Сергей_07 писал(а) 02.01.2011 :: 19:04:54:Но какого либо действенного социального явления из себя скопцы скорее всего не представляли. Иначе - люди бы помнили.
Просто люди этого могут и не помнить, потому как это явление могло касаться только верхушки, о подробностях жизни которой низы могут быть просто не проинформированы. К тому же речь идёт о городе.
Городской социум довольно разобщён и переменчив по сравнению с деревенским. Если официальными источниками инфа не тиражируется, то через короткое время она умирает.
Сергей_07 писал(а) 02.01.2011 :: 19:04:54:А скопцы - возможно они и были. Возможно к ним кто-то присоединялся. Что-бы контролировать изнутри и их.
Вот Вы мыслите вне рамок ТИ, но кажется немного недооцениваете такой метод фальсификации в ТИ, как
усичение информации. Когда сам факт вроде и не замалчивается, но инфа настолько минимизирована, что
создаётся впечатление малозначимости факта.
Я конечно не настаиваю на верности моих взглядов, но тот минимум инфы, который по этой теме доступен,
всё же наводит на некоторые размышления.
Рискну ещё раз утомить Вас перечнем основных событий, но ведь это действительнро интересно и питательно для мозгов не хуже праздничного оливье.
http://www.bibliotekar.ru/bes/143.htm"Селиванов Кондратий— основатель скопческой секты. Во второй половине XVIII стол. в Орловской губ.
Селиванов начал проповедовать оскопление, как вернейшее средство избежать плотского греха; но в корабле Акулины Ивановны(хлысты) учение С. не привилось.
С. завел в с. Сосновке (близ Моршанска, Тамбовской губ.) свой особый корабль и объявил себя сыном Божиим искупителем (оскопителем), который пришел спасти род человеческий от лепости (сладострастия), сокрушать душепагубного змия (т. е. оскоплять), ввести в мир огненное крещение."
Далее идёт описание взаимосвязей с властью.
Вроде бы ничего особенного. Тем более, что Селиванов назван просто крестьянином. О масштабе явления инфы особой у Брокгауза нет, кроме такой
"Значение Селиванова все возрастало, и не только между скопцами, но даже среди православного общества Петербурга, привлекая к нему множество суеверных посетителей, особенно посетительниц из
купчих и знатных барынь, желавших принять от "старца" благословение, выслушать назидание или какое-либо предсказание.
В 1805 г. С. посетил даже сам государь. "САМ ГОСУДАРЬ- уже должно настораживать. Для крестьянина , возглавляющего малозаметное движение как то подозрительно.
И ещё некоторые детали это подозрение усугубляют.
1)Около 1795 г. С. успел уйти из Сибири и явился в Москве.
Здесь он прослыл не только за искупителя, но и
за царя Петра Федоровича.
2)До имп. Павла Петровича еще и ранее доходили слухи, что Петр III, его отец, жив и находится в Сибири; теперь появилась молва, что он в Москве.
3)В 1797 г. С. оказался в Петербурге и, по рассказам скопцов,
был представлен имп. Павлу I. На вопрос последнего: "
Ты мой отец?" С. ответил: "
Греху я не отец; прими мое дело (оскопление), и я признаю тебя своим сыном".
Последнее кроме слов самих скопцов ничем не подтверждается, но косвенно высокий уровень ПОЛЁТА Селиванова очень даже подтверждается.
"Свидание С. с императором окончилось тем, что его велено было препроводить в дом сумасшедших (иначе Обуховский).
(неужели на простого дурака-сумашедшего напоролись?)
" В 1802 г. С.
был освобожден оттуда и отправлен на жительство в богадельню при Смольном м-ре, а затем
взят был на поруки камергером (
бывшего польского короля Станислава Понятовского) Елянским,
принявшим скопчество."
А дело скопчества то жило и процветало даже в отсутствие самого Селиванова!
И на каком уровне!!!!
Камергера польского короля(правда бывшего)...!!!
"Желая "увенчать всероссийского монарха новым лавром", Елянский составил для поднесения государю оригинальный проект полного преобразования государства в скопческом духе, с приложением "Известия, на чем скопчество утверждается"
По этому проекту вся Россия должна была обратиться в какой-то скопческий корабль. Государь, подобно Иисусу Навину, должен управлять государством по гласу небесному, а для этого при нем должен постоянно находиться искупитель Кондратий С. и "аппробовать все тайные советы",
(сам проект можно назвать бредом, а инициаторов идиотами, но сам факт представления его императору чего то да стоит)
"Результатом этого сумасбродного проекта было то, что автор его был отправлен в суздальский монастырь, а с С. взято обещание не производить оскоплений. "
То есть поручителя упекли в монастырь, а самому Селиванову только пальчиком погрозили. И никто не припомнил Селиванову страшнейшее преступление перед отечеством, которое любому смертному грозило висилицей-самозванство отцом императора Павла.
И самозванца милостиво оставили гулять на свободе!!! Крестьянина!!!!
Более того:
"В дом, в котором производились радения,
вход полиции был запрещен по Высочайшему повелению."
"Наконец, в 1819 г. петербургский
генерал-губернатор граф Милорадович узнал, что собрания скопцов посещают
два его племянника, и что уже
оскоплены несколько нижних гвардейских чинов и несколько матросов.
Милорадович обратился к князю Голицину с просьбой довести это до сведения государя."
Помоему колличество странностей в этой истории переваливает через любые разумные обьёмы.
ПОЛНОМОЧИЙ ПИТЕРСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА БЫЛО НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТО БЫ УРЕЗОНИТЬ КАКОГО-ТО КРЕСТЬЯНИНА-СЕКТАНТА ДА ЕЩЁ И САМОЗВАНЦА!!!!
Что бы защитить своих племянников от оскопления ОН
ВЫНУЖДЕН БЫЛ ОБРАЩАТЬСЯ К ИМПЕРАТОРУ!!!!
Я уже протёр кнопку с восклицательным знаком.
Ну как! Чувствуется высота полёта крестьянина-сектанта?
Как же император решил этот вопрос? Наверное шевельнул пальцем и Селиванова раздавили как червя...
ну или хоть выпороли. Наказание было чудовищным.
"
Но правительство и теперь прибегло сначала к старой мере увещаний, которые тянулись до июня следующего 1820 г"
От имени императора Селиванова убалтывали целый год?
Так кто же этот Силиванов то был в конце то концов?!!
В итоге(видимо так он и не прислушался к увещеваниям императора) его всё таки сослали... в монастырь, где он тем не мение ни в чём ущемлён небыл.
" В монастыре С. содержали довольно свободно. Скопцы ходили туда к нему на поклонение; он раздавал приходившим свои волосы и остатки хлеба от стола, которые и хранились ими, как священные предметы."
О "малозначительности" основателя скопчества пожалуй
инфы предостаточно.
А вот о масштабах самого скопческого движения, о чём
брокгауз как-то поскромничал поподробнее упомянуть, в другом источнике:
http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=321" Всем петербургским скопцам была объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений. Запрещалось избирать скопцов на общественные должности. Однако эти меры не остановили распространения скопчества.
К 1832 г. скопцы существовали уже практически во всех губерниях. Даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они находили последователей."
"Преследования заставили скопцов переселяться за границу, в частности, в Румынию и Турцию. Их центрами стали города Ясен, Бухарест, Галац и Измаил. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью развитие учения скопцов и исправление их религиозно-нравственного состояния. Оттуда движение перешло и в Россию, где его лидером стал крестьянин Московской губернии Кузьма Лисин."
Подитоживая можно констатировать, что о скопчестве мы распологаем далеко не всей информацией, что создаёт вокруг Селиванова-Петра III-го и Павла I-го какую то мифологичность. Всем этим событиям не хватает предистории, которая внесла бы элементарную логику.
А логика продсказывает, что Селиванов был не простым парнем, а возможно и Петром III. Слишком уж Павел с ним деликатничал, опекал и многое позволял.
А если так, то скопец Пётр, через сектанство хотел сохранить старые тартарские традиции, в коих скопчество видимо занимало очень важное место.