Интеррекс
|
Интересное явление было в исламе 11-15 веков. Халиф, который ранее был одновременно и светским, и духовным правителем, остался без светской власти, и , подобно папе римскому, стал лишь духовным главой мусульман. Характерно, что этот период разделения светской и духовной власти в исламе совпадает со временем разделения светской и духовной власти в Европе. В Европе в этот же период римский папа противостоит римско-германскому императору. Период разделения светской и духовной властей, как в Европе, так и в исламе, заканчивается в 16-м веке, когда в Европе монархи берут на себя главенство в своих протестанстких церквях, а в Османской империи султан - глава светской власти - присваивает себе титул духовного главы мусульман, титул халифа.
Почему вообще стал возможен такой период (11-15 века), что глава светской власти пренебрёг духовной и дал её другому лицу? Причина этого, как в Европе, так и в Азии - одинакова. Крах империй. На Востоке рухнула Арабская империя, на Западе - Римская. Германцы пренебрегли титулом главы католической церкви, поскольку не стремились строить и воссоздавать империю. Персы и сельджуки на Востоке пренебрегли титулом халифа, поскольку так же не стремились воссоздать долговечной империи, подобной Арабской. Воссоединение духовного и светского титула потому и приходится на 16-й век, что в этот период создаётся громадная и долговечная империя османов. Одновременно в 16-м веке происходит пробуждение германоязычной Северной Европы, которая в итоге создаёт огромные колониальные империи. Именно в начале этого пробуждения английский король объявляет себя главой Англиканской церкви. Таким образом разделение духовной и светской властей - результат краха единства, результат хаоса, наступившего после Римской и Арабской империй и продолжавшегося до тех пор, пока не появились новые силы, способные преодолеть средневековый хаос и прийти к новым громадным и долговечным империям.
|