Впервые я осознал возможности ресурса Гуглэнграмс, когда устанавливал точный период хронологических правок - вот здесь:
http://livehistory.ru/tochnyj-period-hronologicheskih-pravok.htmlСам ресурс - вот он:
http://ngrams.googlelabs.com/graph?content=1936%2C1937%2C1938%2C1939&year_start=...Покажу два десятка забавных картинок.
1917 год описан в британских источниках чрезвычайно подробно. Обратите внимание на резкий рост интереса.
То же самое во Франции.
А вот в Германии - не так. Страна, пережившая революцию и проигравшая войну, не пожелала делиться архивными данными с общественностью.
И еще хуже в России. Только в 1960-х есть скачок числа вскрытых документов. Самый секретный в России год - 1916-й.
А теперь промежуток 1860-1870-х годов. Англия. Видите это резкое падение данных? Как думаете, что они прятали?
А вот Франция. И здесь ситуация принципиально иная. Виден резкий дефицит сведений ранее 1874 примерно года. Это следы масштабной выемки бумаг для отправки их в 1789, 1830 и, видимо, в 1848 годы.
Та же ситуация и в Германии, воевавшей с Францией синхронно с французскими революциями, как выясняется, как минимум, наполовину подложными.
А вот в России пострадали 1861 год и то, что ранее. Почему? Не знаю.
Вот любопытный взгляд издалека. Нет никаких причин для такого перепада числа упоминаний этих дат - кроме выемок с последующими манипуляций с датами.
На днях прогнал я через экселевскую сводную таблицу слова, употребляемые во французской википедии. При описании этих 200 лет 18-19 веков вики использовала чуть больше 18 тысяч слов. Я забил наиболее употребимые и, разумеется обнаружил старые знакомые провалы в числе упоминаний тех или иных слов.
Французы об этих провалах знают и в меру сил пытаются заполнить пробелы трухой, например, своими великими писателями. Лидеры - Гюго и Бальзак. Событиями типа "В. Гюго поехал на воды" выравниваются ямы там, где есть физический недостаток исторических данных.
Ясно, что отбрасывание данных назад привело к перекосам. Вот прелюбопытнейший график. Де факто, 1783 год стал годом рождения страны. Резко взлетела употребляемость таких слов как политика, нация, правительство, министры, король.
Никаких логических причин к тому нет. Они есть во второй половине 19 века. Вот не менее интересный график. Обратите внимание на взлет употребления слов Республика и Парламент - задолго до первой Французской революции. Вот она - расплата за мошенничество.
Вообще, во Франции употрябляемость слов Парламент и Республика заметно падает как раз в период парламентских республик. Причина очевидна: данные о революциях и республиках (их было максимум две, но никак не четыре) растащили почти на сто лет.
Лучше всего проверять такие штучки на нейтральных словах, например, на названиях месяцев. Смотрите, вот безумный взлет упоминаемости месяцев года в Англии. Это не месяцы стали популярнее, это результат масштабного вброса бумаг в прошлое - для удревнения Шекспиров и королей Артуров.
И вот красота во Франции. Документооборот должен растти, но число слов падает
И совсем уж замечательно процесс пошел в Испании. Что бы мог значить этот провал около 1870-х годов? А это результат выемки бумаг - для создания колумбов и кортесов.
Вот прелесть. Видите, когда в России впервые занесено на бумагу слово "боярин"?
И вот красивый график из нейтральных французских предлогов. Провал в 1707 году. Вымарана целиком история вулканической зимы, оставшаяся только в сведениях некатолической Европы.