Доминиканская церковь в Кольмаре — прекрасный образец готического зального храма (église-halle) рейнских нищенствующих орденов XIV-XV вв. Архитектура церкви типична для храмов нищенствующих орденов: здесь нет ни трансепта, ни колокольни. Крышу венчает небольшая башенка с крестом, а редкие скульптурные элементы встречаются лишь в оформлении порталов. Так, например, боковой портал Доминиканской церкви (
Фото 37.) украшает фигура Богоматери с младенцем и барельефы с изображением двух ангелов (портал в неоготическом стиле относится к концу XIX века и является работой кольмарского скульптора Теофиля Клема (Théophile Klem))
Жаль, но попасть в церковь мы не смогли - она была закрыта. Поэтому для тех, кто желает ознакомиться подробно с внутренним интерьером и внешними атрибутами церкви я могу посоветовать пройти сюда
http://www.mishanita.ru/2010/06/18/5378/А мы отправляемся к главному храму Кольмара церкви Святого Мартина.
Фото 38 и 39.Коллегиальная церковь Св. Мартина (La Collégiale Saint-Martin, L’église Saint-Martin de Colmar), наряду с Доминиканской церковью, музеем Unterlinden, памятниками работы Бартольди, домом Голов и другими образцами старинной архитектуры, относится к числу самых интересных и значительных достопримечательностей Кольмара. Жители Кольмара обычно называют эту церковь кафедральным собором, Cathédrale Saint-Martin — и площадь вокруг, соответственно, именуется Соборной (Place de la Cathédrale), — хотя епископская кафедра действовала в храме лишь во времена Великой французской революции. Мы тоже позволим себе время от времени именовать ее собором, ведь в конце концов это крупнейшая и самая красивая церковь в городе. Ранее принадлежавший ей статус «коллегиальная церковь» означает, что церковь возглавлял капитул, то есть совет каноников, но не кафедральный (как при епископе и кафедральном соборе), а коллегиальный или коллегиатский (то есть просто при церкви). С начала XIX века это обычная приходская церковь.
Церковь Св. Мартина в Кольмаре — архитектурная доминанта и символ города. Ее характерный силуэт с небольшой башенкой-фонарем заметен практически отовсюду. Она является одним из самых значимых культовых сооружений Кольмара и одной из самых крупных готических церквей в департаменте Верхний Рейн (Haut-Rhin).
Фото 40. Центральный неф, построенный, как считается ок. 1270 года мастером Хумбертом, состоит из шести пролётов (травей). В пяти пролётах, образующих неф в собственном смысле этого слова, своды опираются на цилиндрические опоры, окруженные четырьмя колоннами. Передняя колонна каждого пучка, как непрерывная струна, взмывает вверх, завершаясь уже у пяты свода. Эти передние колонны и создают членение нефа по травеям.
Арки центрального нефа имеют остроконечную стрельчатую форму и состоят из двух дуг архивольта с профилем выкружкой. Над арками мы видим простые голые стены: рейнские архитекторы редко строили трифорий (так называется сводчатая галерея над нефом, на втором ярусе храма).
Гладкие стены продолжаются вплоть до поясного карниза, над которым начинается ряд высоких трехчастных ланцетных окон, венец которых образован тремя четырёхлистниками. Сбалансированные архитектурные пропорции церкви представляют своего рода промежуточный вариант, переход от аскетичного искусства нищенствующих орденов к более выраженному великолепию интерьеров монастырских церквей.
Нервюры — профилированные диагональные рёбра готического крестового свода и щековые арки по периметру каждой квадратной ячейки свода — опираются на капители с цветочным орнаментом, венчающие вышеупомянутые высокие колонны, выступающие из стены и завершающиеся чуть выше поясного карниза. Замковые камни украшены растительным декором (
Фото 41).