Вот про наших славных бекташитов (на память - использовать, чтоб стукнуть по башке одного супергипермегатеоретика):
Цитата:Эту организацию [орден бекташийа] связывают с именем полулегендарного тюркского суфия Хаджжи Бекташа из Хорасана, эмигрировавшего в Малую Азию37 после того, как монголы уничтожили государство Сельджукидов и остатки Халифата. Он умер, по всей вероятности, около 738/1337 г., так как Такиаддин ал-Васити (1275–1343) упоминает о «хирке Бекташа» (возводя ее к Ахмаду ал-Йасави, ал-Гидждувани и т. д.), не добавляя после его имени «ради Аллах 'анху». Это означает, что около 1320 г. он еще здравствовал и был известен в Ираке38. До XV в., однако, организация бекташийа почти не развивалась, и связи ее с корпусом янычар, учрежденным Мурадом I, завязались лишь к концу XVI в. Благодаря союзу с янычарами, а также с османскими властями бекташей редко преследовали за их учение или нововведения. Османские власти иногда принимали суровые меры против руководителей ордена, но главным образом из-за участия в бесконечных янычарских бунтах, а не из-за догматов и ритуалов. Однако, как только корпус янычар был упразднен в 1826 г., бекташи разделили его участь. Ортодоксальные улемы начали преследовать их как еретиков39. Часть из них была перебита, их текке были разрушены, а имущество передано членам накшбандийа. Но поскольку бекташи не были военным орденом и уже пустили глубокие корни в народе, они выжили, уйдя в подполье: часть групп вошла в другие конгрегации, и, как только обстоятельства стали более благоприятными, орден снова начал расти.
--------------------------------------------------------------------------
37 Предание о его посвящении в орден неким Лукманом, учеником Ахма-да Иасави, и эмиграции см. у Эвлийа Челеби (1611—1679) {Eviiya Chelebi.. Narrative, II, с. 19—21). Он появился в Анатолии после того, как там утвердился Джалаладдин Руми (ум. 1273), и был признан одной из местных групп, в качестве халифа некоего Баба Расулаллаха. По всей вероятности, это был. Баба-Исхак, поднявший своих дервишей против сельджукского султана Гийасаддина Кай-Хусрау II в 1240 г. (см.: Birge. The Bektashi, с. 32, 43—44). Он мог и не быть непосредственным заместителем (халифа). Афлаки говорит, что Бекташи был «мистиком с открытым сердцем, но он заставлял себя следовать закону, принесенному Пророком» (см.: Huart. Les saints, I, с. 296).
Дж. С. Тримингэм / Пер. Азы Ставиской.
Суфийские ордены в исламе