scriptorru
|
Интересно, Нефедов С. в своей книге "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока" пишет: "Приспособления, позволившие использовать лошадь в транспортных и в военных целях появились только в начале II тысячелетия до н. э. — создание этого комплекса приспособлений стало фундаментальным достижением индоевропейцев. Прежде всего была изобретена конская упряжь — удила и уздечка, крепившиеся на костяных псалиях." с.110 Приводит взгляд, который я считал устаревшим.
Но Горелик: "Новый этап развития боевых колесниц обычно связывается — в западноевропейской науке традиционно, а в нашей лишь в последнее время - с проникновением на Ближний Восток и распространением там индоевропейских, точнее, индоиранских племен. (Историография этого вопроса широко освещена в работах Е.Е,Кузьминой.) Увлеченность некоторых исследователей этой идеей доходит до того, что подчас они напрочь забывают о раннем этапе развития боевых колесниц [25, с. 148; 13, с.40, 45]. Однако и процесс сложения нового типа боевых экипажей, который связывают с арийцами, происходил, как было показано выше, несколькими веками раньше относительно широкого распространения арийского элемента на Ближнем Востоке и перехода к нему власти в ряде государственных образований этого региона. Последнее, судя по именам царей [2, с.183, 191] произошло не ранее конца XVII в. до н.э., и именно в это время легкие боевые двуколки распространяются по евразийским степям [25]. Сторонники теории изначальной связи боевых колесниц с ариями обычно опираются на лингвистические данные: действительно, индоиранские языки имеют весьма разработанную терминологию, касающуюся коневодства и колесничного дела [7, с.43; 5, с.507] хотя древность ее на Ближнем Востоке и в окружающих регионах не "опускается" ниже XVI - конца XVII в. до н.э. При этом почему-то совершенно игнорируется шумеро-аккадская колесничная терминология, несмотря на то, что она детально разработана в трудах А.Салонена [36; 37], из которых используют, хоть и в незначительной степени, только работу об упряжных животных, упуская из внимания книгу о самих повозках. .." " Как было показано выше, формирование полного комплекса двухколесной боевой колесницы с упряжкой из двух-четырех лошадей, распространившегося на всю Евразию и Северную Африку и бытовавшего там практически до конца боевого применения колесниц, происходило в сиро-палестинском регионе в ХIХ — XVII вв. до н.э. Этому периоду в данном регионе соответствует культура средней бронзы этапов IIА-С. Кроме колесничного комплекса в ее боевой арсенал входят специфические бронзовые топорики, кинжалы, заимствованные из Месопотамии и перенесенные в Египет большие однолезвийные мечи-секачи, копья, а также наиболее существенное — самый ранний металлический чешуйчато-пластинчатый панцирь и широкий бронзовый пояс с застежкой [32; 28, с,217, рис.187]. Египетские источники донесли до нас название народа — носителя этой культуры, захватившего страну фараонов около 1680 г. до н.э. и вытесненного оттуда около 1570 г. до н.э. Этим народом были гиксосы. Разумеется, сторонники теории о "предприимчивых" и "воинственных" индоариях, везде образующих высшую касту, поспешили и гиксосов, хотя бы их правящий слой, отнести к индоиранцам [33, с.31— 337] основываясь на наличии у последних колесниц с конями, "воинственном духе" ариев и большой вероятности присутствия в их среде хурритского элемента, представители правящего класса которого действительно носили индоиранские имена, в том числе связанные с колесницами и лошадьми [33, с.18—19] Однако индоиранские имена появляются в среде неиндоевропейскоязычных хурритов, живших на территории Сирии еще в III тысячелетии до н.э. [26, с. 1647] так же как и у неиндоевропейскоязычных касситов, не ранее конца XVII — начала XVI в. до н.э. [37]. Имена гиксосских царей все западносемитские, а сами гиксосы, вероятно, представляли собой "сплав” западносемитских племен со значительной долей местного хурритского элемента [38, с. 181 — 190]. Воинственные пастухи, опиравшиеся на мощную систему сиро-палестинских городов — высокоразвитых ремесленных и торговых центров богатых земледельческих округ, гиксосы создали мощную армию, оснащенную самыми передовыми для того времени боевыми средствами, что позволило им, сочетая, видимо, и мирные и военные действия, постепенно овладеть одним из крупнейших очагов древневосточной цивилизации — древним Египтом. В течение почти двухсотлетнего периода перед этим гиксосами была полностью "освоена" лошадь, коренным образом усовершенствована система управления ею, изменено устройство колесницы, ее деталей и сбруи."
Цитаты по: М. В. Горелик Боевые колесницы Переднего Востока III-II тысячелетий до н.э.\\ Древняя Анатолия "Наука" 1985
|