Klen_
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 62
|
По большому счёту, жить в СССР было неплохо. Особенно, если вы адаптированы к этому образу жизни и другого не представляете.
Ну, использовался бесплатный детский труд. Так это ж в общественных интересах, а не просто ради обогащения конкретного дяди Васи! С пятого класса мы впервые вышли на уборку колхозной картошки: бегали с вёдрами за копалкой. Один раз мы даже привлекались к ворошению сена, чтобы лучше подсохло.
Ничего в этом смертельного, конечно, не было: работа на свежем воздухе, после которой наши съестные припасы лихо уничтожались в товарищеском тесном кружке. Ноющая вечерняя усталость в мышцах, так как хождение по мягкой земле очень здорово утомляет. В принципе, нормальный здоровый образ жизни.
Другое дело, что на эту тему можно развести гнилую буржуазную демагогию: ах, да как же так – у вас дети работают даже не за еду! Так ведь эти дети – наши: что хотим – то и делаем; вас спросить забыли… Образ жизни у нас такой, господа: хозяйство – общее, всенародное, поэтому любую дыру затыкаем задницей всего народа. Бесплатно – мы ж все свои!
Вот, скажем, строили в моём Лениногорске Камышлинскую котельную. Пока строили – на этом строительстве успели поработать работники со всех предприятий, причём, понятно,- в роли разнорабочих «подай-принеси-убери мусор». Как студент техникума, я отметился там два раза: зимой очищали стройку от снега, а осенью я там месяц кирпичи подносил, когда проходил 4-х месячную производственную практику. Прикрыл, можно сказать, своим телом нефтедобывающее предприятие. Тоже странная картина: у всех – план, но требуют дать людей в колхозы, на котельную, на уборку города и т.п. Причём требуют те, кто потом будет бить за невыполнение плана… В это же время в школе нас учили, что только разделение труда даёт скачок производства и прогресс!
Честно сказать, удовольствие от такой работы можно получить, если делать её раз в год. А вот когда учащихся техникума возят на копание картошки каждый день в ущерб учёбе, то начинается некоторое раздражение: если в соседнем колхозе эту картошку копала тракторная «копалка», то почему в этом колхозе её надо копать ВРУЧНУЮ от леса и до горизонта полный рабочий день??? Для наращения мышечной массы? Ответ пришёл в ХХ1 веке: так ведь страна вас, городских, бесплатно учила – должны же вы чем-то ей отплатить!
В этих колхозных работах самое противное – не сама работа, а сравнение. Наш народ не только завистлив, но и язва порядочная (может быть, это две стороны одной медали). Ах, вон Машка, белоручка, по одной морковке собирает! А Катька вообще не пришла – наверное, самая умная! У Мишки папа сами знаете кто – так он вообще не был ни разу за столько лет…
Так что язва губит на корню всякое удовольствие, а для рабочего коллектива это гораздо более пагубно, чем для школьников: ведь он должен быть единой командой для выполнения конкретных задач.
Вообще говоря, убирать урожай надо было не только на колхозных полях, но и в своём огороде. А в малых городах мы ещё сажали в поле картошку для себя. Посадка, прополка, окучивание, уборка – надо было сделать 4 ходки на поле за сезон. Когда появился колорадский жук, количество ходок увеличилось…
Уборка своей картошки – вот это был действительно праздник души. Тут помогали друзьям и родственникам и даже соседям по участку – чтобы быстрей нагрузить грузовик и рвануть домой. Что может быть лучше хлеба с луком и салом на свежем воздухе под водочку, с кусочком варёной колбасы? Вот то-то же! Взаимовыручка, скреплённая спиртными напитками – вот тот самый цемент нашей нации. Без оного становится скучно, и ЖК-телек не греет душу.
Вот, скажем, бывшие односельчане моих родители держали свиней. Звали резать. Собиралось несколько семей: мужики наваливались толпой на животное, бабы потом скоблили шкуру после паления. Затем готовилась селянка: кусочки лёгкого, сердца, и печени, поджаренные на сале убиенной хрюшки, с луком и картошкой, под самогоночку и душевные разговоры. Хоть ты 10 Ленд-Крузеров купи, но ТАКОЕ не купить ни за какие деньги!
СССР так и не решил такую вот проблемку: из деревень в города перебирались миллионы людей, а советская наука не давала деревням взамен выбывших рук уборочную технику разного назначения. Вообще, можно сказать, наша деревня от ручного труда недалеко ушла. Ручная уборка силами горожан как бы сглаживала остроту проблемы, но, сами понимаете, в итоге получилось техническое отставание в с-х от развитых стран на безнадёжную величину.
Непонятна также была политика по отношению к малым городам: мало того, что горожане убирали колхозный урожай,- так им ещё раздавали землю и саженцы от предприятий для занятия личным земледелием! Привычка, конечно, сильная вещь, но не пора ли было определиться, зачем вы, собственно, даёте людям возможность ехать в город: заниматься индустриализацией или сельским хозяйством, промышленным производством или выращивать свиней, картошку и др. овощи-фрукты? Если индустрией, то почему строите в малых городах заводы для низкоквалифицированного труда, без дальнейшей модернизации, компьютеризации и автоматизации??? Их продукция в ХХ1 веке стала никому не нужна – ни для обороны, ни для бытовой техники, ни для современного производства! (В моём городе было два таких военных завода: на одном бабы точили железяки в две смены, на другом – паяли платы вручную.)
Так как малые города продуктами и товарами снабжались по остаточному принципу (что оставалось после крупных, то ваше), то была отличная возможность откладывать зарплату на сберкнижку. Т.е. денег, действительно, было навалом,- вопрос был только в том, где же купить на них то, что тебе надо. Да, в моём городе «стенка» из ГДР не появилась бы никогда, с учётом тех темпов развития. Тут всё решалось по системе блата: «ты мне – я тебе». И не так это просто, как кажется.
Думаете, если девчонка устроилась продавщицей – так ей сразу все блага в руки?- да как бы не так! Надо выстроить целую систему отношений (если сможешь) – вот тогда будет тебе то, чего у других нет… Надо построить свой бизнес, говоря по-современному, а на это уходят годы!
Перестройка разрушила всё то, о чём я тут наговорил, подменив взаимовыручку «чистоганом». Денег всем стало сразу же не хватать.
Смена всей системы отношений (т.е. образа жизни целой нации!), по определению, не может удовлетворить всех. Если в колхозе ты мог тырить комбикорма, выращивать на них домашнюю живность, то, таким образом, имел вполне «явный» доход, никак страной не учтённый. Из города приезжали «делегации» по несколько семей, которым надоело давиться в очередях за «колхозными костями», и покупали у тебя ту же свинью или корову, резали, делили на части, увозили (нет, ну какие крутые и сообразительные были у нас горожане!). Городские бабы покупали у крестьян шерсть или пряжу. Кто ж спорит, что для крестьянина это было очень неплохо?! И вот эта система разрушилась…
Какая жизнь – такие разговоры. Раньше у нас осенью целый месяц продолжался обмен народной мудростью: как и что солить, мариновать, кто куда за грибами ездил и сколько собрал. Весной – как и что сеять, в какие сроки. Летом – кто и что полол, поливал, и что в твоём огороде украли. Так как моя мать занималась пряжей (в «обычной жизни» она у меня была токарем, на ЛАМЗ), то зимой у неё разговоры шли вокруг шерсти.
И вот не стало всего этого… Конечно, теперь можно говорить о сотовых телефонах, автомобилях, компьютерах; спорить, что лучше: плазма или ЖК. Но эти разговоры не годятся «для общего употребления». И шмоток кругом стало – завались, а то, чего много, не вызывает интереса. Действительно, скучно – и поговорить не о чем! Ну, разве только о том, в какой грабёж превратилась ипотека и какие ваще начальники козлы.
P.S. Нам было непонятно вот что: там, в капстранах, знали, что в СССР бесплатное образование, медицина и жильё, но почему эти факты при разговоре не доводили иностранцев до полного восхищения? И капиталистов у нас нет,- мы им и это говорили.
Просто они сроднились со своим образом жизни, и наличие олигархов-миллиардеров их никак не напрягало. Не поддавались они нашему искушению на халяву. К слову сказать, иностранцы никогда НЕ ПЫТАЛИСЬ УЧИТЬ НАС ЖИТЬ, и даже все их «подрывные» радиостанции, если разобраться, просто говорили нам то, что скрывалось нашими официальными СМИ.
В своей стране всё надо выбирать самим: нужен нам бесплатный детский труд или нет, нужны свободы или нужны только «вечные» рабочие места, и т.п. Заочно никакой дядя Сэм не сделает твой выбор за тебя.
|