Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
О тюрках в 4-6 вв. в зоне Кавказской Алвании (Прочитано 5899 раз)
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
О тюрках в 4-6 вв. в зоне Кавказской Алвании
27.05.2011 :: 02:07:08
 
Вопрос о тюрках2 в Закавказье, в частности в зоне Кавказской Албании, в раннее средневековье,
представляет немалый интерес при исследовании истории Азербайджана. Настоящая статья, написанная
главным образом на основании средневекового сироязычного памятника с привлечением ряда других
первоисточников, посвящена этой интереснейшей теме.
Книга XIV3 многотомной «Хроники» сирийского автора XII в. Михаила Сирийца является нашим
главным источником для освещения вопроса о тюрках в период раннего средневековья на территории
Кавказской Албании. Она представляет собой специальный экскурс о тюрках VI и ближайших
последующих веков, разносторонне характеризующий их жизнь, и предпослана в «Хронике» изложению
их дальнейшей истории в XI-XII вв. Появление этой книги вызвано тем, что в XI в. тюрки во главе с султанами Сельджукидами босновались в ближне и средневосточных странах. Михаил Сириец счел необходимым изложению событий XI в. предпослать рассказ о более ранних тюрках. Об этом говорит заголовок введения: «Ввиду того, что в это время (1050 г. - Р. Г.) качали тюрки воцаряться и захватили города и земли, мы посвящаем им эту XIV книгу»4 Михаил Сириец указал на некоторые источники, использованные им при составлении книги. Это сочинения исторического характера сирийских авторов Иоанна Эфесского (Асийского) (VI в.), Якова Эдесского (VII в.), Дионисия Теллмахрского (IX в). Сообщения указанных авторов несколько дополнены нами сведениями, почерпнутыми из ряда других источников. Михаил Сириец приводит сообщения, частью легендарного характера, о происхождении тюрок, их первоначальном местопребывании, взаимоотношениях с Византией, Ираном и другими соседями, об их религии до принятия ислама, обычаях, нравах. В середине VI в. произошло вторжение тюрок в Среднюю Азию. Эфталиты, еще в предыдущем веке разгромившие Кушанское царство, ныне уступили натиску персов с запада и тюрок с востока. В Средней Азии воцарились тюрки; под их властью оказались согдийцы, занимавшие ее главные культурные области и жившие на большой караванной, «шелковой», дороге 5 . Последнее обстоятельство сыграло важнейшую роль в сношениях тюрок с персами и византийцами, в их проникновении в Закавказье, Иран и Византию. Во второй половине VI в. тюрки создали обширную империю, которая простиралась от Китая на востоке до Кавказа, Ирана и Византии на западе. Михаил Сириец пишет: «Земля, где пребывают тюрки,.. находится на северо-востоке... [они жили от] края востока, или от того места, где восходит солнце, до предела северного, поблизости стороны западной, в большом протяжении ее долготы... В ширину же до северного конца обитаемой [земли]. Об этой земле говорится, что она окружена непроходимыми горами... Таким образом, земля тюрок находится внутри гор, называемых грудями земли»6 . Затем следуют некоторые подробности относительно особенностей местопребывания тюрок: «И только в двух местах имеется в них [горах] подобное воротам... Одни [ворота] в восточной стороне, далеко на восток от Персии, а другие - на севере, в пределах иберских. Там есть и строения укрепленные крепости. - Р. Г.)»7 .

В последней четверти VI в., подчинив аланов, тюрки вплотную подошли к Кавказу8 . Тюрки и аланы совершали через Кавказ набеги на владения Сасанидов (224—651/2), против их набегов при Хосрове I Ануширване (531-578) была достроена каменная Дербентская стена 9 . Подобные сооружения персы возводили не только на Кавказе. Сохранились следы стены, которую они построили в VI в. между Астрабадом и Мазандераном. До этого были сооружены для обороны от тех же врагов стены к северу от Гиркании10 . Этих грозных соседей Ирана и Византии Михаил Сириец характеризовал следующими словами: «...они не привычны к изготовлению одежды из льна и виссона 11 . Но свои одежды и жилище они изготовляют из шерсти овец и коз. Особенно велика у них способность подчинять зверей и животных. Когда множество лошадей, быков и овец находится в их лагере, они без шума останавливаются или идут вперед. Удивительна эта их способность, как они покоряют зверей и животных. Они молчаливы и не любят многословия»12 . Менандр Византиец, беседовавший с членами первого византийского посольства к тюркам, сообщает, что послы были приняты каганом, который «...находился внутри шатра и сидел на золотом седалище о двух колесах, которое, когда нужно было, тащила одна лошадь»13 . Приведенные выдержки характеризуют ранних тюрок как кочевников-скотоводов. У Михаила Сирийца имеются сведения, что у тюрок этого периода «не было запрещено многоженство»14 . О религии он говорит: «Исповедуют они единого небесного бога... И даже до сего дня, если спросят человека из тех, кто не сведущ, то он отвечает и говорит: « qan thangri ». A «qan » на их языке означает - «небесная синь», а « thangri » - «бог». Они полагают, что небо есть единственный бог»15 . Этот же автор приводит сведения об одном из низших божеств тюрок - о «звере, подобном собаке», вероятно, о тотеме какого-либо из тюркских родов16 . Менандр Византиец со слов членов первого византийского посольства к тюркам,передает, что у последних есть «кумиры, различные видом»17 . Феофилакт Симокатта, греческий автор начала VII в., пишет: «Тюрки превыше всегo чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его богом. Ему в жертву они приносят лошадей, быков и мелкий скот и своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказание о будущем»18 . Общество ранних тюрок уже было дифференцированным, классовым. Михаил Сириец сообщает, что для выборов правителя собрались знатные и уважаемые тюрки: «Когда [тюрки] вторглись в области персов и начали занимать города, они захотели поставить себе царя. И собрались главы племен, по человеку от племени, приблизительно 70 знатных и уважаемых среди них из 70 племен. И когда уселись в круг, каждый со своей палкой в руке, они начертили на земле круглую фигуру, то есть круг, и условились твердо: тот, чья палка упадет в центр фигуры, будет царем»19 . Взаимоотношения ранних тюрок с окружающими государствами проявлялись в различных формах. Так, Михаил Сириец сообщает: «Когда внешние цари нуждались в них, они выводили от них людей, cколько хотели иметь с собою в войне против своих врагов...
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: О тюрках в 4-6 вв. в зоне Кавказской Алвании
Ответ #1 - 27.05.2011 :: 02:07:51
 
Поэтому цари персов, мидян и ассирийцев20 , все те, кто царствовал в той стороне, много раз нанимали, вербовали и выводили из [числа] тюрок, которые поднимались,распространялись и захватывали земли, а затем возвращались в свою землю ... Когда арабы взяли тюрок с собою как наемников на войну против греков и проникли в цветущие страны, они [тюрки] жили грабежом»21 . Развитие военных навыков у тюрок объясняется условиями жизни: стычки из-за пастбищ для скота, кочевой образ жизни, оборона от соседей, грабительские набеги. Из других упоминаний о тюрках на Ближнем и Среднем Востоке до XI в. можно сослаться еще на одно сообщение Михаила Сирийца: «...во времена арабов, которые воцарились после персов, Дионисий Теллмахрский вновь упоминает во второй книге своей «Истории», что, когда поднялся арабский царь (халиф) Абу Исхак22 против [города] Амориума, то четыре тысячи тюрок втянул в войну»23 . Поход против Амории, которую арабские авторы называют крайним или малым Константинополем, был предпринят в 838 г. «Во главе авангарда, - пишет А. А. Васильев, - стоял Ашнас турок с Мухаммед ибн Ибрахим ибн Муса'абой; правым крылом войска начальствовал Итах турок». При непосредственном движении на Аморию войско было разделено на три части: в центре халиф, слева - тюрок Ашнас, справа - победитель Бабека - Афшин. Тот же автор отмечает, что пленных, после падения Амории в сентябре того же года, поделили между четырьмя главными вождями - тюрком Ашнасом, Афшином, тюрком Итахом и Джафар ал-Хайатом, между ними же поделили остальную добычу24 . Тюрки пытались установить со своим окружением торговые связи и добрососедские отношения. Так как сами они для продажи производили мало и главным образом продукты животноводства 25 , то попытки вступить в торговые сношения с Ираном и Византией предпринимались под влиянием среднеазиатских купцов, в частности согдийцев. Последние, славившиеся искусством выделки шелка, искали с помощью тюрок новые рынки сбыта своей продукции. «Для Византин, для Ирана, для Согдианы и даже для начинавших входить во вкус государственных интересов тюрок вопрос о связях, о взаимоотношениях государств был вопросом экономических и торговых отношений, среди которых одно из первых мест занимал шелк»26 Менандр Византиец сообщает об отправке в VI в.в Иран первого посольства согдийцев и тюрок с торговыми целями, персы отнеслись отрицательно к сделанным предложениям. Они не захотели установить даже просто дружеские отношения с тюрками, которые с этой целью вскоре отправили в Иран второе посольство27 . Поэтому тюрки обратились к Византии в 568 г., предложив заключить мир, дружбу и установить торговые связи. Небезынтересно, что отправка первого посольства тюркским каганом Дизавулом (он же Истеми) «в ромейские пределы» была предпринята по настоянию тех же согдийцев, не оставлявших мысли найти рынок для своей шелковой продукции28 . Византия, искавшая союзников в борьбе против своего старого соперника Ирана, охотно установила дружеские отношения с тюрками - врагами Ирана, и согдийцами - его соперниками в торговле. У Михаила Сирийца .имеются упоминания об ответных посольствах византийцев к тюркам при Юстине II (565-578) и при Тиверии II (578-582) 29 . В книге X, где впервые в «Хронике» упоминается о тюрках, в частности, говорится об отправке к тюркам Юстином II посольства с тем, чтобы восстановить их против персов. Здесь же помещен хорошо известный в сирийской литературе рассказ о посылке Хосровом I Ануширваном тюркскому кагану в подарок 2000 девушек-христианок, которые утопились в реке, чтобы не быть осквериенными30 " Определенный интерес представляет описание маршрута, по которому происходил обмен посольствами между Византией и тюркским каганатом. Так как враждебно настроенный Иран не пропустил бы послов обеих стран через свою территорию, оставался путь через Кавказ 31 . Менандр Византиец, сообщая о возвращении в Константинополь первого посольства византийцев к тюркам (568- 571) при Юстине II, дал подробное описание маршрута, которым шли послы32 . Их путь пролегал через Аму-Дарью, мимо Аральского моря, по северному берегу Каспия, через реки Эмбу, Урал, Волгу. Далее дорога шла по Кавказу. Послы прошли через Дарьяльский проход33 и достигли нынешней Абхазии. По Черному морю на судах они достигли реки Рион, затем отправились в Трапезунт. Отсюда до Константинополя путь совершался на лошадях. С тех пор и до конца VI в. тюрки и византийцы обменялись рядом посольств. Любопытен тот факт, что в Константинополе создалась тюркская колония, так как часть тюрок из числа членов посольств оседала, вероятно, с разрешения императора, в столичном городе ромеев34 . Таким образом, Византия приобрела новых и сильных союзников в борьбе против Ирана, ибо «тюрки достигли в то время (вторая половина VI в. - Р. Г.) великой степени могущества»35 . И действительно, наибольшей опасностью для персов, надвигавшейся с севера во второй половине VI в., были тюрки. В том же VI в. тюрки, недовольные двойственной политикой Византии, напали на Боспор и захватили его. Это нападение на дружественный Византии город у Керченского пролива было одним из моментов выхода тюрок в VI в. в Восточную Европу36 . Сведения Михаила Сирийца и дополняющие их сообщения Менандра Византийца о появлении тюрок в VI в. на Кавказе, и в частности в Закавказье, дают основание говорить о проникновении тюрок в это время на территорию Кавказской Албании с севера 37 . Но тюрки VI в. в этой зоне не были первым тюрко-язычным народом, проникшим сюда. В этой связи коснемся вопроса о гуннах. Название «гунны» было собирателъным, объединяющим различные этнические элементы. Можно согласиться с формулировкой Н. В. Пигулевской: «Включившиеся в эти орды различные этнические элементы не могут быть определены, но среди них несомненно были иранские и тюркские элементы»38 . Феофилакт Симокатта говорит, что гуннов обыкновенно (или привычно) называют тюрками39 . Вероятно, это является еще одним свидетельством, что в рядах гуннов IV в. было немало тюркоязычных, которые неоднократно проникали на запад. Опираясь на ранние греческие источники, Феофилакт Симокатта сообщает: «...Он (Кавад I. сасанид. - Р. Г.) направился к племени гуннов, которых наша история неоднократно называла тюрками»40 . Здесь сказалась ранняя греческая традиция, возможно существующая с IV в., называть гуннов тюрками.

Гунны, среди которых были тюркские элементы, нападали на Иран в IV-V вв. с севера, проходя через Кавказ. Ко времени византийского императора Маврикия (582-602) относятся сведения Феофилакта Симокатты о «скифах (гуннах. - Р. Г.]. живущих около Кавказа и распространившихся до севера»41 . Сирийское христианское сказание об Александре Македонском, повествуя о его походе на восток, сообщает о приписываемом ему построении железных ворот в Дербендском проходе: «Подвиг Александра, сына Филиппа Македонца, [показывающий] как он пошел до конца мира и построил железные ворота и закрыл их перед лицом северного ветра [гуннов], чтобы гунны не могли пройти впредь [к югу] грабить страны»42 . То есть здесь упоминается о деятельности сасанидских царей, которые всячески укрепляли Дербендский проход, чтобы им не могли воспользоваться воинственные кочевники для нападения на Иран с севера 43 . Древнегрузинский летописец сообщает: «Когда царь Александр обратил в бегство потомков сыновей Лота и оттеснил их в полуночную страну, он нашел сперва свирепые племена бунтурков, живших по течению реки Куры (курсив наш. - Р. Г.) в четырех городах с их предместьями... В то время пришли выселенные халдейцами воинственные племена һоннов. Они испросили у владыки бунтурков место, под условием платить дань и поселились в Занаве»44 . Описывая события на Кавказе второй половины IV в., армянский историк V в. Фавстос Бузанд упоминает о гуннах: «В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска - гуннов, попов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев, и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну.. Они нахлынули, наводнили и затопили всю армянскую страну; разрушили, заполонили, вконец разорили ее и простерлись по всей стране до маленького города Сатал, до Гандзака, находящегося в пределах Атрпатакана»45 . Обращают на себя внимание конкретные топонимические указания мест, где появлялись и оседали «бунтурки», или гунны. В одном случае это побережье Куры, в другом - Гандзак в Азербайджане. Еще одно указание имеется у Л. М. Меликсет-Бека: «Память о пребывании гуннов (гунн-турков - һун турков) в Закавказье во второй половине IV в. н. э. а возможно и оседание их с того времени на территории Восточного Закавказья оказалась запечатленной, как мы полагаем, в названии крепости «Хунан» (Кызкала на территории древней Грузии, на правом берегу Куры. - Р. Г.), которую нельзя интерпретировать иначе, как только на базе этнического термина «һун» resp. «һон», т. е. «гунн»46 . Таким образом, раннее, зафиксированное в письменном памятнике упоминание о проникновении тюркоязычного элемента в Закавказье, в частности в Кавказскую Албанию, можно отнести к IV в. и связать его с собирательным именем гуннов. С тех пор, на протяжении V-X вв. тюркоязычные племена то с гуннами, то с хазарами, то с арабами неоднократно проходили в Закавказье, Иран, Малую Азию и другие ближне и средневосточные области47 . Позже отдельные тюркские отряды и целые роды самостоятельно проникали в названные районы. Так продолжалось вплоть до 40-х годов XI в, когда началось тюркское движение под руководством Сельджукидов из Хорасана на запад, приведшее к установлению господства этой династии на территории от Индии до Средчзем ного моря и от Кавказа до Северной Африки.

http://istoriya.ucoz.com/publ/vostok/r_a_gusejnov_o_tjurkakh_v_iv_vi_vv_zone_kav...
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать