Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс. (Прочитано 49160 раз)
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
09.12.2010 :: 22:16:45
 
О церковной жизни периода X–XII вв. сохранилось мало сведений, но по ним можно судить, что на первых порах серьезную проблему для Церкви представляли волхвы. В 1024 г. они восстали в Суздале, а при князе Глебе (1167–1172) в Новгороде появился волхв, назвавший себя богом, многих привлекший на свою сторону. В 1227 г. снова в Новгороде явились волхвы и прельстили немало людей ложными
знамениями. По мере распространения христианства и укрепления его начал в жизни русских людей язычество теряло свою почву, но языческие представления так глубоко пустили свои корни, что отдельные случаи появления волхвов  наблюдались еще до конца XVI в., и о них упоминается в Стоглавом Соборе 1551 г., где отмечено, что волхвы пользовались доверием у народа. География распространения волхвов охватывала главным образом северные районы и современную Прибалтику, где жили в основном финские народы.
Наряду с язычеством на Руси с самого начала существования Церкви появились ереси, подобно тому, как они возникли через несколько десятилетий после Пятидесятницы. Первым еретиком считают инока и скопца Андреяна (1004 г.), выступившего против церковных законов, епископов, пресвитеров и иноков, за это он был посажен в темницу, но затем покаялся. В 1123 г. в Киеве появился еретик Дмитр, но неизвестно, в чем заключалась его ересь, за которую он был заключен в темницу. Как полагают, они оба принадлежали к ереси богомилов, поскольку русские еретики, так же как и богомилы, критиковали церковные обряды и устройство Церкви, и как богомилы, были монахами. В пользу такого мнения служит распространение богомильской литературы на Руси до такой степени, что митрополит Киприан (1376–1406) вынужден был принять меры, чтобы отделить церковную литературу от апокрифической.
В 1149 г. на Руси появился еретик армянского происхождения Мартин. О нем известно из «Соборных деяний на еретика Мартина». Он написал книгу «Правда», где критиковал Русскую Церковь за уклонение от истинного христианства и проповедовал монофизитские идеи. На Соборе в 1157 г. его лжеучения были осуждены, но, судя по тому, что некоторые защищали его заблуждения, ересь завлекла многих. С того времени до середины XIV в. известия о еретиках очень скупы. Известно, что в 1326 г. явился на Руси некий Сеим, но был обличен митрополитом Петром (1308–1326).


Ересь стригольников
Впервые ересь стригольников документируется 1375 г., хотя считается, что возникла она намного раньше. Ее родоначальником считают дьякона Карпа из Пскова. Ересь получила название, видимо, оттого, что еретики были теми людьми в сане, кто умел подстригать под «гуменце» (короткие волосы, подстриженные в кружок) новопоставленных и прежде рукоположенных. Согласно другому мнению, название стригольники пошло от обычая еретиков посвящать в ересь через обряд пострижения.
Существует две версии происхождения этой ереси: одни считают ее результатом внешнего влияния, в частности богомильства, другие — видят корни этой ереси в нестроениях церковной жизни того времени. Одной из причин появления ереси стригольников послужило недовольство взиманием мзды за поставление в священные степени. Другой причиной их выступлений был протест против невежества и низкого нравственного уровня духовенства, изымания платы «от живых и от мертвых». Поскольку основоположники ереси были людьми книжными, то они внесли большой соблазн среди малограмотного клира.
Установив, что взимание мзды за поставление в священные степени противоречит Евангелию, они заключили, что вся иерархия, поставленная таким образом, незаконна, и совершаемые ею Таинства недействительны, поэтому они пришли к выводу о возможности совершения священнодействий мирянами. Подобно будущим
реформаторам, они в своей деятельности опирались на Священное Писание. Ересь распространилась в Новгороде и Пскове и была искоренена через 50 лет при митрополите Фотии, чьи послания псковичам возымели действие, и они в 1427 г. казнили еретиков. С другой стороны, ослаблению ереси содействовало отсутствие сложившего учения и внутреннее разложение, вследствие чего она разделилась
на три толка.

Ересь жидовствующих
Название этой ереси, появившейся в 1470-х гг. в Новгороде, пошло от известного сочинения прп. Иосифа Волоцкого «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих». Впоследствии было установлено, что она представляла собою смесь иудаизма и христианского рационализма, поэтому вслед за прп. Иосифом ее определили как отступничество (апостасию) от христианства.
Основателем ереси считают еврея Схарию — чернокнижника, чародея и астролога. Под его влияние попало в основном белое духовенство и монашество в вологодских лесах, придерживавшееся учения о нестяжательстве, которое было также одним из положений ереси жидовствующих. В 1480 г. эта ересь переносится новгородскими священниками в Москву, распространяется в высших слоях московского духовенства и общества и проникает в ближайшее окружение
великого князя, даже на митрополичью кафедру был возведен еретик Зосима.
Развитию ереси способствовало отсутствие взаимопонимания между высшим церковным руководством и политической властью, поэтому в борьбе с этой ересью порою политические интересы брали верх над церковными.
Еретики отрицали учение о Боговоплощении, о почитании икон и святых мощей, учение о воскресении мертвых. Благодаря энергичной деятельности архиепископа Геннадия Новгородского на Соборе в 1490 г. были осуждены заблуждения еретиков, но, несмотря на церковное осуждение, это движение существовало еще долго. Поводом для оживления ереси послужил 1492 г., который по занесенному
из Византии поверью считали датой конца мира, так как в этом году заканчивались 7000 лет от его создания. Это заблуждение настолько укоренилось на Востоке среди православных, что даже пасхалия была доведена только до 1492 г. Еретики, будучи хорошо образованы, не признавали этих вычислений и несбывшееся предсказание использовали как доказательство отступления Православия от истины.
Распространение ереси было остановлено благодаря вмешательству царя Иоанна III, который убедился, что еретики бесполезны в деле конфискации церковных земель. В 1504 г. состоялся Собор, на котором ересь была осуждена, а видные ее представители в Москве и Новгороде казнены.

Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого
Через 50 лет после Собора против жидовствующих, появилась новая ересь, возникшая одновременно в двух местах: в 1554 г. в Москве ее распространял Матфей Башкин, а на Белоозере Федор Косой. Они отрицали учение о Святой Троице, учение о Божественности Христа, не признавали церковной иерархии, отрицали почитание икон, выступали против Предания и монашества. В этом их учение было сходно с ересью жидовствующих, но в отличие от нее, у новых еретиков были развиты элементы социальной критики. Они говорили, что все
люди перед Богом равны и отношения между ними должны основываться на принципах христианской любви, поэтому для христиан неприемлемо рабство, закабаление одних другими. Ересь возникла под влиянием реформаторских идей, распространявшихся в соседних Польше, Литве, Белоруссии и Украине. Однако в России еретики не смогли найти широкой поддержки и фактически остались одни.
В 1554 г. был созван Собор, на котором еретики были осуждены, но Ф. Косому удалось бежать в Белоруссию. Вторично он был осужден в 1583 г. и заточен в Волоколамский монастырь.

Ересь Квирина Кульмана и Дмитрия Тверитинова
В конце XVII в. в Москве появились проповедники западного мистицизма Квирин Кульман из Силезии и купец Нодерман. Кульман проповедовал о скором конце мира и наступлении эпоха христианской апостольской веры без римского папы и светской власти, когда люди не будут творить грехов и будут жить по правде, в этом царстве не будет частной собственности, а все будет общим. За свою проповедь
Кульман был арестован, при обыске у него нашли книги Якова Беме, Амоса Каминского и его собственное сочинение. В 1689 г. Кульман и Нодерман были сожжены.
Дмитрий Тверитинов с самого детства общался в немецкой слободе с иностранцами, обучился врачебному делу и усвоил их религиозные взгляды. Соприкосновение с протестантизмом породило у него много вопросов о вере и, пытаясь их разрешить самостоятельно, он стал заниматься самообразованием. Он выучил латинский язык и стал сравнивать библейский текст по латинскому переводу и славянский, делать
выписки, которые касались почитания икон, мощей, призывания святых, достоверности чудес, предания святых отцов. За помощью в разрешении недоуменных вопросов он обращался в Греко-латинскую академию, но ответы его не удовлетворяли. Причиной тому служил разный подход к богословским вопросам: Тверитинов в качестве единственного авторитета в вопросах веры признавал только Писание, а представители академии — Священное Предание.
Два последователя Тверитинова, Иван Максимов и Михаил Андреев, стали проповедовать его идеи, чем вызвали возмущение народа и иерархии. По инициативе патриаршего местоблюстителя Стефана Яворского началось следствие по делу еретиков, но благодаря своим покровителям из окружения царя они избежали смертной казни.
В 1723 г. Тверитинову пришлось публично отречься от своих взглядов, а его ученики были еще раньше разосланы по монастырям. Митрополит Стефан Яворский написал против этой ереси книгу «Камень веры», но опубликовать ее удалось только через пять лет из-за позиции властей, так как она считалась оскорбительной для иностранцев.
Наверх
« Последняя редакция: 09.12.2010 :: 22:23:14 от EvS »  
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #1 - 09.12.2010 :: 22:31:36
 
Хлысты
Хлыстовство — одно из наиболее важных течений русского сектантства,
как по численности, так и по влиянию. Хлыстовство существовало практически во всех губерниях и даже уездах и занимало по количеству последователей первое место среди других сект, опережая даже баптизм. Название секты до конца не прояснено, как вариант его производят от практики хлыстов избивать себя во время радений скрученными полотенцами, крича: «хлыщу, хлыщу Христу».
Термин секта хлыстов понимать надо условно, поскольку хлыстовство, начиная с середины XIX в., представляло собой разделённое на длинный ряд толков движение в русском сектантстве, объединяющее множество общин, или, как их назвали хлысты, «кораблей», имевших единое историческое происхождение, весьма близко схожих по своему веро- и нравоучению и ритуальной практике, но почти не связанных между собою. Они не были подчинены единому центру и имели подчас довольно глубокие расхождения в отдельных вопросах, преимущественно касающихся обрядовой стороны их жизни, но иногда и учения.
Хлысты именовали себя людьми божьими, но некоторые его толки имели местные названия (что затрудняло их идентификацию), например: духовные христиане, богомолы, монтаны, шалопуты, ляды, кантовщики, сладкопевцы, самообожатели, ханжи, купидоны, вертуны, баклушники, босовики, стригуны, Новый Израиль, беседники, племя Израилево, стадо Христово, зелёный виноград, белые лебеди,
духовное царство. Причину столь большого разнообразия толков видели среди прочего в огромном количестве проходимцев — основателей хлыстовских течений и в наивности и невежественности народа.
Происхождение хлыстовства точно не выяснено. Одни возводили его к богомилам, мессалианам, евтихам, другие видели в нем «последнее сохранившееся экстатико-аскетическое ответвление древнехристианского гностицизма». Высказывалось мнение о том, что основатель хлыстовства Данила Филиппович был учеником крайнего аскета и одного из ранних расколоучителей старца Капитона. Но
все согласны с тем, что между возникновением старообрядческого раскола и хлыстовством существует связь: и те, и другие явились результатом нестроений в церковной жизни.
Первое упоминание о хлыстовстве встречается у св. Димитрия Ростовского в его «Розыске». О жизни и деятельности Данилы Филипповича исторических свидетельств практически нет, достоверно известно лишь то, что он был крестьянином из окрестностей Владимира, бежал от военной службы и, скрываясь от розысков, много скитался. Основные сведения о нём заимствуются из хлыстовских сказаний и песен. Согласно мифам хлыстов, в 1645 г. на горе
Городине близ реки Вязьмы (Владимирской губернии Муромского уезда) среди огненных облаков, окружённый небесными силами бесплотными, с неба сошёл на огненной колеснице «господь саваоф» для того, чтобы вселиться в «пречистую» плоть Данилы Филипповича, который перестал после этого быть человеком и сделался «живым богом».
Через четыре года после появления на земле «саваофа» в 1649 г. Данила Филиппович нашел себе помощника крестьянина из-под Мурома Ивана Тимофеевича Суслова и объявил его «возлюбленным сыном божьим» и «Христом». Суслов в свою очередь назвал жившую с ним девицу «богородицей», и из своих последователей избрал двенадцать «апостолов».
Хлыстовство вначале распространялось в пределах Владимирской, Костромской и Нижегородской губерний, а после того, как в Москве поселился в своём доме, названном «домом божиим», «христос» Суслов, стало приобретать последователей в столице. В Москве он прожил около 30 лет. В 1699 г. к нему из Костромы прибыл Данила Филиппович и 1 января 1700 г. скончался. По верованию одних хлыстов, «саваоф» вознесся на небо, а, по другой версии, был погребен. Суслов после него распространял это лжеучение до своей смерти в 1716 г.
В 1700 г. начались преследования хлыстов, Суслов вынужден был покинуть Москву и скрываться по разным местам в течение 15‑ти лет. Лишь в 1715 г. (за год до своей смерти) он вернулся в Москву, где и скончался.
После смерти Суслова его место занял бывший стрелец Прокопий Лупкин, возглавлявший хлыстовщину до 1732 г. И Суслов, и Лупкин со всей торжественностью похоронены были православным духовенством в Ивановском женском монастыре, где приняла постриг и распространяла хлыстовщину жена Суслова Акулина. Их могилы были отмечены памятниками (на памятнике Суслову, например, написано было, что там погребён «святой угодник Божий») и служили
местом паломничества для хлыстов. Лишь в 1739 г. их могилы были уничтожены, а оба тела были эксгумированы и сожжены.
Незадолго до смерти Лупкина по доносу были схвачены сразу 78 человек, и началось следственное дело. Процесс показал, что хлыстовство широко распространилось в десяти монастырях Москвы, в том числе в одном женском. В 1733 г. согласно приговору суда два иеромонаха Высокопетровского монастыря и одна монахиня были казнены через отсечение головы, остальные были наказаны, главным образом — ссылкой в разные монастыри или же в Сибирь. Однако
этими мерами хлыстовщина не была уничтожена, но, напротив, расширила свою географию, поскольку сосланные пропагандировали своё учение в новых местностях. В то же время в Москве хлыстовщина проникает в высшее общество и находит приверженцев в среде белого духовенства.
Второе судебное разбирательство по делу хлыстов началось в 1745 г. и тянулось до 1752 г. По подозрению в ереси было привлечено 416 человек, среди них несколько монахов, монахинь и священников. Одни виновные были наказаны кнутом, иные сосланы. Но и после этого хлыстовщина продолжала развиваться и особенно расцвела она в царствование Александра I.
Хлыстовщина имела крепкие позиции на протяжении всего XIX в. и в начале XX в. Со второй половине XIX в. многие проповедники хлыстовства отошли от основного направления учения и практики этой секты. Кроме того, среди хлыстов стали распространяться идеи других сект и даже атеизм, в хлыстовщине началось брожение и дробление на отдельные толки, но это ее не очень ослабило.
Хлыстовство существовало в России очень долго; по данным архивов спецслужб, в 1950-е гг. на Ставрополье было около 1 тыс. хлыстов. Сейчас сведений о деятельности хлыстов в современной России нет. Одной из причин исчезновения хлыстовства стали гонения на Церковь, поскольку хлысты распространялись за счет прозелитизма среди православных.
Наверх
 
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #2 - 10.12.2010 :: 09:53:38
 
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #3 - 10.12.2010 :: 23:14:14
 
Иоанниты
Еретическое учение иоаннитов заключалось в признании прав. Иоанна Кронштадтского (1829–1908) за воплощенного Христа. Возникновению и распространению ереси способствовали два обстоятельства. Во-первых, почитание прав. Иоанна в русском народе до такой степени, что редко можно было найти верующего крестьянина, в доме которого не было бы портрета «кронштадтского батюшки». Многие из-за благоговейного отношения к о. Иоанну вешали его
портреты рядом с иконами и возжигали перед ним свечи. Во-вторых, всенародным прижизненным почитанием прав. Иоанна воспользовались хлысты, объявившие его своим «христом» для поднятия авторитета своей секты в глазах простого народа.
Иоанниты возникли в конце XIX в. в г. Кронштадте, куда со всей Руси стекался к прав. Иоанну народ. В Кронштадте в 1892 г. уже существовала секта, признававшая прав. Иоанна за воплотившегося Христа. Одним из ее лидеров была богородица хлыстовского корабля Матрена Ивановна Киселева, которая в 1895 г. перенесла свою деятельность в родной город Ораниенбаум. Сектанты ее называли «богородицей» Порфирией, «храмом бога живого», «дщерью царя небесного», «непоколебимым столпом церкви».
После смерти Киселевой в 1905 г. ее могила на городском кладбище стала местом поклонения: сектанты читали над нею акафисты и пели молебны, брали песок с нее и хранили в своих домах как святыню.
В 1896 г. по Кронштадту, Петербургу и югу России странствовал некий Максим, распространявший веру в то, что скоро наступит конец мира, так как антихрист в лице Л. Н. Толстого уже явился, а прав. Иоанн Кронштадтский есть пришедший в славе Сам Господь Иисус Христос. В результате такой проповеди многие хлыстовские корабли, где не было своих христов, признали в прав. Иоанне воплощенного Христа и даже Бога, что привело к стремительному их росту, особен-
но в Петербурге.
В 1901 г. в Кронштадте продолжал активно действовать хлыстовский корабль, где видную роль играли две «богородицы», одна из которых, Екатерина Трушина, откровенно развратничала с хлыстовским пророком, и некий старец Назарий Дмитриев (названный сектантами «апостолом» Иоанном Богословом), постоянно проживавший в новгородской губернии. Большую роль в пропаганде этого лжеуче-
ния сыграл «пророк» Прохор Скоробогатченков из области войска Донского. Он разъезжал по югу России в сопровождении двух женщин, одной из них была «богородица» Екатерина Трушина, и набирал там молодых девушек, уверяя, что их зовет к себе о. Иоанн. Своих слушателей они убеждали, что в о. Иоанне воплотился сам Бог и он сам стал богом, он — истинный пастырь, а все православные священники обманщики и наемники, и совершаемые ими Таинства безблагодатны. Причащение в Церкви Скоробогатченков называл мякиною.
Обманутым им девицам он объяснял, что все, кто не принимает этого учения, пребывают под прямой властью сатаны и являются бесами, в том числе их родители, они якобы имеют «рога на голове», только грешники их не видят.
В кронштадтском корабле на ночных собраниях Скоробогатченков читал акафисты, пел канты и совершал причащение. Он брал просфору и чашу с вином, подносил к портрету прав. Иоанна и говорил: «Господи, ты все видишь и знаешь, претвори просфору в тело Христово, а вино в кровь Христову». После этого он исповедовался, исповедовал девиц и ложечкой всех причащал. Вскоре они были арестованы, но на их место явились новые сектанты.
Из Кронштадта сектантское учение было разнесено по многим губерниям России. На начальном этапе борьбы с распространением этого лжеучения привлекали самого прав. Иоанна, и он, несмотря на преклонный возраст, активно включился в нее. Однако не все сектанты искренно каялись после беседы с ним. Один из таких случаев приводит миссионер Терлецкий. После появления иоаннитов в Костромской губернии по ходатайству правящего епископа Виссариона Св. Синод в 1902 г.
направил для вразумления сектантов о. Иоанна Кронштадтского.
Получив указ, он немедленно отправился в путь и, встретившись с сектантами, обратился к ним с проповедью, в которой разъяснил, в чем заключается их заблуждение: «Я такой же грешный человек, как и все другие, — говорил он. — Чем замолите вы перед Богом этот великий грех?». По окончании его речи сектанты раскаялись. Особое внимание прав. Иоанн уделил проповеднику секты Пономареву. Пономарев также раскаялся и просил о. Иоанна посетить его дом и совершить в нем
водосвятный молебен. Но покаяние его оказалось ложным. Как только уехал прав. Иоанн, Пономарев распродал его почитателям почти всю освященную о. Иоанном воду, а ее остаток вылил в свой колодец и запер его на замок, чтобы без него никто не смог взять «святой воды».
Спустя некоторое время на деньги многочисленных последователей он
соорудил особую постройку и разместил в ней нарисованную им большую картину, на которой, по его словам, было изображено «небесное служение» о. Иоанна в Хорошеве 2 октября 1902 г.
В 1906 г. воспользовавшись правом на свободу печати, сектанты стали пропагандировать свое учение через учрежденный ими журнал «Кронштадтский маяк» и через свои книги. В них проводилась идея, будто бы о. Иоанн — это Бог во плоти и «жилище Святой Троицы». Наряду с названным сектантами активное участие в распространении лжеучения принимали: «архангел» Михаил Иванович Петров, крестьянин Ярославской губернии, имевший судимость за мошенничество и обман; В. Ф. Пустошкин и Н. И. Большаков (последние сектантами признавались соответственно за пророка Илью и Эноха).
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #4 - 10.12.2010 :: 23:21:57
 
Секта скопцов
Секта скопцов была одной из самых изуверских в России и, несмотря на религиозные обряды, физически уродовавшие ее последователей, рост ее обеспечивался исключительно за счет прозелитизма, поскольку возможности пополнять свои ряды за счет членов семьи, как это делали другие секты, у нее не было, так как все ее последователи были оскоплены. Сами сектанты не называли себя скопцами, а именовались: чистыми, белыми голубями, обелёнными, истинными сынами Божьими и праведными.
Основателем скопческой секты называют крестьянина Орловской губернии Кондратия Селиванова. Он был, по дошедшим свидетельствам, человеком умным, необыкновенно хитрым, изворотливым и скрытным, склонным к наглому обману и лжи; но в обращении с окружающими лицами отличался внешней мягкостью, добродушием и приятностью; денежными приношениями он не интересовался,
образ жизни вёл крайне простой.
В начале своего религиозного пути Селиванов много странствовал по «божьим людям» и видел их нравственную распущенность. Как человек неглупый и исполненный религиозного горения, он стал доискиваться причин такого положения и нашёл, что порок у хлыстов идёт от плотских пожеланий и для их уничтожения видел лишь одно средство — оскопление, приведение человека в состояние
«чистоты».
Проповедь своих взглядов он начал в одном из многолюдных хлыстовских кораблей Орловской губернии. Чтобы приобрести авторитет у хлыстов и их руководителей, Селиванов решил прибегнуть к хитрости. Явившись в один из кораблей во время радения, он притворился немым, но по прошествии некоторого времени во время радения заговорил, что было подано как чудо. После этого кормчая корабля признала его за «сына божья», рожденного от нее, «пренепорочныя девы» по «наитию Св. Духа». Поскольку эта женщина пользовались большим авторитетом у хлыстов, то признание Селиванова за «сына божия» произвело на них сильное впечатление.
Вскоре у Селиванова появилось немало последователей. Увидев, что он имеет влияние, Селиванов стал проповедовать свое учение, которое вызвало раскол у хлыстов.
В 1772 г. по донесению было начато первое следственное дело о скопцах, и с этого момента о них стало известно властям и обществу. Селиванов, преследуемый противниками и опасаясь правительственных мер, бежал в Тульскую губернию. Но его дело, благодаря энергичным и фанатично веровавшим ему последователям, стало быстро распространяться по России. Судебные процессы по делу скопцов
лишь ещё ускорили этот процесс, поскольку сосланные сектанты начинали активную пропаганду в местах ссылки. Селиванов, сосланный в Нерчинск, дошёл до Иркутска и остался там на житье. Жил он совершенно свободно, проповедовал скопчество и сам себя оскопил.
Там же он принял имя императора Петра III Фёдоровича.
Около 1793 г. Селиванов бежал из Сибири и продолжил свою проповедь. В 1797 г. он был представлен императору Павлу I, неизвестно о чем они говорили, но Селиванова посадили в дом умалишенных. С воцарением Александра I, благосклонного ко всем сектантам и мистицизму, положение скопцов изменилось, и для них настал золотой век. Селиванов поселился в доме богатых покровителей
в Петербурге, и о нём распространялась слава как о человеке праведном, святом и обладающем даром пророчества. Представители высшего общества, главным образом женщины, считали себя счастливыми, если удостаивались поцеловать его руку, выслушать его наставления или узнать будущее… Последователи воздавали ему божеские почести, а поклонники из светского общества относились к нему с крайним благоговением.
Один из помощников Селиванова польский дворянин и статский советник Российского двора Алексей Елянский составил проект переустройства России, изложенный в двух записках: «О божественной канцелярии» и «Часть известия о том, в чем скопчество утверждается». Согласно этому проекту, государство предлагалось разделить на «корабли», во главе их должен стоять Селиванов и давать советы императору.
Несмотря на то, что автор проекта был сослан в Суздальский монастырь, другие скопцы остались нетронутыми и продолжали благоденствовать. Сам Александр I говорил о Селиванове с благоговением, а в 1805 г. перед войной с Наполеоном он лично отправился к Селиванову, чтобы посоветоваться с ним и получить
благословение.
В 1817 г. Селиванов переселился в специально построенный для него в столице дом, где могло радеть одновременно до 300 человек. Хотя время от времени против скопцов возбуждались уголовные дела и издавались указы, направленные на пресечение их деятельности, Селиванова не трогали вплоть до 1820 г. В 1820 гг. правительство стало относиться к скопцам строже, основатель секты был
сослан в Суздальский монастырь, где и скончался в 1832 г., раскаявшись в своих заблуждениях. Со времени царствования Николая I отношение к скопцам стало ещё строже, и с тех пор многократно возбуждались дела против скопцов, что, однако, не останавливало расширения секты.
В 1870 гг. появилось новоскопчество. Согласно его учению, Селиванов был не тем искупителем, который в первый раз явился в лице Иисуса Христа, он лишь равен ему, он — «второй Христос»… Новой была также доктрина о возможности духовно-
го оскопления или принятия оскопления перед смертью, что фактически было отрицанием старого скопчества. Источник греха они видели не только в половых органах, но в плоти как таковой, поэтому нужно было уничтожать саму плоть. Некоторые новоскопцы приходили к заключению о необходимости самоубийства
или убийства для спасения…
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #5 - 10.12.2010 :: 23:31:05
 
Духоборчество
Происхождение духоборчества и история первого периода его развития недостаточно выяснены. Долгое время сектантов называли раскольниками, иконоборцами, последователями квакерской секты, молоканами, формазонами, абрагамитами, богемскими деистами, гернгутерами и т.д. Духоборцами их назвал в 1785 г. екатеринославский архиепископ Амвросий Серебрянников (1786–1792). Сами сектанты не возражали против такого наименования и объясняли его
в том смысле, что они являются противниками всякой внешности, поборниками духа и борцами за дух.
Духоборчество стало известно около середины XVIII в. с уже сложившимся вероучением. Считается, что основоположником духоборчества был Силуан Колесников. К концу XVIII в. оно охватило почти всю Харьковскую губернию. Стремительность распространения духоборчества объяснялась необычайной энергией его фанатичных вожаков, «не брезговавших никакими средствами ради пропаганды духоборческого лжеучения и деспотически управлявших
духоборческими общинами, из которых они составили особое государство в России с собственною наследственною династиею». Наибольшую известность среди сектантов приобрел распространитель духоборчества в Тамбовской губернии Иларион Побирохин (1775–1785 гг. правления), занимавшийся оптовой торговлей
шерстью, человек богатый, «слывший в народе за большого начетника,
человека с сильным характером, гордый, тщеславный… Он говорил, что спасение идет не по книге, а по духу и от духа; что хранится оно не в Библии, а в книге животной».
Побирохин учил, что Христос есть божественный разум, переселяющийся из одних избранных людей в других. Также он проповедовал о переселении душ человеческих в животных, не признавал брака и родства по крови; наконец торжественно объявил, что в нем пребывает душа Христа и он есть «истинный сын Божий», которому только и приличествует поклонение на земле.
От своих последователей Побирохин требовал безусловного подчинения. Со временем в глазах духоборов он превратился в «живого бога». Из числа последователей Побирохин избрал 12 апостолов, которых назвал «архангелами» и вменил им в обязанность распространение своего евангелия. Затем он избрал 12 «смертоносных ангелов» и поставил перед ними задачу преследования «изменников веры», вплоть до пыток и убийства. Ревность «смертоносных ангелов» обратила на себя внимание правительства, и Побирохин вместе с некоторыми «ангелами» и «архангелами» был сослан в Сибирь
на поселение.
После Побирохина в конце XVIII в. тамбовских духоборцев возглавил отставной капрал Савелий Капустин, человек умный, хитрый, с необычайно твердою волею и крайне деспотичный. Он обладал красивой наружностью, говорил увлекательно и красноречиво. Имел огромное влияние на своих последователей, прямо называл себя сыном Божьим, Христом, и ему верили и поклонялись как Богу. Капустину
удалось объединить всех русских духоборцев и образовать из сектантов «государство в государстве».
В правление Капустина духоборы, презрительно и кощунственно относившиеся к Православной Церкви, восстановили против себя православное население до такой степени, что совместная жизнь стала для них затруднительной. В то же время руководство секты, задавшееся целью устроить независимое и  самостоятельное «царство», настойчиво внушало своим последователям мысль о необходимости объединения их в единое общество, подталкивая к переселению
на юг России. Для осуществления этой идеи Капустин обложил всех своих последователей налогом и ко времени переселения они собрали около 2 млн руб. Согласно прошению духоборов и представлению сенаторов масона Лопухина и Нелидинского-Мелецкого, по разрешению Александра I им было отведено 47 896 десятин прекрасной земли (по 37,5 десятины) по правому берегу реки Молочной вблизи соединения её с лиманом Азовского моря. Кроме того, они получили
многочисленные льготы. Услышав о переселении, множество духоборов с разных губерний устремилось на Юг. К 1808 г. у них было уже 9 деревень.
Для Капустина в новом поселении был выстроен отдельный двухэтажный дом. В определенные дни он показывался с верхнего этажа народу, стоявшему во дворе перед домом. Видя его, духоборы падали на колени и покланялись ему. Капустин управлял сектантами как «пророк, царь и Христос», в т.ч. свободно распоряжался их собственностью.
С целью изоляции духоборческой колонии от мира и влияния светской власти, Капустин ввел в ней самоуправление в полном смысле этого слова. У сектантов были свое правление, своя полиция, безапелляционный суд (известный под названием «Мука и рай») и школа. По этой причине духоборы никогда не обращались к светским властям и составили о себе представление как о высоконравственных людях. Но на самом деле они были далеко не безупречны. Властям стало известно о насилии, царившем в секте, и в 1805 г. была учреждена правительственная комиссия, установившая множество возмутительных фактов. Оказалось, что сектанты преследовали желавших вернуться в Православие вплоть до их убийств. Кроме того, выявилось, что духоборческие колонии стали местом разврата.
Чтобы закрепить власть за собою и своим потомством, Капустин стал учить, будто душа Христа переходит потомственно от отца к сыну в роде Капустиных. Вследствие этого в духоборческом обществе верховная власть стала наследственной и почти целое столетие принадлежала Капустиным.
Среди его преемников царили пьянство и разврат, а для удержания власти они ввели закон: кто отрицает своего бога — тот должен умереть. Насилие в сектантской среде достигло таких размеров, что в 1835 г. вновь была образована правительственная комиссия по расследованию их преступлений. Через четыре года работы она вскрыла множество страшных фактов: комиссия «нашла целые груды человеческих костей в подземельях, открыла застенки и целый ряд орудий для пыток, с несомненностью установила целый ряд убийств и т. п.».  Для исполнения смертных приговоров духоборами был избран остров при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Комиссия, несмотря на упорство духоборов и их умение скрывать злодеяния, установила факт убийства 21 чел. По другим данным, в течение только двух лет в секте исчезло почти 400 чел.
Ввиду преступного характера духоборческой секты в 1839 г. было принято решение о переселении ее в Закавказье. Здесь духоборы также создали свое «государство в государстве» во главе с потомственной династией живых богов. Впоследствии, когда в борь-бе за власть духоборы разделились на враждующие партии, часть сек-
тантов попала под влияние учения Толстого. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, духоборы выпросили у правительства разрешение на переселение за границу. Сначала выбор пал на о. Кипр, туда в 1897 г. переселись 1100 чел. Но по климатическим условиям это место им не подошло, и при помощи тех же толстовцев им подыскали место в Канаде, куда переехало 7400 чел. В Канаде духоборам отвели
под поселение малопригодную землю. Там они постепенно отошли от своих взглядов, переняв основные идеи толстовства. В начале XX в. среди них отмечалось охлаждение религиозного энтузиазма, переход части сектантов в баптизм и увлечение политикой.
По свидетельству Бонч-Бруевича, среди духоборов немало было людей, близко узнавших их историю, нравы и быт и вышедших из секты. Они, подвергая критике духоборческие установления и освободившись от сектантской идеологии, стали вести жизнь крестьян-фермеров.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #6 - 10.12.2010 :: 23:36:00
 
Духоборчество(Продолжение)
К концу 1980-х гг. наибольшее количество духоборов проживало на Кавказе, но начавшаяся антирусская истерия в закавказских республиках привела к массовому переселению духоборов в Россию.
В 1989—1991 гг. часть их них переселилась в с. Архангельское Чернского района Тульской области. С 1990-х гг. в российских СМИ стали появляться статьи о духоборах, где преувеличенно говорится об их высокой нравственности, была даже небольшая заметка в Московском церковном вестнике1021, но развития эта тема
не получила.
В 1991 г. неким Ю. Крыжановским было зарегистрировано «Религиозное объединение духовных борцов Христа в СССР», а в свидетельстве о регистрации свою вероисповедную принадлежность они назвали: «Православная христианская этническая группа раскольников». После регистрации в июле того же года в пос. Целина Ростовской области (в Целинский район духоборы переселились
в 1921–1923 гг.) был проведен первый съезда духоборов. Делегатов на съезд было немного и они обсуждали «современные методы повышения продуктивности земли и развитие малых предприятий по переработке сельхозпродукции, затем решали организационные вопросы. Никакие сугубо духоборческие, а тем более духовные проблемы не поднимались». На съезде был избран Совет духоборцев СССР
из 15 чел., а по его завершении «Комитет по переселению духоборцев в Ростовскую область», но с выделенными ему средствами начались аферы в лице Ю. Крыжановского… Однако вскоре духоборы дистанцировались от него, и летом 1992 г. в с. Архангельское Тульской области созвали второй чрезвычайный съезд, который принял устав и решил перерегистрировать свое объединение под новым названием: «Объединение духоборцев России». Ю. Крыжановский попытался провести альтернативный съезд в Пятигорске, но эта затея провалилась.
После съезда «активную деятельность начал совет Объединения духоборцев России, который собирался три раза в год на территории общин Ростовской и Тульской областей, Северного Кавказа, Грузии», но ему не удалось создать единую организацию, и с середины 1990-х гг. у духоборов начался процесс децентрализации руководящих органов. Созданию единой организации помешало недоверие к избранному руководству, борьба за лидерство внутри секты
и пересмотр планов о переселении: вместо компактных поселений они разъехались по России.
Постепенно совет Объединения духоборцев России стал представлять интересы только духоборцев Ростовской и Тульской областей, тем временем у грузинских духоборов появился свой лидер, и все завершилось тем, что кавказские духоборы прекратили сотрудничество с советом Объединения. У духоборов особо остро стоит
проблема молодежи в силу малочисленности их общин и невысокой религиозности их членов. После ее обсуждения в 1996 г. на Совете Объединения духоборов России в с. Архангельском была организована на базе общеобразовательной воскресная школа.
Ростовские духоборы пытаются пропагандировать свою культуру через краеведческий музей, где есть духоборческая экспозиция, а однажды на праздник Троицы группа сектантов в старинных костюмах с пением своих псалмов прошла по улицам города. Но, несмотря на все эти мероприятия, перед духоборами стоит проблема увеличения численности…
В настоящее время продолжается переселение духоборов из Грузии, где их проживало около 7000 чел, в Брянскую, Тульскую, Тамбовскую и Ростовскую область. Им предоставляется российское гражданство, и в местах компактного поселения строятся коттеджи, например, в 2008 г. в Тамбовской обл. планируется построить 136 домов. В Грузии осталось до 700 духоборов. В Канаде их проживает
около 30 тыс. чел.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #7 - 10.12.2010 :: 23:43:40
 
Молоканство
Молоканство возникло практически одновременно с духоборчеством во второй половине XVIII в. Молоканами их называли за отрицание церковных установлений и употребление в постные дни молока.
Основатель молоканства Семен Уклеин происходил из православной семьи, отличался начитанностью в Священном Писании и красноречием. Будучи портным, он ходил по селам Тамбовской и Воронежской губерний и однажды попал в семью духоборческого наставника Илариона Побирохина, и ему понравилась дочь хозяи-
на. Уклеин оставил свою православную супругу и женился на дочери духоборца.
Благодаря своим способностям он заслужил уважение духоборцев и в течение пяти лет был помощником своего тестя Побирохина.
Но пренебрежительное отношение духоборцев к Священному Писанию ему не нравилось, и он возмущался тем, что Побирохин присваивает себе божеское достоинство, называет себя судией вселенной, которому надлежит совершить Страшный Суд. Однажды, когда Уклеин на собрании духоборов открыто начал обличать своего тестя в гордости и самомнении, Побирохин избил его, а затем
послал своих смертоносных ангелов и убить его, но Уклеин спасся бегством.
После этого он оставил духоборчество, объявил себя пророком и стал учить, что в вопросах веры необходимо руководствоваться исключительно Библией, а о чем в ней не говорится, то отвергать. Его проповедь имела успех в Тамбовской губер-
нии. Из своих последователей он избрал 70 учеников и назвал их апостолами.
Окруженный своими апостолами, он торжественно с пением псалмов вошел в г. Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения идолов, т. е. икон. Сектанты были арестованы и посажены в тюрьму.
Ученики Уклеина скоро раскаялись и приняли Православие, но он долго упорствовал в ереси, наконец, притворно раскаялся и был освобожден. Оказавшись на воле, он вновь стал распространять свои идеи в Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской и Астраханской губерниях, на Дону и Кавказе. Благодаря его ученикам молоканство было занесено в Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую и Оренбургскую губернии, в Бессарабию и даже в Сибирь.
Чтобы предупредить разрастание молоканства, правительство преследовало и ссылало их, но, как и в отношении других сект, эти меры лишь способствовали его распространению, хотя сектантов старались селить вдали от православных. Иногда сектанты сами переселялись в малонаселенные места. В 1821 г. им было отведено 30 тыс. десятин земли в Таврической губернии. Впоследствии многие из молокан под влиянием идей о скором наступлении тысячелетнего царства Христова на земле, отправились в Закавказье, где, по их мнению, должно было состоятся Второе Пришествие Христа.
В царствование Александра I молокане вели деятельную пропаганду и открыто проповедовали о скором падении Русской Православной Церкви, о ниспровержении государственного строя и позволяли себе кощунственные выпады против православных. Но при Николае I были приняты строгие меры против их деятельности, вследствие чего пропаганда молокан стала ослабевать. Затем среди
молокан начались раздоры, и из них выделилось несколько толков.
В 1880 гг. в молоканскую среду стали проникать идеи баптизма, а впоследствии и толстовства, что привело к новым разделениям. В начале XX в. секта молокан находилась в состоянии разложения. В ее среде падала нравственность, часть сектантов была охвачена пьянством, семейные ссоры стали постоянным явлением, и у них даже появились уголовные преступники. На Кавказе молокане во множес-
тве переходили в баптизм. Под влиянием атеистических и толстовских воззрений часть молокан стала отрицать не только молоканскую веру, но и все религии, вследствие чего они стали антисоциальным элементом в среде окружающих их крестьян.
С целью оживления своей деятельности в 1906 г. в Баку молокане открыли два общества: «Общество образованных молокан» (или «Союз Бакинских молокан прогрессистов») и «Общество самопросвещения духовных христиан». Последняя организация ставила своей целью, в частности, поддержку своих членов как в духовнонравственном, так и в экономическом отношении. В 1908 г. на съезде молокан в г. Балашове Саратовской губернии для объединения молоканских общин было решено организовать центральный комитет из 13 человек. В целях сплочения и поддержания молоканства с конца 1905 г. стал выходить журнал «Духовный вестник» под редакцией А. С. Проханова (ум. 1912 г.), врача по профессии, обучавшегося в Юрьевском университете и окончившего протестантский богословский факультет в Париже, а с марта 1906 г. — «Молоканский вестник» (в конце того же года был закрыт за  антиправительственные выступления). А. С. Проханов, как и его отец, богатый владикавказский купец, перешел потом из молоканства в баптизм.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #8 - 10.12.2010 :: 23:47:58
 
Молоканские толки
Молоканство разделилось по меньшей мере на 9 течений.
Наиболее известные среди них следующие. 1. Духовные молокане, которые в свою очередь делятся на водных молокан, допускавших водное крещение, и сухих, или сухопутных, отвергающих необходимость крещения. Водные молокане еще именуются молоканами донского толка. 2. Молокане владимирского толка. 3. Губолизы, похотники, или молокане тамбовского толка. 4. Бессудники, 5. Шалопутские молокане 6. Пресные, или пресники и квасные, или квасники (упот-
ребляли квасную пищу. 7. Жидовствующие, или субботники-талмудисты, и субботники-караимы. 8. Молокане общего упования, или общие; 9. Сопуны или прыгуны.

Дунькино упование
Эта секта выделилась из уклеинского молоканства из-за споров о «святом лобзании», деспотизме молоканских стариков, не позволявших толковать Писание, как человеку подсказывала совесть. Во главе оппозиции выступила Евдокия (Дунька) Парфенова. В 1902 г. она стала устраивать открытые молитвенные собрания, на которые мог приходить кто угодно и проповедовать свои взгляды. Наиболее частыми посетителями этих собраний были баптисты.
Молокане донского толка
Особо следует отметить молокан донского толка. Они не поверили Уклеину, будто в Писании ничего не говорится о Таинствах и обрядах в Церкви апостольского времени. Вскоре у них под влиянием Исаии Крылова появились свое богослужение и обряд преломления хлеба. Вскоре некоторые стали читать роженицам молитвы, давать имена младенцам, совершать их крещение и вместо миропомазания дуть младенцу в рот, уверяя, что преподают ему дары Святого Духа, исповедовать кающихся, отпевать усопших. Эти преобразования молоканства завершились тем, что один из лидеров молоканства Андрей Саламатин стал использовать для совершения обрядов Требник Православной Церкви. Собственно он и положил начало донскому толку молокан. Решительным противником этого направления был некий Пчелинцев. Донское направление признавало пять Таинств, в том числе крещение младенцев через троекратное погружение в воду; при совершении исповеди пресвитер читал разрешительную молитву.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #9 - 10.12.2010 :: 23:52:36
 
Молоканство(Продолжение)

Возрождение религиозности в СССР с конца 1980-х гг. затронуло и молокан, деятельность которых заметно возросла с 1990-х гг. Наибольшую активность среди них стали проявлять прямые последователи Уклеина, они решили провести съезд, который должен был послужить импульсом для возрождения молоканства. С этой
целью с 1990 г. руководитель новообразованной московской общины И. Г. Александров стал издавать журнал «Духовный христианин», и с весны 1991 г. в разных регионах страны начали создаваться союзы молоканских общин. Первый съезд молокан, состоявшийся в Москве в июне 1991 г., собрал представителей более 60 общин, но в созданный Союз общин духовных христиан молокан вошли представители только 40 общин.
Союз должен был заняться объединением молокан, проблемой молодежи, распределением гуманитарной помощи и переселением молокан из закавказских республик в Россию. Средства на деятельность Союза, его программы и переселение молокан перечисляли зарубежные молокане. Но вскоре среди них возникли трения, и они разделились на две партии, которые в сентябре 1993 г. провели два съезда: один — сторонники старшего пресвитера Т. Щетинкина в селе
Кочубеевском Ставропольского края, другой — в Москве сторонники И. Г. Александрова. В результате этого противостояния в 1994 г. И. Александров был отстранен от руководства Союзом, и в декабре того же года Союз был перерегистрирован с новым названием «Союз общин духовных христиан молокан» (СДХМ). По другим данным, наряду с прежним Союзом был создан параллельный «Союз общин духовных христиан — молокан России», зарегистрированный Минюстом РФ. В августе 1997 г. в Тамбове проходил созванный
тамбовскими молоканами Съезд молокан, но ряд общин, тяготеющих к Т. Щетинкину, в нем не участвовал. Съезд выступил с инициативой принять программный документ, но старейшие пресвитеры предложили не принимать никаких резолюций, а объявить по всем общинам пост и молитву, в надежде, что Господь все устроит сам…
В связи с разладом в СДХМ выходивший с 1990 г. в Москве под редакцией И. Александрова общемолоканский журнал «Духовный христианин» прекратил свое существование. Созданный в качестве альтернативы в 1994 г. в Москве журнал «Слово веры» был в 1997 г. переименован в «Доброго домостроителя благодати», поскольку с 1997 г. журнал с одноименным названием без согласования с московским «Словом веры» выпустила община села Кочубеевского.
Традиционно непростым для молокан является отношение к светской власти и службе в вооруженных силах. Представители среднего поколения высказываются за альтернативную службу, не столько по религиозным мотивам, сколько из-за неуставных отношений в армии.
Численность молокан, начиная с 1930-х гг., идет на убыль, и эту проблему они хотят решить через привлечение своей молодежи к активной общинной жизни и миссионерскую работу. Хотя молоканами открыт ряд воскресных школ, их молодежные программы находятся пока в зачаточном состоянии. Среди молокан в 1990-е гг. наблюдался отток в баптизм, адвентизм и иеговизм, не последнюю роль в этом процессе играла раздача гуманитарной помощи. В настоящее время
насчитывают ок. 300 тыс. молокан, рассеянных по всему миру.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #10 - 10.12.2010 :: 23:55:27
 
Иеговисты-ильинцы
Секта иеговистов, известная также под названиями «Сионская весть», «Десное братство» и «Общество святых», в миссионерской литературе рассматривалась как жидовствующая хилиастическая секта. Она была создана на Урале в 1846 г. отставным штабс-капитаном Николаем Созонтовичем Ильиным. По распространенной
версии, он был солдатским сыном, но с его слов он был внебрачным сыном шведского генерала и полячки. После окончания иезуитского коллегиума в Полоцке, Ильин поступил на военную службу и своими научными трудами по высшей математике и баллистике для морских артиллеристов обратил на себя внимание военного начальства.
Ильин во время прохождения военной службы увлекся чтением мистических книг и журналов («Сионский вестник»), что привело его к мысли объединить все религии, но прежде всего христианство с иудейством, и создать «новозаветное иудейство» или «ветхозаветное христианство». Под влиянием этой идеи он стал посещать
синагоги, беседовать с раввинами. Со временем он постепенно отходил от православия, перестал почитать святых и в 1845 г. порвал связь с Церковью. Свое учение он сначала изложил в брошюре «Сионская весть», распространявшейся в рукописи, а затем выступил с его проповедью на Урале, а оттуда оно разошлось по другим губерниям.
В 1856 г. Ильин был осужден, признан душевнобольным и сослан в Соловецкий монастырь. Впоследствии ему разрешили жить в г. Митаве, где он умер в 1890 г., но с его смертью проповедь иеговизма не прекратилась.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #11 - 10.12.2010 :: 23:57:19
 
Малеванщина
Основатель секты, Кондратий Малёванный, перешел из православия в баптизм, и вскоре у него появились галлюцинации: ему казалось, что вокруг него во время молитвы распространяется необычайное благоухание, которое он принимал за близость Святого Духа, затем он пришел к убеждению, что Дух пребывает в нем, и, наконец, объявил себя первенцем у Бога и Христом.
Из числа баптистов у него нашлись последователи, принимавшие его за бога. За свою деятельность он был помещен в киевскую психиатрическую больницу, а потом переведен в казанскую, где его посетили представители проходившего там Третьего миссионерского съезда. В отсутствие Малёванного лидерство взял на себя Иван Лысенко и ввел в малеванщину хлыстовскую «христову любовь».
С этого момента малеванщина превратилась в место разврата и насилия. В 1899 г. во время моления был задушен один из лжехристов; другой сектант, подражая патриарху Аврааму, решил принести в жертву своего 13-летнего сына, и только случайное вмешательство соседей избавило подростка от ужасной смерти. В 1905 г. Малёванный был освобожден из психиатрической больницы и продолжил свою деятельность. Вероучение малеванцев в начале XX в. еще не сложилось,
но напоминало хлыстовское.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #12 - 11.12.2010 :: 00:06:08
 
Толстовство
Толстовство возникло на основе религиозного учения писателя Л. Н. Толстого (1828–1910), взгляды которого эволюционировали под сильным влиянием восточных религий, в частности индуизма, и по многим вопросам принципиально отличались от учения Православной Церкви, что было отмечено в 1901 г. в специальном послании Св. Синода.
В послании Синода отмечалось, что Толстой отвергал все православные догматы и ниспровергал саму сущность христианства, а именно: отвергал веру в «личного живого Бога в Святей Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной», отрицал веру в Христа, как Богочеловека, Спасителя и Искупителя мира, отрицал Его бессеменное зачатие по человечеству и приснодевство Богородицы, не признавал загробной жизни и мздовоздаяния, отвергал Таинства Церкви и их благодатную природу, насмехался над священными предметами веры православного народа, в том числе глумился над Евхаристией. В Откровении, данном через Иисуса Христа, он не видел ничего исключительно христианского, отличного от учений языческих религий и философов, начиная с Конфуция, древних греков, Будды и завершая современным философами: Паскалем, Спинозой и Фейербахом. Отвергнув
сверхъестественное прохождение Благой вести, он написал свое евангелие, совершенно искажающее свидетельство евангелистов о Христе и Его учении.
В учении о Боге Толстой придерживался пантеистических воззрений, полагая, что Бог, а вернее божество, есть дух, любовь и начало всего. Этот божество пребывает в людях, а они в нем, и никакого онтологического отличия между ними не существует. Христа он именовал Сыном Божьим, но не Единородным, поскольку в Нем, как и во всехьлюдях, пребывала частица разлитого во всем мире Божества. Поэтому для Толстого он был обычным человеком, молиться Которому он счи-
тал великим кощунством.
Наряду с вероучительными заблуждениями, он разработал свое нравственное учение, в котором этическое начало доминировало над догматическим. По ложному мнению Толстого, Христос дал шесть заповедей, исполнение которых якобы может искоренить зло, утвердить всемирное братство и Царство Божие на земле. Главной заповедью он считал непротивление злу силой, после нее: не судите, — ею Христос якобы отрицает суд и судебные учреждения как форму организованного противления злу. Далее идут: не гневайтесь, не разводитесь, не клянитесь, не воюйте и любите врагов. Под последней заповедью он подразумевал отсутствие
вражды и войн между народами. Этим повелением, по мнению Толстого, Христос запрещал патриотизм, защиту своего Отечества, борьбу с его врагами.
Нравственное учение Толстого предопределило его социальную доктрину. Так как государство содержит судебно-полицейский аппарат, армию для борьбы со злом, то оно само есть организованное насилие. Поэтому христианину не следует участвовать в государственной жизни, чтобы не быть причастным злу. Поскольку
экономические отношения и сам уклад жизни построены на началах, противоречащих заповеди, запрещающей всякое насилие, то Толстой призывал отказаться от наемного труда как формы насилия одних над другими. Отсюда следовал отказ от денег и собственности, особенно земельной, как средств порабощения одних другими. Следовательно, чтобы быть христианином в толстовском понимании, надо было вернуться к простой деревенской жизни,
к физическому труду. Кроме прочего, он считал необходимым употреблять только растительную пищу.
Религиозно-нравственные и социальные идеи Толстого были усвоены, конкретизированы и реализованы его последователями. Первые общины толстовцев появились около 1890-х гг., но многие из них, состоявшие преимущественно из интеллигенции, быстро распадались. Главной причиной распада была леность ее членов: они предпочитали труду рассуждения о жизни. Причем, по описыванию очевидцев, их жилища и одежда были невзрачны-
ми и неопрятными.
Наиболее успешно учение Толстого развивалось в харьковской губернии князем Д. А. Хилковым, проповедь которого представлялась заманчивой для крестьян: податей не платать, детей в армию не отдавать, никаких распоряжений правительства не исполнять, с полицией и судами дела не иметь. Кроме того, толстовское учение не требовало совершения молитв, соблюдения постов, участия в церковной жизни. Несмотря на соблазнительные идеи, проповедь Хилкова сначала
не имела успеха. Тогда князь изменил тактику и стал общаться с крестьянами запросто, приглашать к себе в дом, угощать, наконец, он подарил своим сторонникам 400 десятин земли и обещал отдать им все имение, когда оно перейдет к нему по наследству. И только после этого начался быстрый рост толстовской общины Хилкова. Активным помощником Хилкова был богатый помещик В. Г. Чертков, а также дочь Толстого Татьяна.
Толстовство распространилось по многим губерниям России, его проповедники не ограничивались прозелитизмом среди православных, но пропагандировали свои идеи среди других — молокан, баптистов, хлыстов, но самого большого успеха они достигли среди духоборов на Кавказе. После переселения Хилкова и Черткова в 1890-е гг. в Англию, они устроили там колонию толстовцев, стали издавать сочинения Толстого и листок «Свободное слово».
Поскольку толстовство рассматривалось не только как религиозная секта, но главным образом как «анархически-социалистическое общество», то Третий миссионерский съезд пришел к выводу, что для борьбы с толстовством нужны административные меры со стороны светской власти. В отношении к Православной Церкви сектанты вели себя весьма агрессивно. Так, в 1901 г. в Павловке Харьковской губернии они разгромили школу и храм и глумились над его святынями.
Толстовцы вынашивали план объединить всех сектантов и вместе выступить против Православной Церкви.
В 1991 г. Минюстом РФ была зарегистрирована религиозная ассоциация «Духовное единство», которую еще именуют «Церковь Льва Толстого», в ее Уставе указывается, что «ее цель — способствовать распространению толстовского понимания религии и духовной жизни общества». Количество приверженцев нового толстовства чрезвычайно мало и не превышает 500 чел.

Все взято из книги  "Введение в сектоведение" Конь Р. М.
Наверх
 
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #13 - 11.12.2010 :: 10:35:53
 
EvS писал(а) 10.12.2010 :: 23:55:27:
а затем выступил с его проповедью на Урале, а оттуда оно разошлось по другим губерниям.


а я то думаю, откуда у нас столько иеговистов???
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #14 - 11.12.2010 :: 10:38:38
 
а староверов к кому причислить?  Нерешительный
у нас их очень много (были поселки целые). И до сих пор есть.
У самой предки по материнской линии были староверами. Т.е. я на четверть староверка, хотя крещеная в православии.
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #15 - 11.12.2010 :: 19:08:17
 
Лисенок писал(а) 11.12.2010 :: 10:35:53:
а я то думаю, откуда у нас столько иеговистов???


Нынешние иеговисты- это "Свидетели Иеговы"- импортные засланцы, вроде с ильинцами они  не имеют ничего общего.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #16 - 11.12.2010 :: 19:11:29
 
Лисенок писал(а) 11.12.2010 :: 10:38:38:
а староверов к кому причислить?


РПЦ кажется их еретиками считает, но не особо вредными. Смайл
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #17 - 11.12.2010 :: 19:24:49
 
EvS писал(а) 11.12.2010 :: 19:08:17:
Лисенок писал(а) 11.12.2010 :: 10:35:53:
а я то думаю, откуда у нас столько иеговистов???


Нынешние иеговисты- это "Свидетели Иеговы"- импортные засланцы, вроде с ильинцами они  не имеют ничего общего.

Так и есть. Иеговисты дореволюционные - это совсем не те, что иеговисты современные. Тут нужно Бехтерева почитать по этому поводу.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #18 - 11.12.2010 :: 20:09:40
 
EvS писал(а) 11.12.2010 :: 19:11:29:
РПЦ кажется их еретиками считает, но не особо вредными.

РПЦ - это еретики натуральные, а старообрядческая церковь как раз и имеет все легитимные права на наследие русской православной церкви, во всяком случае, существовавшей до реформ патриарха Никона, уж точно.
РПЦ же, вернее её руководство, стало неприкрытыми аферистами. Достойные иерархи там есть, но сделать уже ничего не могут.
Будем надеется, что может ещё появятся и современные протопоп Аввакум и Иосиф Волоцкий, да спасут церковь вместе с паствой.))
Наверх
 
Г.Д.
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 622
Пол: male
Re: Русские язычество, ереси и секты. Краткий курс.
Ответ #19 - 12.12.2010 :: 19:33:41
 
EvS писал(а) 09.12.2010 :: 22:16:45:
поэтому они пришли к выводу о возможности совершения священнодействий мирянами.

Что важно: призывали учиться простому человеку.


А какой смысл у этой темы?
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать