Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Г.Ф. Миллер как источниковед (Прочитано 22385 раз)
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Г.Ф. Миллер как источниковед
18.05.2013 :: 15:04:00
 
Солодкин Я. Г. Г.Ф. МИЛЛЕР КАК ИСТОРИК РАННЕГО СИБИРСКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ

Один из классиков отечественной историографии XVIII в. Г.Ф. Миллер положил начало научному источниковедению в нашей стране [1], в т. ч. исследованию летописной традиции, развивавшейся в Азиатской России по меньшей мере с 1630-х гг. Миллер, которого следует считать первым настоящим собирателем сибирских летописей [2], обнаружил, в частности, «Повесть» Саввы Есипова [3] и в Распространенной редакции, т. е. доведенной посредством «росписи» городов, острогов и их администраторов до конца XVII в., и в Основной, завершающейся рассказом о гибели Кучума и учреждении Тобольской архиепископии. В знаменитых «Портфелях» выдающегося историка отложился список Есиповской летописи (далее – ЕЛ) [4] Основной редакции с синодиком «ермаковым казакам» (далее – С), дополненный перечнем соратников легендарного атамана, погибших при «взятии Сибирского царства» [5]. Встречающееся, по его словам, в любом городе на востоке России произведение владычного дьяка ученый отнес к числу общих, простых или обыкновенных сибирских летописцев, различающихся «в малых обстоятельствах». Куда заметнее, на взгляд Миллера, разница между этими сочинениями и «Историей» С.У. Ремезова («Тобольским летописцем»). Еще в 1749 г. и более позднем предисловии к «Описанию Сибирского царства» замечательный ученый предлагал опубликовать «общие» сибирские летописцы, «очистив прежде оные от басней», т. е. изложения чудесных явлений.
Автора созданного в 1636 г. сочинения «Сибирское царство и княжение, и о взятии, и о Тобольске граде» Миллер считал очевидцем и участником зауральской экспедиции Ермака. Подобно С. В. Бахрушину, это заключение следует признать ошибочным [6]. К сочинению Есипова можно возвести свидетельства Миллера (зачастую сопровождающиеся ссылками на «простые» местные летописцы) о правителях Сибирского «юрта», численности «дружины» Ермака, одной из дат (которой ученый предпочел иную) гибели соратников прославленного атамана на Абалаке, о приеме ермаковцев Иваном Грозным, о том, что в устье Тавды казаки узнали от Таузана (Таузака) – придворного Кучума – о его войске и столице; по этому источнику в «Описании…» изложена «челобитная» казаков (точнее, их «скаска») о «Сибирском взятии» [7].
С точки зрения Миллера, первым предложившего схему сибирского летописания [8], основу «общих летописей», возникших в «далечайшей государевой вотчине» в XVII в., и С, их протограф, составили «письменные показания» ветеранов завоевания «Кучумова царства», переданные ими тобольскому архиепископу Киприану, – т. н. «написание» (далее – Н); из него исходит даже ремезовская «История» [9]. «Первопрестольный» сибирский владыка, пригласивший в свою резиденцию участников знаменитой экспедиции и приказавший внести в «помянник» имена атаманов и казаков, павших в боях с «погаными», стал зачинателем местного летописания [10], начальным звеном которого, как полагал Миллер, стал С [11]. Последний, хранящийся в соборном храме Тобольска, по наблюдению ученого, в отличие от летописей сохранил известия о гибели 107 ермаковцев на Чувашевом мысу 23 октября 1581 г., истреблении Карачей отряда атамана И. Кольца 17 апреля, гибели на Вагае 300 русских во главе с предводителем похода за «Камень». Стало быть, Миллер непосредственно обращался к С, а не пользовался (как предполагала Е. К. Ромодановская) сделанными для него выписками из рукописи Чина православия, имевшейся в Софийской библиотеке сибирской столицы [12].
В. Г. Мирзоеву думалось, что в глазах Миллера летописи, созданные в XVII в. на востоке России, «пошли» от сохраненных Киприаном рассказов «ермаковых казаков» [13]. Точнее, как заметил С. В. Бахрушин, протографом этих летописей автор «Истории Сибири» считал полученные первым тобольским архиепископом письменные свидетельства сподвижников прославленного атамана, т. е. Н. Заблуждением следует признать и мнение М. Н. Тихомирова, будто Миллер связывал возникновение ЕЛ с деятельностью Киприана [14]. Бахрушин справедливо находил экскурс выдающегося исследователя «Века Просвещения» в историю сибирского летописания замечательным «по тонкости научной мысли», предвосхитившим «некоторые выводы современной (1930-х гг. – Я. С.) науки» [15]. У А. П. Пронштейна сложилось впечатление, что «Повесть» Есипова, принадлежащая якобы перу современника «Ермакова взятия» «Закаменьской страны», Миллеру казалась более ценной, чем «Тобольский летописец» [16]. Последний, однако, как заметил еще С. А. Адрианов, в силу своей обстоятельности представлялся «отцу сибирской истории» самым важным из источников, раскрывающим перипетии «приведения» ханства Кучума «под Российскую державу» [17].
С точки зрения Е. И. Дергачевой-Скоп и В. Н. Алексеева, на «Историю» Ремезова, послужившую «фактической, а отчасти и концептуальной основой» главного труда Миллера, последний «как бы нанизывал собранные им документальные материалы, сведения новонайденных сибирских летописных сводов, извлечения из некоторых татарских источников» [18]. Но порой ученый XVIII в. отвергал показания знаменитого тоболяка, предпочитая им другие сообщения, в том числе «Списания» Есипова.
Явившийся, наряду с В. Н. Татищевым, основоположником изучения русских летописей, Г.Ф. Миллер внес наиболее заметный вклад в исследование тех из них, которые сложились в Сибири, начиная с ЕЛ и ее источников.

1.        Сибирская советская энциклопедия. – Т. 3. – Стлб. 450. Ср.: Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха капитализма. – Ростов-на-Дону, 1991. – С. 545.
2.        Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Л., 1960. – Вып. 1. – С. 195. См. также: Элерт А. Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. – Новосибирск, 1990. – С. 76; Он же. Герард Фридрих Миллер и научное открытие Сибири // Три века академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. – Екатеринбург, 2006. – Ч. 1: Академические исследования Северо-Западной Сибири в XVIII в.: история организации и научное наследие: материалы междунар. симпозиума. – С. 16.
3.        Книги старого Урала. – Свердловск, 1989. – С. 25.
4.        Вопреки мнению А.А. Преображенского, так назвал сочинение дьяка трех кряду тобольских владык не Г. Ф. Миллер, а Н. М. Карамзин.
5.        См.: Полное собрание русских летописей. – М., 1987. – Т. 36. – С. 16, 21, 78. Этот перечень есть основания признать первоначальным С. См.: Солодкин Я. Г. О некоторых спорных вопросах становления сибирского летописания // «Aus Sibirien–2006»: науч.-информ. сборник. – Тюмень, 2006. – С. 123 и др.
6.        См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. – 2-е изд., доп. – М., 1999. – Т. 1. – С. 48; М., 2000. – Т. 2. – С. 80, 686.
7.        Описание Сибирского царства: Соч. Г.Ф. Миллером. – М., 1998. – Кн. 1. – С. 30-31, 37, 78, 91-92, 111-113, 118-119.
8.        Мирзоев В. Г. Историография Сибири (XVIII в.). – Кемерово, 1963. – С. 129; Он же. Историография Сибири (Домарксистский период). – М., 1970. – С. 82; История Сибири. – Л., 1968. – Т. 2. – С. 11. Утверждение, что первая схема сибирского летописания была создана в конце XIX в. С.А. Адриановым (Яковлева А. М. Схемы сибирского летописания первой половины XVII в. в отечественной историографии 1920–1990-х гг.//Проблемы истории Сибири XVI–XX вв. – Нижневартовск, 2005. – Вып. 1. – С. 27), неверно.
9.        А. М. Дубровский явно заблуждается, полагая, что упоминание о Н в ЕЛ нашел С. В. Бахрушин (Дубровский А. М. С. В. Бахрушин и его время. – М., 1992. – С. 60, 62; Он же. Сергей Владимирович Бахрушин // Портреты историков: время и судьбы. – М.; Иерусалим, 2000. – Т. 1. – С. 197).
10.     Миллер Г. Ф. История Сибири. – Т. 1. – С. 159; Т. 2. – С. 80.
11.     См.: Мирзоев В. Г. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века. – М., 1960. – С. 9; Буганов В. И. Издание и изучение русских летописей в XVIII в. // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. – М., 1981. – С. 332; Ромодановская Е. К. Избр. труды: Сибирь и литература: XVII в. – Новосибирск, 2002. – С. 361.
12.     Ромодановская Е. К. Избр. труды: Сибирь и литература: XVII в. – Новосибирск, 2002. – С. 65. Примеч. 26. Об использовании Г. Ф. Миллером С тобольской Софии писал еще Е. В. Кузнецов. См.: Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. – Тюмень, 1999. – С. 41.
13.     Мирзоев В. Г. Историография Сибири (XVIII в.). – С. 129.
14.     Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. – М., 1962. – Вып. 1. – С. 274.
15.     Бахрушин С. В. Г.Ф. Миллер как историк Сибири // Политическая и социально-экономическая литература. – 1941. – № 7. – С. 45 и др.
16.     Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха феодализма. – Ростов-на-Д., 1989. – С. 90.
17.     Адрианов С. К вопросу о покорении Сибири // Журнал Министерства народного просвещения. – 1893. – № 4. – С. 523.
18.     Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Иллюстрированное повествование о походе Ермака в Сибирь и его автор (К проблеме историко-функционального изучения древнерусских литературных памятников) // Общественно-политическая мысль и культура сибиряков в XVII–первой половине XIX вв. – Новосибирск, 1990. – С. 128-129; Они же. Ремезовская летопись: история открытия, рукописи, издания // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII–XIX вв. – Тобольск, 2005. – С. 46.             

http://library.ikz.ru/georg-steller/materialy-iv-mezhdunarodnoi-nauchno-praktich...
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #1 - 20.05.2013 :: 11:28:43
 
@
Dark_Ambient

А зачем тема про серьезного человека в таком несерьезном месте?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14033
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #2 - 20.05.2013 :: 13:24:15
 
Так критика же. У них Миллер почище чёрта, коего изгнать надо Смайл
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #3 - 20.05.2013 :: 13:37:41
 
ИМХО, тему про деятельность Миллера и т.н. "портфели Миллера" надо открыть в нормальном разделе, а озаренцам давать ссылку.

Потому что Миллер не заслуживает помещения в такую помойку, где его нормальные люди искать не станут.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14033
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #4 - 20.05.2013 :: 15:17:55
 
Я думаю как раз таки здесь они его искать и будут. Потому что обычный человек заинтересоваться личностью Миллера может только прочитав новохренологию (печально, но факт). Если он не полный идиот и у него есть критическое мышление, то начнет искать критику и выйдет на этот раздел. И здесь ознакомится с деятельностью Миллера и поймет что этот человек сделал для российской исторической науки.
Наверх
 
Юровский
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 850
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #5 - 20.05.2013 :: 22:13:06
 
А вот и ссылка на источник!
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller/zavesanie_11_09_1783.phtml?id=107
Цитата:
Летом 1748 г. Г. Ф. Миллер, озабоченный сохранением рукописного и книжного собрания В. Н. Татищева, предлагал академическим чиновникам командировать его в Москву. Ученого тогда в командировку не пустили, а вскоре после кончины В. Н. Татищева весь его бесценный архив и библиотека погибли во время пожара в подмосковной усадьбе Болдино. Так, именно в 1748 г. Миллер впервые обратил свой взор на Москву, прежде всего как на место его научных устремлений.
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #6 - 21.05.2013 :: 12:52:59
 
Великое начинание Миллера, за которое его ругали русские академики - это исследование истории не по нарративам, а по первичке!

Как его "опускали" за включение в состав "Истории Сибири" "никому не интересных канцелярских дел столетней давности"!

А ведь этим он опередил свое время очень и очень намного. Но новохренологи придумали про него какие-то страшные бабайки на основе своих детских комплексов и возвели их в абсолют. Правда, ничего равного "Истории Сибири" они создать не могут. Но тем хуже для мертвого льва - живые шакалята все пытаются его оскорбить, лягнуть, укусить, обос...ть - и все бестолку.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #7 - 21.05.2013 :: 12:55:08
 
а вот и описание портфелей
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_9/index.phtml?id=11259
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Г.Ф. Миллер как источниковед
Ответ #8 - 21.05.2013 :: 12:56:30
 
Dark_Ambient писал(а) 21.05.2013 :: 12:55:08:
а вот и описание портфелей


Что еще раз доказывает вредоносную русофобскую деятельность Миллера, спасавшего то, что наши патриотично настроенные дьяки использовали для растопки печей!  Смех
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать