск В.Д. Поярковым, на вассальную зависимость приамурских княжество от империи Цин до момента вторжения отряда Хабарова указывают данные расспросных речей захваченных Хабаровым пленных (cм. [7, с. 112]). ↑ По данным Ян Биня, в Нингуте было 350 солдат гарнизона (см. [10]). ↑ Имена даются по дневнику Син Ню – в написании китайскими иероглифами, использованными в корейском чтении для фонетической передачи звучания маньчжурских имен и названий. ↑ Гарнизон Нингуты к началу 1680-х годов состоял всего из 350 солдат (См.[ 20, с. 51]).
|