S.Serge писал(а) 21.01.2012 :: 21:07:46:Прежде всего должен признаться, что давно уже не встречал столь хорошо
аргументированной современной богословской работы, за что особое спасибо
автору. Дальше перехожу к критике отдельных ее положений.
Сергей Шавырин писал:
"Юлий Цезарь появился в самый критический период римской истории.
Государство стало таким большим, что демократические методы
управления оказались совершенно неэффективными. Необходимо было
создание империи, в которой власть была бы сосредоточена в одних
руках. Необходима была монархия и диктатура. Иначе единая страна
неизбежно бы распалась на несколько частей. Центробежные силы были
значительны. Например, империя Карла Великого, деятельность которого
не привела к созданию единой франкской монархии, привела к
дальнейшему распаду его империи на части, образовавшие впоследствии
Германию, Францию, Испанию и Италию... Юлий Цезарь выполнил свою
роль достаточно хорошо. Уничтожив половину населения Римской империи
- согласно переписи в начале и в конце его правления, он, тем не
менее, остался любимым и почитаемым правителем своей страны.
Заговорщики против Цезаря не были поддержаны народом. Все они были
впоследствии уничтожены, и на долгое время императором империи стал
протеже Цезаря Август.
Просматривая историю в поисках того актера, который смог сыграть
такую важную роль, можно остановиться на уникальном фараоне Древнего
Египта - Эхнатоне. В книгах из серии "100 великих" Эхнатон входит
сразу в несколько различных тематических изданий. Только
исключительная энергия такого человека, как Эхнатон, могла привести к
созданию империи, очень напоминающей Древний Египет - с фараоном во
главе и сильной централизованной властью. Подробное описание этого
актера является темой отдельной статьи, которая находится в процессе
подготовки. Нужно добавить, что последующие роли этого актера только
подчеркивают исключительность этого человека. Только он смог
поставить Россию на дыбу в качестве Петра I и соответственно создать
из хлипкого патриархального государства сильную и централизованную
Российскую Империю. Но звездная роль этого актера в качестве
Великого Ленина вне всяких комментариев. Уничтожив недееспособное
демократическое временное правительство, он воссоздал российскую
монархию, основываясь на своем собственном придуманном боге -
"коммунистической идеологии" и собой во главе. Аналогично тому, как
он придумал Атона в Древнем Египте. Несмотря на миллионы
уничтоженных людей во время гражданской войны он, аналогично Юлию
Цезарю, в последующие годы был очень высоко почитаем своим народом.
Подводя итог, можно сказать, что Юлий Цезарь смог создать единое,
сильное, централизованное государство, которое после принятия
христианства могло стать абсолютно самым сильным аргументом в
поддержку нового учебника нравственности."
Юлий Цезарь, безусловно, укрепил Римское государство, которое уже не могло
зависеть от воли населения всего одного, хоть и самого многонаселенного
города, постепенно превращаясь в многонациональную державу, но вот Эхнатона
вы сюда притянули зря. Эхнатон вовсе не создавал Египетскую империю, это
сделали его предшественники, напротив, он чуть было ее не разрушил, без
сопротивления позволяя хеттам захватывать египетские владения в Сирии,
несмотря на слезные просьбы о помощи правителей сирийских городов. Эхнатон
вел себя как настоящий пророк, а не державоустроитель, религиозные идеи
волновали его куда больше низменных нужд государственного управления.
Кстати, и Атона он не придумал, этот местночтимый бог был известен в Египте
задолго до него, а просто пересмотрел его значение. В этом акте куда
уместнее было бы вспомнить Кира Великого, создавшего огромную Персидскую
державу в качестве базы для распространения зороастризма, и Чандрагупту,
создателя первой Индийской империи, в которой впоследствии подвизался
Ашока.
Сергей Шавырин писал:
"Для того, чтобы зажечь спичку, нужно черкнуть ее о торец
спичечного коробка, иначе не загорится. Иоанн Креститель появился на
сцене перед Иисусом. Он был хорошо известен в Иудее как бродячий
проповедник, которого многие считали пророком. Главным талантом
этого актера является его способность возбуждать и вдохновлять людей
вокруг себя, при этом не используя почти никакой конкретной идеи -
то есть совершенно абстрактно. В отдельной статье "Все жизни
Владимира Высоцкого" я делаю предположение, что один и тот же актер
сыграл роли Будды, Иоанна Крестителя, Александра Пушкина и Владимира
Высоцкого. Для того, чтобы понять, что значит возбуждать "без идеи",
можно вспомнить, как записи с магнитофонными лентами Высоцкого были
слышны буквально из каждого окна в 80-х годах прошлого века. При этом
никакой особенной философской или религиозной идеи эти песни не
содержали. Хорошая иллюстрация песня "Парус", в которой почти ничего
не происходит, но которая возбуждает достаточно сильно. Александр
Пушкин оказал фантастическое возбуждающее воздействие на русскую
классическую литературу, опять же при этом не акцентируясь на какой-то
определенной идее. Его считают "своим" не только православные, но и
коммунисты.
Именно поэтому Иоанн Креститель не мог сыграть роль Мессии. Он
может возбуждать, но не может быть носителем идеи."
Вот ни за что бы ни сказал, что Будда возбуждал без идеи! Идея-то как
раз была и заключалась в том, что человек всегда сам и только сам
ответственен за собственное спасение! Философия буддизма на самом деле
практически полностью совпадает с философией христианского
гностицизма, разница только в терминах. Душа раз за разом возрождается
в тварном мире только потому, что привязана к нему властвующими над
ней страстями. Если вырасти духовно настолько, что эти страсти
перестанут иметь для тебя сколько-либо важное значение, твоя связь
с тварным миром прервется, а вместе с ней и череда перерождений. Но
справиться с собственными страстями человек может только сам, никакие
жертвоприношения, никакая любовь к божеству (кришнаистская идея
бхакти, например) тут тебе не помогут. Душа, познавшая высшую Истину,
уже не может впасть в невежество и если вновь воплощается в теле, то
только с целью показать путь к спасению другим (буддийские
бодхисаттвы, пророки - аватары Божественного Сознания).
Теперь что касается Иоанна Крестителя. Секта назареев, беременная
мессианскими идеями, за очень короткий исторический промежуток
выдвинула четверых кандидатов в Мессии: Иоанна, Иисуса, Доситея и
Симона Мага. Иисус, конечно, оказался наиболее убедительным, но, стоит
заметить, не для всех. До сих пор существует секта мандеев,
происходящая как раз от назареев, которая именно Иоанна Крестителя
почитает истинным Мессией, а Иисуса - ложным. Тут, конечно, встает
вопрос, а может ли Божественное Сознание воплощаться в нескольких
персонах одновременно? Ну а почему бы и нет, если следовать принципу,
что Бог один, но персон у него много!
Если Будда и Иоанн Креститель являются истинными пророками и,
следовательно, аватарами Божественного Сознания, то о Пушкине с
Высоцким этого сказать нельзя. Воплощенное божество не может быть
подвержено телесным страстям, а оба этих великих поэта еще как были им
подвержены, эти страсти их, собственно, и сгубили.
Сергей Шавырин писал:
"Внешний круг включал в себя широкий эллинистический греко-римский
мир. Именно этот круг средних бревнышек - должен был в конечном итоге
запалить сердце Римской империи, а следовательно миссионерская
деятельность среди языческого мира имела особо важное значение. Во
всей истории человечества наиболее отличившимся в этом направлении
нужно считать Ашоку Великого, правителя империи Мауриев 273 до н. э.
- 232 до н. э. Фактически только благодаря ему буддизм получил такое
широкое мировое распространение. Аналогично Павлу, не сразу
принявшему христианство, Ашока не сразу принял буддизм, но, приняв
его, сделал с ним то же самое, что и Павел с христианством. До Ашоки
это была небольшая секта бродячих монахов. После Ашоки - новая
мировая и, что важно, интернациональная религия.
Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих
представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика
религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью
различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с
сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем
особенно усилить буддизм. Известно также, что Ашока активно
занимался миссионерской деятельностью в эллинистическом мире.
Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были
посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в
греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но,
возможно, и далее Средиземноморья).
Только при Ашоке был четко установлен состав канона Трипитаки.
Аналогично, именно Павел является создателем основного христианского
догматизма и фактически создателем христианской церковной организации."
Вот именно Павла в последнюю очередь можно заподозрить в утверждении
каких бы то ни было догматов. Во-первых, способ, которым он познал
Христа, это классический пример гностического метода познания истины,
а гностицизм и догмы - понятия несовместимые. Скорее, он рушил
устоявшиеся каноны иудаизма, например, об обязательном обрезании, из-за
чего вступил в жестокий конфликт с Иерусалимской общиной (см.
"Псевдоклементины"). Догматизация началась уже в следующем веке, когда
общее количество обращенных за пределами иудейской общины существенно
превысило количество иудохристиан, а уровень грамотности большинства
действующих проповедников катастрофически упал, что потребовало
создания своеобразных "методичек", следуя которым, эти самые
проповедники не смогли бы нести откровенную пургу и отсебятину.
Различных евангелий при этом было написано несколько десятков, каким из
них верить, каждая община решала самостоятельно, а общий для всех канон
был выработан только во времена Константина и наверняка под его же
прямым давлением, хотя, конечно, линия Павла при этом в целом победила.