Добрый день, уважаемые!
На днях мне пришлось оценивать одну англоязычную статью (
http://www.icr.org/article/5325/) с точки зрения целесообразности размещения ее на некотором интернет-сайте. Перевод приведу ниже. Перевод выполнен мной; на скорую руку (черновой вариант).
В глаза сразу бросилось, что в заголовке наш князь Владимир Святославич назван королем, да еще и "викингом" (Viking King). То, что автор статьи вроде бы понимает отличие слова "князь" (prince) от слова "король" (king) видно из того, что Владимир назван в первых строчках князем (prince) Новгорода. Но далее в тексте статьи слово "князь" больше нигде не используется, но везде "король" да "король". А после смерти Ярополка Владимир вообще стал "
конунгом (королем) всей России" (
konung (king) of all Russia). И "викингом" Владимир назван в тексте не один раз.
Подчеркну еще раз: оригинальная статья написана на английском языке, и отнюдь не скандинавом.
Далее в тексте натолкнулся и на другие несуразности историко-культурного типа. Сейчас пока оставим их в стороне.
Естественно, по первому впечатлению я рекомендовал не публиковать эту статью ни в оригинале, ни в русском переводе, из-за ее сомнительного качества в плане исторической достоверности и правдивости.
Разумеется, норманнская теория имеет полное право на жизнь. Дело не в ней. Вопрос в том, можно ли Владимира назвать "викингом"? Можно ли его безусловно отнести к норманнам? Даже если Рюрик и был скандинавом, то от Владимира его отделяло 3 поколения. А эти поколения обжились на наших просторах, росли в окружении нашего народа. Впитывали в себя славянскую культуру. Можно ли считать Владимира викингом просто потому, что его прадед был (если был) викингом? Неужели кровь важнее влияния окружающей культуры в процессе формирования личности? Понятно, в окружении Владимира было достаточно и скандинавов. Но могли ли они сделать Владимира "викингом" в сердце?
Мое мнение таково: Владимира ни скандинавом, ни викингом считать невозможно. Попрошу высказаться участников форума.
Предупреждаю: статья имеет богословский характер. Однако
прошу ее воспринимать и обсуждать исключительно в историко-культурном плане. Библейская апология для русского короля-викинга [Russian Viking King]: как истина книги Бытия изменила ход мировой истории
Джеймс Джонсон, доктор права, доктор теологии.
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с крототостью и благоговением. (1 Петра 3:15)Библейская апологетика в самой простом виде есть разумное изложение Божьей истины - свидетельство, прославляющее Творца. Такое свидетельство может принести неожиданные (и долговечные) результаты. Кризис 986-го года от Р.Х. навсегда изменил социальную и политическую историю России. Кто бы мог предположить, что на юного викинга-короля Русской империи Владимира [the Russian empire's young Viking king Vladimir] история из книги Бытия окажет такое впечатление, что он навеки изменит ориентацию России с западной на восточную?
Властитель-язычникВладимира, князя Новгорода [Prince of Novgorod], не прочили во властелины России [Russia], так как его старший единокровный брат Ярополк стал преемником их отца, короля [King] Святослава. Но после ряда политических интриг (и "удачной" смерти Ярополка) Владимир стал конунгом (королем) всей России [konung (king) of all Russia] 11 июля 978-го года в возрасте около 18-ти лет. Где-то через восемь лет, военные и экономические амбиции Владимира вознесли его, во многих отношениях, на вершину его мира.
Однако несмотря на все его битвы, богатство, вино и женщин, Владимир был, по существу, всего-навсего еще одним язычником-идолопоклонником, отчужденным от своего Творца. Хотя друг его юности викинг Олаф Трюггвасон (позднее ставший королем Норвегии, проповедавший Евангелие Лейфу Эрикссону, открывателю Америки) высмеивал языческие обычаи Владимира, "Повесть временных лет" сообщает о том, что он исправно приносил жертвы языческому богу Перуну.
Ночное покушениеНо все успехи (и излишества) Владимира - в числе которых были буквально сотни наложниц по всей Русской империи [Russian empire] - разлетелись вдребезги однажды ночью, когда он посетил свою вторую жену Рогнеду во дворце на Лыбеди. Ощутив опасность, Владимир проснулся за мгновение до того, как Рогнеда собиралась заколоть его насмерть на их ложе. Владимир объявил, что лишит ее жизни на месте без промедления - за предательство.
Но ему помешал семилетний сын Изяслав, который в мерцании свечей с маленьким кинжалом в руках смело вступился за мать. Он преградил путь разъяренному королю со словами: "Отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль хочешь - можешь убить мать при сыне!"
Написано, что Владимир ответил: "А кто же знал, что ты здесь?!" - и скрылся, чтобы привести в порядок свои мысли и испытать намерения. Посоветовавшись со своими боярами (советниками), Владимир решил оставить Рогнеду в живых, чтобы она могла вырастить их храброго сына - на тот случай, если Изяслав однажды понадобится, чтобы сменить Владимира на русском престоле.
Испытание верС точки зрения Владимира, что проку быть королем всей России [king of all Russia] - пожиная мирской успех в битвах, наслаждениях богатством, вином и женщинами - если твой собственный семилетний сын противостоит тебе с кинжалом в руках, пытаясь защитить мать, которая пыталась заколоть тебя спящего? Нет нужды говорить, что Владимир встревожился и искренней душой стал искать смысл жизни, подлинные ценности - и Бога. Он знал, что его языческое идолопоклонство - ложь, но кто истинный Бог?
Владимир приказал своим слугам в Киеве помочь ему отыскать ответ. Так начался удивительнейший эпизод Русской истории, известный теперь под названием "Испытание вер". Вскоре Владимир беседовал с представителями четырех известных ему монотеистических религий: иудаизма, ислама, христианства западного обряда (т.е. средневекового католицизма) и христианства восточного обряда (т.е. греко-православного). Владимир полагал, что один из них сможет познакомить его с Богом и истиной религией. Но вначале ему нужно было испытать эти веры.
Беседа Владимира с четырьмя представителями растянулась на дни. Для него вопрос был серьезным. Религия правителя влияет на народ, поэтому решение Владимира повлияет на всю Россию - а в конечном счете и на все нации, взаимодействующие с Россией, так или иначе. Посланцы старались убедить Владимира принять каждый свою веру, но Владимир без промедления обращал внимания на те изъяны, которые видел.
Владимир отверг иудаизм, так как по его мнению евреев Бог покарал или покинул, о чем свидетельствовало их изгнание из родной земли. (Конечно же, Владимир думал не о тех евреях, которые признали Иисуса своим Мессией - таких как Петр, Павел, Иоанн, Иуда и многих других после них.)
Владимир отверг посланников ислама по ряду причин, среди которых была их неспособность продемонстрировать радость жизни, а также то, что они осуждали водку! (Представьте себе, как изменилась бы мировая история, если бы Русская империя приняла ислам около 1.000 лет назад.)
Исследование христианстваБолее всего Владимира заинтересовало христианство, даже несмотря на то, что страны, в которых в те времена доминировали викинги, еще не стали "христианскими" землями. (Позднее, при жизни Владимира, "западный" вариант христианства был усвоен в Норвегии, Дании, Швеции, на Исландии, Гренландии, Фарерских, Шетландских и Оркнейских островах.)
Владимир подверг перекрестным расспросам представителей, как он понимал, западного и восточного варианта христианства. Германские [German] посланцы запада описали структуру и уклад Римо-Католической религии - включая ее претензии на власть по праву апостольской преемственности, иерархию клира, некоторые теологические отличия и обширное ее взаимодействие с теми правителями, которые покорны ей. Королю-викингу объяснили многие правила поведения и обычаи.
Затем пришли греческие посланцы из Константинополя, столицы восточной половины бывшей Римской империи. Владимир спросил их об их Боге - почему Ему захотелось стать человеком и быть убитым теми, кого Он Сам сотворил?
Отвечавший Владимиру грек построил свой ответ на книге Бытия, начав с Бытия 1:1. Затратив не один час, в диалоговом режиме он познакомил короля Владимира с Богом-Творцом Библии, Его делами миротворения, Адамом и Евой, их непослушанием в Едеме, проклятием греха и смертью, обещанным Семенем жены и Потопом, подведя разговор к воплощению Христа, Его распятию, Его воскресению и окончив предупреждением, что тот же самый Иисус однажды вынесет решение о будущей судьбе - вечном искуплении или проклятии - каждого человека, включая Владимира.
Выбор короляВладимир был впечатлен. Бытие и Новый Завет логически непротиворечиво объясняли все стороны жизни. Но он все же медлил. Владимиру нужно было время для размышления; а пока он велел соглядатаям осмотреть земли христиан, чтобы увидеть, как их убеждения влияют на их образ жизни. Посетившие Грецию вернулись с вестями о том, что греческое поклонение подчеркивало Бога и Его славу, в то время как побывавшие на западе донесли, что ударение там падало на людей и их занятия.
Бояре Владимира добавили, что его собственная бабка - Ольга, правившая некогда в Киеве - сама склонилась к восточной версии христианства; и все они согласились, что никто не был мудрее или радостнее ее. Владимир посетил Константинополь и после этого четко и последовательно показал, что наконец стал полностью убежденным христианином - объявив, что все идолы должны быть уничтожены, а все противники христианства впадут в немилость. Превратившись с тех пор в преданного одноженца, этот молодой (тогда ему было около 28 лет) викинг отпустил остальных жен, сотни наложниц, и русская династия Рюриковичей положила начало периоду, который русские вспоминают как свой "Золотой век".
После обращения Владимира в 988 году Россия всегда была больше "востоком", чем "западом", несмотря на то, что Петр Великий попытался спустя 700 лет разорвать этот союз. А катализатором этой перемены, изменившей мир, стало ни что иное, как основанная на книге Бытия апология греческого учителя. Социальная и политическая культура России с тех пор определялась ее приверженностью восточно-православному христианству, даже после того, как эту приверженность затмили азиатское вторжение и атеистический коммунизм.
Апологетика, основанная на БытииОтклик Владимира на истины книги Бытия иллюстрирует важность основанной на Бытии апологетики. Решения подобны домино. Через тысячу с лишним лет отклик Владимира на Бытие по-прежнему роняет домино современной мировой политики.
Не каждый случай применения 1 Петра 3:15 приводит к подобным геополитическим переменам; но всякому, кто подлинно ищет истину о жизни - и о Боге - нужно дать настоящие ответы, а не водить его обходными путями и не предлагать ему отвлечения простого "церквианства". Знать Бога - это знать кем является Иисус; а познание Иисуса включает в себя некоторые основные истины, фундаментом которых выступает Бытие.
Фундаментом библейской апологетики обязательно должны стать основные истины о миротворении книги Бытия. Неверующим необходимо понять связь между фактом сотворения мира Богом и Божьей программой искупления. А верующим необходимо понять, как (и зачем) отдать должное Богу-Творцу, как понимать Его Слово в этом свете.