Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Этногенез Азербайджанского народа (Прочитано 11333 раз)
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Этногенез Азербайджанского народа
03.11.2010 :: 11:36:48
 
Один самых трудных проблем Азербайджанской историографии является проблема сложнение азербайджанского народа.Хотя в мировой науке и частично в Азербайджане есть консенсус что процесс сформирование азербайджанского народа(Речь идет о тюркоязычной населении) завершился в 11-12 вв.С приходом селджук.Но сегодня есть взгляды которые отводить эту цифру ещё раннему периоду.Здесь я постараюсь написать тезисы всех концепций данной проблемы и в конце высказывать свою мнению.
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #1 - 03.11.2010 :: 12:12:50
 
Итак есть в основном 3  концепций

1.В территории Азербайджана к югу от Аракса проживали ираноязычное население а к Северу кавказоязычные...Начиная с 7-6 вв. д.н.э с Севера сюда проникають по  мнению некоторых спецалистов дуриге ираноязычники-(скифы,киммерийцы,саки и др.)и часть население Куро-Аракского между речие ассимилируются.В 11-12 веках(по некоторым даже в 13-15 вв население не было тюркским) начинается походы тюркоязычных огуз в Закавказье и местное население ассимилируются становится тюркоязычным.Т.е по их мнению азербайджанский народ-это иранцы просто говорящие на тюркском языке.Сторонники этой концепции-А.Кесреви,В.Бартольд,Пахомов и т.д
.
2.К северу от Аракса жили кавказоязычные население, а население к югу от Аракса по мнению сторонников этой концепции являются принадлежавшие к некой "Загро-Эламской"  или "Кассито-Эломской" языковой семьи который до сих пор родство с другими языками не выяснено..Начиная с 7-6 вв с Севера проникают скифо-сакские племена..Начиная с Мидийского влдаычества начинается иранизация населний южнего Азербайджана.Но и в этом сторонники этой концепции расходятся..Одни думают что население было иранизированно уже в период Ахеменид,а другие считають что даже в период Атропатены этот процесс не завершился-так как есть топонимические и этнические имена который невозможно объяснить в иранских языках.
Сторонники этой концепции также расходятся в отношении к приходу тюркоязычников в Азербайджан,одни думают что тюрки пришли не ранше 11 в.А другие отводят эту цифру к 3-7 вв.Это концепция было офицальной концепцией Советского периода в Азербайджане.Сторонники данной концепции И.М.Дьяконов,И.Алиев,З.М.Буниатов,Ф.Мамедова,А.Сумбатзаде,Ю.Джафаров и т.д

3.По словам сторонников этой концепции во всем Азербайджане те племена которые спецалистам не удалось выяснить этническую происхождению являлись тюркоязычными прототюрками(кутийцы,луллубийцы,туруккийцы,касситы,каспийцы,албаны и т.д)Сторонники этой концепции дають "тюркскую"  этимологии многих топонимических а также этнических  имен и "доказывають" что до 11-12 вв основная масса населений было тюркским и с приходом селджук не  смог изменить этническую положение в Азербайджане ибо селджуки сами были очень мало и не вели политику тюркизации,поэтому приход селджук содействовало к изменению диалекта местного по их мнению тюркоязычного население.
В этой концепции есть некоторые которые думають что кутийцы,луллубийцы вовьсе не были прототюрками. Тюрки пришли в Кавказ вместе с саками.То есть  возможно что один из сакских племен проникаюшие в Азербайджан были тюркоязычниками.По их мнению тюркоязычники живуть в Азербайджане с 8-7. вв. д.н.э

Это концепция была создана в начале 80-ых годов Ю.Юсифовом-знаменитым эламитологом в Советском Союзе.Также сторонниками являются Г.Гейбуллаев,С.Алиярлы,А.Маммедли,Ф.Агасыоглу.З.М.Буниатов тоже часто согласился с их аргументами..Данная концепция широко распространена образования Азербайджанской Республики.
Наверх
« Последняя редакция: 03.11.2010 :: 17:35:03 от Samir Beshirli (Shah Xatai) »  
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #2 - 03.11.2010 :: 17:15:08
 
Цитата:
1.В территории Азербайджана к югу от Аракса проживали ираноязычное население а к Северу кавказоязычные...Начиная с 7-6 вв. д.н.э с Севера сюда проникають по  мнению некоторых спецалистов дуриге ираноязычники-(скифы,киммерийцы,саки и др.)и часть население Куро-Аракского между речие ассимилируются.В 11-12 веках(по некоторым даже в 13-15 вв население не было тюркским) начинается походы тюркоязычных огуз в Закавказье и местное население ассимилируются становится тюркоязычным.Т.е по их мнению азербайджанский народ-это иранцы просто говорящие на тюркском языке.Сторонники этой концепции-А.Кесреви,В.Бартольд,Пахомов и т.д


эта теория была создана в конце 19-го начале 20-го века.И в 20-40-х годах было офицальной концепцией...явным сторонником является паниранистки настроенный Иранксий историк А.Кесреви-который попытался доказать что азербайджанцы это ни какие тюрки-а ираноязычные азерийцы говорящие на тюркском языке.а сам Азербайджан это всего лишь одно из провинций Ирана ни когда не имевший свою государству.Судя того что сам Кесреви не является профессиональным историком то и его теория не выдерживает критики.

Так как нет ни одного доказательства о существовании в северной части Азербайджана ираноязычников ранше 6-го века д.н.э.А в южном Азербйджане очень спорно-были ли местное население ираноязычным или нет.Так как сами индо-арийцы появились там не ранше 2-го тыс. д.н.э.Сторонники этой концепции утверждають что процесс иранзации началься уже с 15-9 вв. д.н.э.По их словам уже в 9-ом веке основная население Южного Азербайджана уже был ираноязычным.Но нету ни каких доказательств подтверждаюший эту предположению.Так как топонимические,этнонимические материалы не поддаются иранской этимологии.
И по поводу прихода тюрков эта концепция имеет недостатки.Так как по словам сторонников этой концепции тюркоязычное население появилось не раньше 11-го века.Но это противоречить историческим фактам.Так как уже после  100-150 лет после прихода селджук в Азербайджан (хотя число их не было так много) уже завершается сформирования языка.Азербайджанский акцент Огузского языка отделяется от обшетюркского и в этом языке появляются первые произведение.Если бы тюрки пришли бы в 11-ом веке то язык сформировался бы минимум в 14-15 вв.Но мы видим что именно в 12-ом веке уже завершается сформирование языка.Значить и до того там хотя бы часть населений говорило на тюрском языке. Кроме этого есть свидетельство источников о походах тюркоязычников в ранней средневековье,а так же археологические находки.
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #3 - 04.11.2010 :: 11:05:44
 
Цитата:
2.К северу от Аракса жили кавказоязычные население, а население к югу от Аракса по мнению сторонников этой концепции являются принадлежавшие к некой "Загро-Эламской"  или "Кассито-Эломской" языковой семьи который до сих пор родство с другими языками не выяснено..Начиная с 7-6 вв с Севера проникают скифо-сакские племена..Начиная с Мидийского влдаычества начинается иранизация населний южнего Азербайджана.Но и в этом сторонники этой концепции расходятся..Одни думают что население было иранизированно уже в период Ахеменид,а другие считають что даже в период Атропатены этот процесс не завершился-так как есть топонимические и этнические имена который невозможно объяснить в иранских языках.
Сторонники этой концепции также расходятся в отношении к приходу тюркоязычников в Азербайджан,одни думают что тюрки пришли не ранше 11 в.А другие отводят эту цифру к 3-7 вв.Это концепция было офицальной концепцией Советского периода в Азербайджане.Сторонники данной концепции И.М.Дьяконов,И.Алиев,З.М.Буниатов,Ф.Мамедова,А.Сумбатзаде,Ю.Джафаров и т.д


Выше указанная концепция было создано в базисе первой из вышеуказанных концепций и было офицальной концепцией в Азербайджане 50-80-х годах.В отличие от первого сторонники этой концепции критично относились к ираноязычникам Азербайджана.Они объективно сделали вывод что до 7-5-го века д.н.э в территории Азербайджана ираноязычных встречаются очень мало.И.М.Дьяконов в своем труде "История Мидии" показал что самые западные  пределы ираноязычных являются  провинция Рага(т.е нын. Рей, Тегеран,Исфахан).А.Сумбатзаде  показал что Манна была окружена арийскими племенами но аборигены Манны принадлежали к Загро-Эламскому миру.А.Сумбатзаде также отметил что даже во времена Атропатены нельзя говорит о иранизации местного населения-так как многие лингвистические материалы не поддаются к иранской этимологии.
Но как и сторонники первой концепции так же и они не смогли решать проблему тюркизации Азербайджана.Например А.П.Новосельцев не допускал о каком нибуд тюркоязычных в Азербайджане ранше 11-го  века..Ф.Мамедова сначало согласился с ним но,уже в 80-х годах допускал возможность о присутсвии тюркоязычных в Азербайджане ещё в ранней средневековье.Наоборот,З.М.Буниятов,Ю.Джафаров,твердо настаивали о тюркизации Азербайджана уже с 3-7 вв.З.М.Буниятов даже допускал возможность о приходе прототюрков в Азербайджан в составе Сако-скифских племен.Но в основном он считал что тюркоязычные заселились в Азербайджане в ранней средневековье.А Ю.Джафаров в своем труде "Гунны и Азербайджан" ссылаясь на первоисточников доказал что часть гуннов ещё в 2-ом веке заселились в Северном Кавказе(http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1282645330) и начиная с 3-5 вековь активно участвовали в политической жизни Закавказских стран.
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #4 - 04.11.2010 :: 16:23:36
 
Цитата:
3.По словам сторонников этой концепции во всем Азербайджане те племена которые спецалистам не удалось выяснить этническую происхождению являлись тюркоязычными прототюркамi (кутийцы,луллубийцы,туруккийцы,касситы,каспийцы,албаны и т.д)Сторонники этой концепции дають "тюркскую"  этимологии многих топонимических а также этнических  имен и "доказывають" что до 11-12 вв основная масса населений было тюркским и с приходом селджук не  смог изменить этническую положение в Азербайджане ибо селджуки сами были очень мало и не вели политику тюркизации,поэтому приход селджук содействовало к изменению диалекта местного по их мнению тюркоязычного население.
В этой концепции есть некоторые которые думають что кутийцы,луллубийцы вовьсе не были прототюрками. Тюрки пришли в Кавказ вместе с саками.То есть  возможно что один из сакских племен проникаюшие в Азербайджан были тюркоязычниками.По их мнению тюркоязычники живуть в Азербайджане с 8-7. вв. д.н.э

Это концепция была создана в начале 80-ых годов Ю.Юсифовом-знаменитым эламитологом в Советском Союзе.Также сторонниками являются Г.Гейбуллаев,С.Алиярлы,А.Маммедли,Ф.Агасыоглу.З.М.Буниатов тоже часто согласился с их аргументами..Данная концепция широко распространена образования Азербайджанской Республики.


Начиная с первой половины 80-х годов в Азербайджане появился новая концепция по поводу этногенеза.Так безуспешные попытки объяснить проблему тюркоязычных в Азербайджане вынудило некоторых ученых подумать о более ранних присутсвиях,и даже автохтонности тюркоязычных в Азербайджане.Немало этому давал о толчка притензии  армян на Азербайджанскую  территорию и возрождение национализма у азербайджанцев во второй половине 80-х годов.
Основательям и этой концепции были великий эламитолог Ю.Юсифов-когда то бывший сторонник 2-ой концепции,а также Г.Гейбуллаев.(Здесь я хочу признатся что в свое время я тоже читая их аргументы был сторонником этой концепции,даже в этом форуме есть темы который я дал обсуждению,но уже со временем я не увидел серьезных аргументов уже отклонился от этой концепции,не мало роли в этом играл  обсуждение в этом и в других форумах.),В своих статьях Юсифов давал алтернативную-"тюркскую" этимологию древних топонимов в Азербайджане которые ещё не смогли расшифровать.
В книге  "К этногенезу азербайджанцев" покойный Г.Гейбуллаев полнустью  давал тюркский перевод топонимов,этнонимов,оронимов и т.д и настаивал на то что население Азербайджана  было тюркским.Уже с середины 80-ых началась "битва" между сторонниками 2-ой и 3-х концепций.Одни называли других  фантазерами,а те называли их предателями.К сожелению эта битва продолжается и сейчась.
Хотя сторонники этой концепции справедливо критиковали концепции тюркизации -но и сами в пользу своих утверждений не смогли предьявить чего то серьезнего и их попытки всегда оказались неудачными...
Даже некоторые  политически насторенные  "псевдоисторики"  говорили о тюрках в 7-8  тыс. лет назад д.н.э якобы изображение в Гобустане является  тюркской надписью.Ф.Агасыоглы- главный "псевдоисторик" утверждал что даже шумерцы и этруски  были тюрками..Но  ничего научного они не смогли предъявить.
Сторонники этой концепции также не смогли давать серьезное объяснение тому что как  предстваител Алтайской языковой семьи   ещё в 4-5 тыс. д.н.э может оказатся в передной Азии..Они предлагали того что именно передняя Азия является прародиной тюркоязычных,Но как тогда они смогли оказаться в Алтаье и когда они пришли в Алтай или от куда пришли в Алтай они не смогли решит(именно вот почему я отклинулся от этой концепции,не видел убедительных доказателств ,но а какого мои взгляды сейчась дальше об этом напишу)
К сожелению сегодня в академических кругах среди большинства "исследователей" царует эта концепция.И ещё раз к сожелению что эти "историки" не являются профессиональными историками а политически настроенными любителями...Но и есть все ещё  настоящие исследователи  и продолжают работать над проблемами-сторонники 2-ой концепции.
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #5 - 05.11.2010 :: 11:29:47
 
Судья вышеуказанных фактов можно сделать вывода что проблема этногенеза ещё не очень полнустью решено.Ещё остаются проблемы-например,проблема тюркоязычных.Если в Советские времена для решению этой проблему мешала государственная антитюркская политика-который заставил историкам очень осторожно обратится к этой проблеме,но и в нынешное время наоборот,пантюркисткие взгляды захватили историографию Азербайджана и мешает объективному решению этой проблемы.

Самая главная проблема в том что  большинства сегодняшних исследователей не видит разницу между азером и другими тюрками-например с казахами,узбеками.Для них они все общий народ.И в этом нету ничего убедительнего-потому что большинства тех "исследователей" не являлись  профессиональными историками и не знають первоисточников.

Следует отметить что хотя и у казахов и у азеров есть общие корни и много общего но и различие между ними ещё больше.

Но и есть ряд других исследователей которые хотя они занимается данной проблемой более профессионально чем вышеуказанные-но и они делають неверных выводов.По их мнению азербайджанцы-это иранцы говоряюшие на тюркском языке и не имеють ни каких отношений к тюркам.

Дело в том что ни те,ни другие даже не думають о том что-Азербайджанский народ сложился в 11-ом веке-и как один из тюркоязычных по всем параметрам.Но вместе с этим оставаясь наследником прежних народов жившие в Азербайджане тоже по всем параметрам.Т.к по антропологическим параметром и по материальной культуры нынешные азербайджанцы потомки и продолжение прежних обитателей ,но и по языку,по самопознанию и по мировоззрению являются тюркским.последние и определяюший фактор этнической принадлежности.(В ниже мы добавим свою "концепцию" этногенеза)

В этногенезе участвовали 3 основных элемента

1.Ираноязычный

2.Кавказоязычный

3.Тюркоязычный.

Вопреки утверждением многих советских исследователей в азербайджане шел процесс не ассимиляции(да и не были для этого соответсвуюушей ситуации,кроме того местная культура было намного величе чем культура пришлых элементов)а консолидация всех вышеуказанных элементов и из этой консолидации сформировался азербайджанский-тюркский народ.

Процесс сформирования народа щел в протяжении 4-11(12) вв.И в 11-12 в полнустю завершился с приходом нового потока тюркоязычных огузов.И следует отметить что до их прихода уже в Азербайджане(в основном северном Азербайджане) основная часть населении говорило по тюркски.
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #6 - 05.11.2010 :: 12:15:46
 
(продолжение)

В Азербайджане с самых древних времен жили племена различного рода.Судя по источникам и по археологических находок в Северном Азербайджане обитали различные кавказоязычные племена-носители Куро-Аракской культуры.
В Южной части страны(Нын.Иранский Азербайджан) жили племена который до сих пор не выяснень этническое происхождение.Эти племена луллубейцы,кутийцы,туруккийцы,касситы и др. племена.Их обычно относять к некой вымершей Загро-Эламской языковой семье.

В 8-7 вв д.н.э в северный Азербайджан проникають киммеро-скифские племена и заселяются в Куро-Аракской междуречии.Многие предпологають что в составе скифов были и тюркоязычные племена.Но мы не имеем ни каких данных в пользу этой утверждении наоборот  личные имена тех скифов(Ишпакай-спака,партатуа и т.д)являются иранскими.

А начиная с 6-го века д.н.э к Югу проникают ираноязычные племена.И начинается процесс иранизации.Этот процесс видимо длится до 4-3 вв. д.н.э но следует и сказать что не вся население Южнего Азербайджана(т.е Малой Мидии-Атропатены) стало ираноязычным.Так как есть многие этнонимы,топонимы,личные имена которые не возможно объяснить по иранским языкам.
А в северной части живут ираноязычные население в Куро-аракской части и кавказоязычные.
В 2-ом веке д.н.э Куро-Аракская часть была захвачено Арменией у Атропатены и до 1 в .н.э остался в части него безпрерывно.А после этого до 4-го века перешел от руки в руки между Албанией и Арменией.Но больше времени оно находился в составе Армении.

Судья из этого армянские исследователи говорять что в это время население Куро-Аракской между речии армянозовался.Хотья можно предпологать что во время захвата Арменией что бы получить для себя опоры армянские цари переселили туда часть армян.Но мы не имеем ни каких данных в пользу вышеуказанной теории.Наоборот археологические материалы говорят о единой культуре во всем северном Азербайджане-т.к не смотря на окупации этнический состав населении не изменилось..Античные историки а также армяноязычные историки пересчитають имена жившие в Куро-аракском междуречии Гаргары,утийцы,савдеи,саки,каспийцы-и ни каких армян.

Начиная с 3-6 вв. в Албанию(северный Азербайджан) начинають проникать тюркоязычные племена.У армянояычных историках сохранились рассказы о походах Басил в Албанию и Армению и о войнах армянских царей против них.Хотя эти рассказы являются-анахроничными-зато позвольяет нам предпологать что ещё в раннем средневековье начались походы тюркоязычных в Албанию.
Санесан-цар маскут называется "Властелином многочисленных гуннов".Страна Маскут охватывал  Дагестана и Северо-Восточных провинций Албании(Албания видимо в 2-3 веках расколилсья на части).Именно в Северо-Восточных частьях Албании-найдены  археологами материальные находки относящийся к гуннам.
А также в источниках сохранились  имена  в 4-6 веках"Гор","Газан"-которые несоменно являются тюркскими

Уже начиная с 6-го века начинается процесс тюркизации Севернего Азербайджана.Этого процеса ускорил арабские завоевание региона.Ислам как объединительный фактор ещё сближил мусулманскую часть Албании с  тюрками-принявщие Ислам.Наоборот албаны-не принявщие ислам сблизились с армянами и попозже армянозовались.

Имена сподвижников Бабека-Тархан,Адин-несомненно тюрксие доказывають что уже во времена Бабекского восстание часть населнии Албании уже говорило на тюркском языке.

А можно сказать что уже в 10-11 веках основная население Азербайджана говорило на тюркском языке.Этого доказывает и эпос "Китаб-и Деде Коргуд"  относящийся к 10-13 вв.Удивительно что в нем огузское население разделяются на две части Ич Огуз(Внутренный) и Даш Огуз(Внешный).Внутренный Огуз это пришелцы огузы,а внешный огуз-это те же тюрки родственные им которые жили там до их прибытие.

Так до 9-10 вв.  в Северных и Южный частях жили народы говоряшие на разных языках.С приездем тюрок и завоеванием арабами начался процесс консолидации всех племен и в этом процессе участовали и тюркоязычные население .До 11-го века тюркоязычное население жило в основном на Северной части в Албании и тюркский язык не очень то распространился в Южной части.Но походы селджуков изменили долю тюрков и в этом направлении и с этим процесс сформирование народа закончился в 11-12 вв.А уже в 13 в.сложился Азербайджанский акцент(язык).
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #7 - 06.01.2011 :: 17:39:44
 


]Этнические изменения в составе населения и начало возобладания тюркоязычия в Азербайджане


Глубоко печальным и весьма прискорбным фактом описываемого периода истории Азербайджана
явилась гибель десятков и соген тысяч населения страны в ходе войн и феодальных междоусобиц. Огромное число людей уносили и такие стихийные бедствия, как землетрясения и эпидемия чумы. Пострадало от этого в основном коренное оседлое население сел и городов Азербайджана. Вместе с тем в этот период на территорию Азербайджана хлынул поток кочевых тюркоязычных племен в лице тюрок-сельджуков с юго-востока и немалое количество тюрок-кипчаков с севера, «известных в Европе под именем куманов, кунов, валанов, уаГуеп Ыауеп, плавков и др. На Востоке их называли кипчаками» [466, с. 200] (подчеркнуто нами. — А. С.).

Сирийский историк XII в. Михаил Сириец писал о последних:«Куманы являются частью тюрок. Их
язык — тюркский, но они не знают ни Моисея, ни его пророка, ни Христа, нашего господа, ни Мухаммеда.
Всюду, куда бы они не отправлялись, берут с собою своих женщин, детей и имущество. Они защищаются [при помощи] деревянных повозок, из которых создают стену вокруг своего лагеря» [546, с. 732 (цит. по: 218, с. 110)]. В целом такая картина была характерна и для других кочевых тюркоязычных племен. Двинувшись из
Срединной Азии в степи Восточной Европы, кипчаки натолкнулись здесь на такие тюркоязычные племена, как
«торки, гузы или огузы и подчинили их себе». Половецкая земля в конце XI—XII вв. занимала причерноморские степи между Дунаем и Волгой: в состав ее входили крымские степи и берега Азовского моря.Половцы кочевали также в степях Предкавказья, откуда они проникали в пределы Закавказья, в том числе в Азербайджан. Иногда они появлялись в Закавказье по просьбе тех или иных властителей, а иногда и по
собственной инициативе. Как мы отметили выше, 40 тыс. семейств тюрок-кипчаков переселил в Грузию царь
Давид IV Строитель. Подробности этого факта таковы: «Давид был женат на дочери кипчакского вождя
Отрока, поэтому при грузинском царском дворе,конечно, знали о том бедственном положении, в котором находились в это время половцы, в результате усиления Киевской Руси, которая теснила их и сгоняла с ранее
захваченных мест» [368, с. 97].   
И действительно, «в начале XII в. войска Владимира Мономаха в нескольких победоносных походах
нанесли сильные удары по половецким вежам, проникли в глубь половецкой земли... Успешные походы войск
Мономаха заставили часть половцев (40 000) выселиться в Грузию, где из них образовалось постоянное войско
грузинского царя Давида IV Строителя» [466, с. 204]. Воспользовавшись тяжелым положением кипчаков и
будучи зятем кипчакского вождя Отрока, Давид IV «повел переговоры с половцами и, добившись успеха, в 1118 г. во главе грузинского войска... отправился в Дарьяльское ущелье, чтобы лично организовать
переселение кипчаков... Переселенцам выделили земельные участки, закрепили за ними летние и зимние
пастбища, и каждую семью обязали выставлять одного воина при коне и оружии. Сорокатысячное половецкое
войско всецело зависело от царя и ничем не было связано с классом феодалов, что давало царю большие
преимущества» [368, с. 97].
О расселении и дальнейшей судьбе этих кипчаков М. Д. Лордкипанидзе пишет: «Половцы были расселены в разных областях Грузии. Часть их поселили вовнутренней Картли, где большинство населения погибло во время сельджукского засилья, часть в Северной Армении и Эрети, в пограничной полосе, где в их обязанности входили укрепление и охрана государственной границы.
Половцы быстро ассимилировались в Грузии. Они приняли христианскую веру, грузинский язык,
переходили к оседлому образу жизни и постепеннo смешивались с местными жителями. Часть их затем ушла
из Грузии» [368, с. 98] (подчеркнуто нами. -А. С.).
С первой частью подобного заключения автора очень трудно согласиться, поскольку кипчаки-наемники не так уж быстро теряли свою индивидуальность. Это видно, например, из того, что во время похода в Ширван в 1123 г., когда они должны были вести военные действия против сельджукских войск султана Махмуда, кстати таких же тюркоязычных как и кипчаки, последние отказались от этого и повели военные действия против грузинских частей. Далее следует учесть еще и то обстоятельство, что из перечисленных районов расселения кипчаков по крайней мере Северная Армения и Эрети были расположены близ границы западных земель Азербайджана, примыкающих к Грузии и к этому времени уже густо населенных именно
тюркоязычным населением. Кстати об этом ясно говорится в анонимном грузинском источнике XII в.
следующее: «Зиму тюрки проводят в местности от Тифлиса до Барды, где все это время, как весною, высокая
трава, где обильный лес и вода, где имеется много различной дичи и того, что надо для любого рода
пользования. Там они разбивают свои палатки. Их лошади, бараны, мулы и верблюды бесчисленны. Весною
они поднимаются в горы Сомкет и Арарат. Летом они также находят изобилие травы и источники в этих
прекрасных местах» [118, с. 358—359 (цит. по: 218, с. 110)] (подчеркнуто нами. — А. С.).
Случайны ли совпадения во времени (XII в.) и в пространстве (равнины Азербайджана и части Восточной Грузии до Тифлиса, горы Сомхети и Арарат, также в Грузии и Армении), языковом единстве тюрок-кипчаков и тюрок-сельджуков? К тому же остается неизвестным ответ и на концовку в тексте М. Д.Лордкипанидзе «часть их затем ушла из Грузии». Куда могли они уйти? Вероятнее всего, в соседние районы Восточной Грузии, где они были расселены Давидом IV, а возможно в Азербайджан или Армению. Вот почему, допуская возможность христианизации по религии и грузинизации по языку части кипчаков, расселенных особенно во внутренних областях Грузии (например, в Картли), одновременно можно предположить смешение их с одноязычным с ними тюркоязычным населением, расселенным, как говорилось в анонимном грузинском источнике XII в., от Тифлиса к востоку, т. е. в западных районах Азербайджана и северных районах Армении.
Это наше предположение подкрепляется некоторыми высказываниями исследователя настоящей темы
современной грузинской историографии Г. 3. Анчабадзе, который, в частности, утверждает, что «данные
грузинских летописей показывают, что кипчаки,проникавшие в Грузию в XII—XIII вв., сохраняли свою этническую индивидуальность. К началу XIV в.относится последнее упоминание в письменных источниках о кипчаках, принимавших участие во внутрифеодальных войнах правителей Грузии
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #8 - 06.01.2011 :: 17:53:47
 
После этого време- ни кипчаки больше не упоминаются в грузинских источниках, так как, по-видимому, они этнически смешивались  с грузинскими и другими народами Закавказья. Память о кипчаках сохранилась в топонимике и в грузинских преданиях» [70, с. 243—244] (подчеркнуто нами. — А. С.). К этому добавим, что в Кахском районе Азербайджана до сих пор существует ойконим — название одной деревни «Кыпчаг» [39, с. 54]. По данным источников XIX в.,в Закатальском округе еще существовал ороним — название реки «Гыпчагчайни»
(«Кипчакская река»). Более того, до конца XIX в. в Александрой ольском уезде Армении (нынешний
Ленинакан) существовали «Гыпчагкенди» и «Гыпчагчай», т. е. «село Гыпчаг» и р. «Гыпчагчай» [166, с. 82].
Г. Гейбуллаев перечисляет ряд этнонимов кипчакских племен — джужан, гул, тог, гараборк, анджа и
др., которые отложились на некоторых этнотопонимах Азербайджана — «Джуджанлы» (название деревни в
Кедабекском районе), «Гуллар» (название многих деревень не только в Азербайджане, но даже в Дагестане и Грузии). «Тог» (название деревни «Туг» в Нагорном Карабахе), «Инджилли» (название деревни в
Джалилабадском районе) и т. д. [167, с. 78—81].
Прав Г. 3. Анчабадзе, когда йишет, что «в XII—XIII вв. грузины и кипчаки встречались на полях сражений не только как союзники, но и как враги. Много кипчаков, например, служило в войсках, воевавших с Грузией, атабеков Южного Азербайджана,Гянджи,дербентских эмиров» [70, с. 343]. Кстати сказать, сам основатель государства атабеков Азербайджана Ильдегиз, как было отмечено выше, тоже был кипчаком . О зоне расселения кипчаков, их роли ввоеннополитической жизни не только в Грузии, но и западных районов Азербайджана, их языке, А. Е. Крымский говорит следующее: «Тюркский язык при дворе Тамары, однако не был исключен. Но это была речь не тех среднеазиатских тюрок-мусульман, которые пришли на Кавказ с первыми сельджукскими завоевателями XI в. и поселились у самых границ Грузии, в частности в Арранской области у Гянджи, где сохранили свой кочевой быт и при удобном случае проявляли наклонность к набегам. Их Тамара, конечно, тоже очень хорошо знала, и ее правительство тщательно следило за тем, чтобы этим тюркским набегам не подвергалось побережье тех мест, где сливаются реки Кура и Иора. А при тифлисском дворе пользовались любовью и честью совсем другие тюрки, половцы, они же кипчаки, из Северного Предкавказья, Крыма и южнорусских степей. В XII в. это кипчакофильство было в грузинском царстве наследственной традицией, своя собственная половецкая гвардия в значительной степени избавляла царя от необходимости обращаться к войскам не всегда покорных феодалов» [356, с. 72—73].
Однако среди тюркоязычного населения Азербайджана в XI— XII вв. все же стали резко преобладать тюрки сельджуки или огузы. В этом нас убеждает тот факт, что из 24 огузских этнонимов, упомянутых у М. Кашгари (XI в.) и Рашид ад-Дина (XIII— XIV вв.), «с некоторыми фонетическими отклонениями закрепились в топонимии Закавказья и дошли до наших дней, одиннадцать из них — на территории Азербайджана» . Это суть следующие: «Афшар (аушар), байат, байандур (байундур), баджанак (баджана), бекдили (бектили), джаини (гибны), джувалдар (джаулдур) аймур (имир), ива (нива), салгур (салор), и тукар» По другому мнению, «современная топонимия Азербайджана сохранила этнонимы 18 из 21 огузского племени: афшар, байат, байундур, бектили, йайырли, игдыр, йиве, карабёлюк, кинык, кырык, печенег, салур, тутырга, тюкер, чарук, чебни, чувалдар, эймюр, а также других тюркских племен, пришедших с Огузами являются наименованиями селений или кочевых и военных стоянок, которые возникли при Сельджукидах, либо при Ильдегизидах, или были перемешаны пришельцами... Некоторые из этих племен сыграли весьма заметную роль в военно-политической истории Азербайджана XII в. Это йиве, бектили, афшар, кынык, тюкерсалур и кипчак... На военные силы племен йиве опирался Кызыл-Арслан, когда в 1191 г. он совершил государственный переворот в государстве иракских Сельджукидов и провозгласил себя главой основанного им Азербайджанского султаната... Кроме йиве на службе у атабеков находились племена бектили и афшар... к началу XII в. языковая тюркизация сделала больше успехов в северной части страны, в зоне бывшей Кавказской Албании в XI в. язык пришельцев был уже общенародным»  (подчеркнуто нами. — А. С.).
Акад. А. Е. Крымский, ссылаясь на соответствующий источник, отмечал: «Про сам же Арран сказано, что он служил местом превосходных пастбищ для туркменских племен с их изобильными стадами, побор, взятый с арранских туркменских кочевьев в 1226 г. и угнанный в Байлакан к р. Араксу, составлял собой 30 000
голов скота. Число туркменов в Арране не названо в точной цифре, но приведено замечание одного тогдашнего соседнего воеводы, что в Арране они — кишащий муравейник или расположившаяся саранча. При этом указано также, что туркменские эмиры в Арране стояли во главе местных крепостей. Таким образом, Низами имел возможность с детства присматриваться к жизни кочевников и когда потом писал свою поэму «Лейли и Меджнун», то мог представлять себе невиданный им далекий быт аравийских кочевников наподобие близкоготуркменского в его родном Арране» [356, с. 111-112].
Подобное положение на Мугане подтверждается и более непосредственным свидетельством Йакута ал Хамави: «Мукан — область, в которой много сел и пастбищ. Она заселена туркменами, которые пасут здесь
свои стада, и туркмены составляют здесь большинство населения».
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #9 - 06.01.2011 :: 19:13:14
 
Однако то же самое нельзя сказать о многих других обширных областях страны. Так, например, тот же
Йакут ал-Хамави, имея в виду, очевидно, население южной части Азербайджана, писал:
«У жителей Азербайджана приветливые, румяные лица и светлая кожа. Они говорят на языках азарийя,
которого другие не понимают» [356, с. 389—391] (подчеркнуто нами. — А. С.).
Тем не менее в целом во второй половине XI — начале XII в. в составе населения Азербайджана уже
образовалась значительная масса племен-носителей тюркоязычия, с тем, чтобы последнее постепенно
превратилось в общенародный разговорный язык. Этому способствовали еще три весьма важных фактора:
первый из них, как было отмечено в предыдущей главе, многообразие языкового облика Азербайджана —
азери в южной части страны; арранский — в равнинных и степных районах севера; дагестанские языки.— в
горных и предгорных районах; армянский в основном на юго-западе; татский и талышский — в
Прикаспийской зоне, плюс к этому арабский и персидский языки официальных переписок, науки и
литературы. Причем все перечисленные языки принадлежали к очень далеким друг от друга языковым семьям
— кавказско-иберийским, индоевропейским и семитским, и ни один из них не мог стать «посредствующим»
для всего населения страны. Кроме того, носители этих языков, например, талыши и таты, дагестанские
народности испокон веков населяли насиженные ими места, вели оседлую жизнь, а потому были весьма
малоподвижными. Между тем пришлые как с севера, так и с юго-востока в Азербайджан тюркоязычные
племена в силу кочевого образа жизни в равной мере нуждались как в зимних, так и в летних пастбищах, а
потому вынуждены были занимать более обширные пространства не только равнин и степей (зимние
пастбища), но и гор (летние пастбища). Этот чисто экономический фактор, так называемое отгонное
скотоводство, овцеводство, заставляло их продвигаться два раза в год от равнин к горам и обратно. Учитывая,
что оседло-земледельческие села и местечки, занятые автохтонным населением, в основном были расположены
именно в предгорной полосе, через которые и могли продвигаться стада тюркоязычных кочевых племен,
оседлые и пришлые жители контактировали довольно тесно. Определяющим здесь фактором была
необходимость обмена между ними продуктами оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого
хозяйства. Конечно, в процессе этого контактирования в пространственном отношении тюркоязычие брало
верх над местными и локальными языками и постепенно превращалось в общенародный разговорный язык. К
этому следует прибавить силу еще одной важной причины — политической, т. е. нахождение в этот период
государственной власти почти исключительно в руках тюркоязычных племен — в начале сельджукских
султанов, а затем Атабеков Ильдегизидов. Именно сочетание этих трех факторов — наличие большой массы
тюркоязычных племен в составе населения Азербайджана, кочевой образ жизни и тесные контакты с
автохтонным населением, и, наконец, нахождение государственной власти в руках знати этих племен привели
к возобладанию тюркоязычия в Азербайджане в XI—XII вв. и его постепенному превращению в
общенародный разговорный язык. Однако до превращения тюркоязычия в официальный государственный
язык, в язык науки и литературы, было еще очень далеко, и для этого потребовались столетия. Это и понятно,
так как ко времени притока тюркоязычных племен в Азербайджан здесь пустили крепкие корни сначала
арабский, а затем постепенно сменивший его персидский языки, выполняющие функции государственного
языка, а также языка науки и литературы. Причем до Х в. эти функции выполнял исключительно арабский, а
затем до паралелли с ним поднялся персидский язык, который в XI—XII вв. взял верх над арабским в области
ведения государственных дел и литературы, уступая ему, пока в области религии, наук и философии. Вот
почему, несмотря на возобладание тюркоязычия в Азербайджане в XI—XII вв. и постепенное превращение его
в общенародный разговорный язык, мы не обладаем ни одним литературным или научно-философским
памятником на этом языке, относящемся к XI—XII вв. Единственным исключением, пожалуй, является эпос
«Деде Коргуд», составленный позже, однако, несомненно, относящийся к этому периоду. Правда, уже во
второй половине XI в. появились два литературных тюркоязычных памятника — «Диван-Лугат-ат-турки»
Махмуда Кашгари и «Гудатгу билик» Йусуфа Баласагуни. Время и место появления первого из них являются
спорными. Однако сомнения нет в том, что сочинение Махмуда Кашгари было написано не позднее первой
половины 70-х годов XI в. Спорным является также место создания «Диван-ат-турки». Согласно одному
мнению, он написан в Багдаде, а по другому, создан в Средней Азии и лишь переписан в Багдаде. «Диван-ат-
турки» Махмуда Кашгара является совершеннейшим словарем. И несмотря на то, что он был создан далеко за
пределами Азербайджана, носители языка — тюркоязычные племена, придя на территорию Азербайджана,
занесли сюда и его язык. Вот почему несмотря на более чем девятивековый период, прошедший с того
времени, и сейчас в азербайджанском языке употребляются почти в нетронутом виде многочисленные
тюркские слова, запечатленные в этом памятнике.
Место создания второго тюркоязычного письменного памятника XI в. «Гудатгу билик» более определенно. Автор последнего Йусуф родился и жил вначале в гор. Баласагун — столице Караханидского государства, а затем переселился в гор. Кашгар. Начал эту работу Йусуф в Баласагуне и завершил в Кашгаре (1068— 1069 гг.).
Поскольку «куд»означает «счастье»,а «билик»  «знание», то смысл работы   означает  «Осчастливливающее знание» или наука,ведущая к счастью. Наличие уже в третьей четверти XI в. в Средней Азии отмеченных двух тюркоязычных литературных памятников, откуда двинулся второй более мощный поток тюркоязычных племен в Азербайджан в середине XI в., ясно говорит о том, что племена эти, приходившие теперь с Востока в полной мере не только обладали общетюркским разговорным языком, но у них происходил уже процесс создания литературного языка [270, с. 19—20, 24, 33— 34].
Об этом убедительно свидетельствует большое количество арабоязычных, персоязычных,армяноязычных, грузиноязычных памятников той эпохи, в которых довольно часто присутствуют слова, Термины, фразы и т. д., присущие тюркскому языку. Меньше всего их было в грузинском языке, но все же они
были. По мнению, например, Н. Н. Шенгелия, «сельджуки систематически вторгались в Грузию и занимали
важные стратегические и административные пункты... Происходил процесс массового оседания турецких (тюркских. — А.С.) племен на территории Грузии. Пришедшие с целью грабежа сельджуки обратно уже не
возвращались» [551, с. 396, 399].
Приведя данный отрывок из работы Н. Н. Шенгелия «Сельджуки в Грузии в XI в.», В. Л. Гукасян
пишет: «Не случайно грузинским историкам того периода Грузия была известна под двумя названиями:
Картведоба (букв.: Грузиноба) и Диди Туркоба (Великая Туретчина). Вся восточная и западная части Грузии в
«Диди Туркоба» [186, с. 25]. И далее: «Об оседании огузских и кипчакских племен в Восточной Грузии
свидетельствуют и этнотопонимы данной зоны: Текели (Марнеульский р-н), Мугаилы (Дманисский,
Болнисский и Марнеульский р-ны), Саатды (Дманисский р-н), Аккуллар Капанакчи, Улашлы, Чанахчи,
Борчалу (Марнеульский р-н ) и др.» [186, с. 25].
В грузинских источниках XI—XIII вв., по мнению В. Н. Габиашвили и М. С. Джикия, отложились
такие тюркские термины, как например, аtabeg (атабек), «еlci» (посол)», «ulu» (великий), beglerbeg (беглярбей)
и т. д. [186, с. 25]. Еще большее число аналогичных отложений тюркских слов мы встречаем в армянском
языке. К примеру, Р. А. Ачарян считает, что история азербайджанско-армянских языковых контактов
начинается с XI—XII вв., однако исконно тюркское слово аrк он находит в армянской надписи, относящейся к
996 г. (berdkaj ajgin or zkanel zrxi takne), а его другой вариант aryg — в «Повествовании Аристакеса Ластиверт-
ци» (XI в.) [121, с. 13].
Относительно влияния тюркоязычия на армянский язык в XI—XII вв. крупный советский ученый-
языковед Э. В. Севортян писал: «Еще до монголов в XII веке, если не раньше, армяне вступили в контакт с
сельджуками, туркменами, а затем с остальными предками современных азербайджанцев и находились с ними
в постоянных сношениях, нередко живя бок о бок с ними. Только повседневным общением с огузскими
племенами и народами объясняется факт весьма раннего проникновения южнотюркских слов в произведения
армянской средневековой литературы» [506, с. 264—265]. Иллюстрацией к сказанному относительно периода
XI в. может служить второй вариант азербайджанского слова а^у^, отложившегося в сочинении XI в.
«Повествовании Аристакеса Ластивертци». К этому же времени относятся топонимы Агх1 и1и1:(азерб. и1иагх
— большая или древняя канава) и Агх1с1хе (азерб.: крепость, обнесенная канавой) в Восточной Грузии,
указанные в грузинских источниках XI—XII вв. [121, с. 51].
Еще более обильный материал по отложению тюркоязычия мы видим в арабо-персоязычной научной и
художественной литературе, созданной самими азербайджанскими учеными, поэтами и писателями до XIII в.,
т. е. до начала появления первых литературных произведений уже на тюркско-азербайджанском языке.
Реальной иллюстрацией к сказанному могут служить рассыпанные на страницах произведений Гатрана
Тебризи, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви тюркско-азербайджанские слова. В частности, например, в
стихотворениях Гатрана Тебризи фигурируют следующие слова: «даг», «таг», «атаг», «сурьма», «хан»,
«мунджуг», «туг», «тапанча», «хатун», «хыл», «бол», «гар», «гыр», «чоп», «чаган», «бекмез», «чувал» и др. В
«Диване» Фелеки Ширвани (XII в.) мы встречаем следующие тюркоязычные слова: «даг», «авех», «баслыг»,
«тугра», «бейдаг», «таци», «хатун» и др. В «Диване» Хагани Ширвани лишь в одной строчке, например,
употреблены два тюркоязычных слова «су», «этмэк» (вода и хлеб). Кроме того, в нем попадаются такие слова
как «мала», «бейдаг», «танры», «иткин», «вушаг» («ушаг»), «тутуг» («иарда», «йыглыг» (ох), «чуха», «гундуз»
(су ити), «хатун», «сурьма», «астер», «гаратычан», «гызыл», «гарагыз», «хан», «даг», «туг», «авех», «йезек»,
«тугра», «йараган», «акча», «танри», «ялавач» и др. Подобные же слова, например, «хатун», «вушаг»,
«сурьма», «чадор», «гар», «йаман», «бейраг» и т. д. мы встречаем в произведениях также поэта XII в.
Мюджиреддин Байлакани. Еще большее количество тюркоязычных слов фигурируют в произведениях
великого Низами (XII — начала XIII в.): «хатун», «овзан», «чалыш», «санджак», «галавуз», «кулунк», «кардек», «гырмызы», «тутуг», «алачуг», «тутмаг», «йайлаг», «ятаг», «тек», «кенд», «чирк», «тагар», «утбулум», «догбадж», «гарынджа», «Гарахан», «Корхан», «Келжин», «Ареш», «Кулиджа», «Йараг», «миянчи», «Алем»,
«Дивлак», «озан», «чалыш», «санджак» и т. д. [241, с. 81—82; 463, с. 141—148].
Все это ясно показывает, насколько богато отложились тюркоязычные слова, термины и фразы, а также тюркские этнонимы, ойконимы, оронимы и т. п. в научно-литературных произведениях письменных языков XI—XII вв. К этому добавим, что в произведениях Мовлана Джелаладдина и С. Веледа, написанных на
фарсидском языке, содержатся более 500 бейтов на огузско-сельджукско языке [270, с. 78]. К этому же периоду относится создание в далеком Казахстане «Дивана» Ахмеда Йасави (XII в.). «В первой половине XII в. — указывает А. Е. Крымский, — в Туркестанском городе Йеси жил святой шейх Ходжа Ахмед Йасави (ум. в 1167 г.), автор очень сердечного, понятного всякому турку «Стихотворного свода мудрости» «Диван Хикмет», который его дервиши разнесли и по Малой Азии. Другой орден туркестанского происхождения — ахийский. Он, распространившись в XII в. из Туркестана по Азербайджану и Малой Азии, искусно и удачно приспособился к цеховому быту местного населения» [356, с. 225].
Наверх
 
Samir Beshirli (Shah Xatai)
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1172
Пол: male

BDU
Re: Этногенез Азербайджанского народа
Ответ #10 - 06.01.2011 :: 19:17:47
 
К этому же периоду относится начало создания и на почве Азербайджана первого тюркоязычного фольклорного произведения «Деде Коркуд», который считается выдающимся памятником устного народного творчества рассматриваемого времени. Он стал в науке известен в 1815 г., когда немецкий ученый Ф. Дитс обнаружил рукопись эпоса в Дрезденской библиотеке и перевел один из его боев на немецкий язык. В 1859 г. другой немецкий ученый Теодор Полден снял копию всего эпоса с целью перевода и издания его на немецком языке. Однако возникшие трудности помешали ему осуществить свое намерение, и потому он в 1892 г. эти материалы передал обучавшемуся в то время в Германии будущему акад. В. В. Бартольду. Хотя последнему и удалось к 1922 г. подготовить ее к печати, однако реализовать свою задачу он не успел. Только азербайджанским ученым — Г. Араслы и М. Тахмасибу удалось подготовить и издать этот замечательный фольклорный памятник в 1950 г. в Баку.
В 1952 г. в библиотеке Ватикана Е. Росси была обнаружена вторая рукопись «Китаби Деде Коркуд»,
которая в том же году им была опубликована [270, с. 70]. К исходу 50-х годов вышло в свет специальное
исследование А. Демирчизаде, посвященное анализу языка эпоса «Китаби Деде Коркуд» [238].
Само собою разумеется, что большой интерес к эпосу «Китаби Деде Коркуд» как памятник
тюркоязычного фольклора был проявлен и среди турецких ученых, выпустивших в 50—70-х годах целый ряд работ, посвященных данной тематике [264].
Начало 60-х годов было ознаменовано вторым изданием эпоса в Баку Г. Араслы и первым его изданием в центре А. Н. Кононовым [77; 348]. К исходу 60-х годов в Баку вышло исследование Ш. Джамшидова «Листая страницы «Китаби Деде Коркуда» [244].
В 70-х годах в Баку вышло из печати новое исследование Ш. Джамшидова [245а], а в Москве известного советского востоковеда В. М. Жирмунского [266].
Особый интерес азербайджанских и турецких ученых к эпосу «Китаби Деде Коркуд» объясняется прежде всего тем, что он является памятником, в равной мере ценным не только для азербайджанцев, но и для турок, а также туркмен и других тюркоязычных народов. Споры же могут возникнуть между ними лишь по вопросам главным образом территории зарождения и формирования эпоса. Большинство ученых сходятся на том, что эпос родился именно на территории Азербайджана [270, с. 66, 80]. Это мнение ныне разделяется всеми как русскими и азербайджанскими советскими учеными, а также рядом турецких ученых: В. В. Бартольдом, А. Ю. Якубовским, Г. Араслы, А. Демирчизаде, М. Еркином, Ф. Кепрюли, А. Дилачаром и др.
Правильность этого мнения подтверждается рядом аргументации. Во-первых, отражением в эпосе топонимии Азербайджана — «Алынджа» (крепость — в Нахичевани), «Гарадаг», озера «Геокча», городов «Гянджа», «Барда», «Дербенд» и др. Во-вторых, и это исключительно важно, — характером языкового
материала в эпосе. Исследуя последний, А. Демирчизаде подчеркивал «параллельность огузского и кипчагского элементов» в языке «Китаби Деде Коркуда» при «преобладании огузских элементов» [238, с. 28].
А такое смешение и параллелизм огузско-кипчагских элементов могло выработаться лишь в таких регионах, где долгое время происходил процесс контактирования, сосуществования и смешения кипчакской и огузской семьи тюркских языков. Этого не могло быть и даже вТуркмении, в которой почти отсутствовали тюрки кипчакской семьи. Он мог быть и действительно был именно в Азербайджане, где, как мы видели в предыдущих главах, веками происходил приток тюрок-кипчаков с севера, а затем уже с начала XI в. тюрок-огузов в лице сельджуков с юго-востока. Так что есть все основания для утверждения, что если истоки эпоса «Деде Коркуд» могли происходить из обширных просторов тюркоязычного мира того времени, но в решающей мере он сложился, развился и обогащался именно на территории Азербайджана, а потому и является замечательным фольклорным памятником азербайджанского народа. Приходится лишь сожалеть, как это правильно подметил Ш. Джамшидов,что «имеется большой перерыв между временем создания боев «Деде Коркуда» и перенесением их на язык письменности»


А.С.Сумбатзаде:"Азербайджанцы Этногенез и Фромирование Народа,Элм-1989" стр-145
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать