En-sze писал(а) 20.10.2013 :: 22:30:00:Племя КИАТ в ПОЛНОМ СОСТАВЕ вошло в этногенез Казанского Татарского народа,
Кият в монголах числится, каракалпаки тоже у себя числят и другие найдутся. "в ПОЛНОМ СОСТАВЕ" не может быть.
"Шестой этноним – Хион (Қиян, кият)
В исторических источниках эфталитов называют хионитами. Часть эфталитов Ферганы и Тохаристана называли «красными хионами» (heina-rhosa или heina-khosa – «красные шапки»)[50].
Особое внимание привлекает то, что название хион встречается в «Авесте» в форме хийаона. Возникает настоятельная необходимость выяснить, в какое время этот этноним вошел в «Авесту», т.к. исследователи утверждают, что «Авеста» была известна уже во времена ахеменидов в ҮІ-ІҮ вв. до н.э. и была записана в ІІІ-ІҮ веках."
"Ю.А. Зуев, рассматривая этимологию этнонима хион, связывает его со словом куйан (белый) в юэчжи-«тохарском» языке. Его гипотеза заслуживает доверия, т.к. он опирается на китайский иероглиф этого термина бай-си – «белый ливень». Ю. Зуев убедительно объясняет причину, по которой он вынужден был интерпретировать название через разные языки: «Привлечение здесь столь разноязычного материала вызвано объективной необходимостью учитывать, что в древности и средневековье данный регион был зоной активного этноязыкового взаимодействия и исторической последовательной трансформации этнических массивов (юэчжи-«тохарский и иранский – тюркский – монгольский). В ее процессе основные элементы прежних космогонических представлений, видоизменяясь, передавались по наследству и подчас сохраняли часть предшествовавшего содержания и его лексические обозначения»[51]. Это совершенно правильный подход к проблеме, более того, он может использоваться при исследовании этнической истории Центральной Евразии вообще. Однако нас не удовлетворяет тенденция Ю. Зуева и других исследователей «последовательную трансформацию этнических массивов» начинать только лишь с иранцев. Быть может исследуемое слово –например, хион – существовало ранее 4-3 тыс. до н.э.? Тогда цепочка исторических трансформаций предстанет в виде: прототюрки > индоиранцы (иранцы) > тюрки > монголы > тюрки. Если допустить, что слово куйан действительно существовало в юэчжи-«тохарском» языке и мифологической традиции, они вполне могли взять это слово у прототюрков, в качестве одного из субстратов участвовавших в этногенезе юэчжи или их предков. Это всегда следует учитывать[iii].
Заслуживают внимания сведения Ю. Зуева о дальнейшей этно-политической истории слова куйан. Перечислим этапы этой истории.
1. Термин куйан является одним из главных космогонических символов гинекократических семиплеменных юэчжи-«тохаров», поклонявшихся богу Луны.
2. Царская династия у хунну (сюнну) и сяньби называлась Куйан.
3. Это название существовало и у хионитов-эфталитов.
4. Тутукское управление, наряду с другими тюрко-огузскими племенами включавшее и род эдиз («высокие»), называлось Х#йан. Эдизы во времена Первого и Второго Тюркского каганатов являлись одним из правящих родов (хатунскую династию) и населяли долину реки Х#йан (кит. Хуянь-гу). После принятия в первой четверти ҮІІ века манихейства они стали называться аштак, шир, арслан.
5. Куйан (куйин) – это название белых татар в Восточной Монголии ХІ-ХІІІ веков. Понятие кийан (қыйан, множ. кыйат) превратилось в название царского рода в основанном Чингис-ханом государстве.
6. Имя Құнан мифологического предка кипчаков также восходит к слову куйан.
Серикбол Кондыбай ГИПЕРБОРЕЯ: родословие эпохи сновидений.
Это к к возможному происхождению названия Киява.