Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума
Сообщений: 0
ЕрГУ
|
Хронология событий
Как и на более поздних этапах уничтожения христиан Оттоманской империи, преследования греков начались с ликвидации элиты и конфискации оружия. Между 1909 и 1911 годами в Македонии, управлявшейся тогда Оттоманской империей, видные руководители христианских народов – греков, болгаров, сербов –«таинственным образом исчезли или были найдены мертвыми». Американский консул в Салониках Джордж Хортон свидетельствовал как очевидец о том, что он называл «отуречением Македонии»: «После истребления знати программу распространили на людей меньшей значимости. На улицах Салоник можно было видеть множество отчаявшихся крестьянок, которые приехали увидеть вали (губернатора) и узнать новости о своих мужьях, сыновьях, братьях. Ответы чаще всего были ироничными: «Наверное, муж бросил тебя и уехал», «Видимо, он уехал в Америку». Однако правду трудно было долго скрывать, поскольку пастухи и другие люди сообщали о трупах, найденных в горных ущельях и лесных оврагах… Следующим шагом стало так называемое «разоружение». Это всегда означало одно и то же: разоружение христиан и снабжение оружием турок. В первую очередь стояла цель не столько изъять спрятанное оружие, сколько терроризировать жителей. Это стало очевидным очень скоро, когда при обысках стали применять пытки». Отступая из Восточной Фракии в ходе Первой Балканской войны, оттоманская армия разграбила греческие села в районах Дидимотикон и Адрианополь (Эдирне) и предала огню села в районах Малгара и Кессани. Особенно многочисленные убийства гражданского населения в ходе Балканских войн имели место при повторном занятии османской армией Восточной Фракии в феврале 1913 года. Преследования населения во Фракии вышли за границы обычных актов резни христиан, известных в XIX веке. Впервые тысячи греков планомерно изгонялись из своих сел и умышленно обрекались на истощение и голод во время маршей смерти, которые официально назывались перемещениями. Греческий специалист по истории Фракии Константинос Вакалопулос обобщает положение в течение и после Балканских войн: «Греческое население изгонялось младотурками из городов и сел жестоким и бесчеловечным образом. Они изгонялись из населенных пунктов на побережье Пропонтиды и Черного моря под действием как угроз, паники, так и террора, убийств. Ни один день не проходил без смертельных исходов. (…) Выселение осуществлялось без предупреждения и охватывало всех без исключения. Собственность жителей Восточной Фракии быстро передавалась мухджирам, мусульманским беженцам из Эпира, Боснии и главным образом из Македонии. Изгнанным грекам ничего не позволили взять с собой, и множество старых людей умерли от истощения, голода и в результате жесткого обращения во время этих маршей страдания вдоль побережья». Согласно К. Вакалопулосу перед Балканскими войнами греческое население Восточной Фракии превышало 350 тысяч человек. Из них 100 тысяч было депортировано во внутренние области Малой Азии или Центральной Анатолии. Только 54 тысячи вернулись после капитуляции Османской Турции, подписанной 30 октября 1918 года. К. Вакалопулос делает вывод, что остальные погибли в результате принудительного труда и болезней. Согласно Центральной Комиссии Вселенского патриархата, заведовавшей повторным обустройством греко-православных беженцев после Первой мировой войны, еще 232 тысячи жителей Восточной Фракии были принуждены к выселению в Грецию, большей частью из провинции Адрианополь. Свыше половины из них вернулись в период с 1918 по 1920 г. в родную провинцию, 86 910 – остались в Греции. Во Фракии принуждение греческого населения к эмиграции было прекращено весной 1914 года, с тем чтобы «не провоцировать Грецию» (см. телеграмму германского посла в Константинополе фон Вагенгейма). Но младотурецкая политика депортации греков продолжилась в том же году в Малой Азии – вначале в Ионии, затем в Понтийском (Черноморском) регионе. Оставались еще месяцы до вступления Оттоманской империи в войну, когда 14 мая 1914 года министр внутренних дел Талаат приказал: «По политическим причинам нужно вынудить греческих жителей побережья Малой Азии оставить свои села и поселить их в вилайетах Эрзрум и Халдея. Если они откажутся селиться в назначенных местах, передайте, пожалуйста, устные инструкции братьям-мусульманам, чтобы они любыми средствами принудили греков к добровольному выселению. В этом случае не забудьте взять с переселенцев справки о том, что они покидают свои дома по собственной инициативе». В сообщении от 19 июня 1914 года о «беспорядках в вилайете Айдин», направленном датским консульством в Смирне датской дипломатической миссии в Константинополе, подробно описывается механизм запугивания и изгнания греческого населения: «Около трех месяцев назад генерал-губернатор Смирны, действовавший, насколько я понимаю, по указаниям министерства, провел инспекцию небольших городков провинции, расположенных вдоль побережья. Похоже, что в ходе своего «административного турне» он отдал полуофициальные распоряжения своим подчиненным на местах вынудить греческое население покинуть эти населенные пункты. Никакого приказа о выселении не было опубликовано, однако турецкие официальные лица прибегли к привычным для них косвенным мерам принуждения. Подобные инструкции, как я понимаю, были получены от губернаторов всех других приморских провинций. Эти меры, насколько мне удалось выяснить, оправдывали принадлежностью Греции островов Хиос и Митилена – присутствие на противоположном берегу родственного населения могло представлять угрозу империи. В результате инструкций начался полномасштабный бойкот греческого населения, множество различных мер было принято для того, чтобы вынудить его бросить свои дома и очаги. Поскольку греческая райя все еще держалась за свои поля, решено было перейти к более активным действиям. Иммиграция беженцев из Фракии и Македонии дала местным властям возможность прибегнуть к более жестким мерам. Появилось распоряжение о том, что одну из каждых трех комнат в домах греческой райи необходимо предоставить мухаджирам, местные власти обязаны были следить за выполнением предписания. Результат было несложно предвидеть. Греческая райя не могла жить под одной крышей с квартирантами и начала эмигрировать, продавая свою собственность за те деньги, которые могла получить. Но процесс продажи неизбежно затягивался – крестьяне здесь не имели больших средств и продажа недвижимости за несколько дней оказалась сложным делом. Тем временем местные власти были полны решимости стимулировать процесс, из руководящих кабинетов рассылались все более настойчивые приказы. Как следствие, разразились беспорядки в Адрамите, прибрежном населенном пункте как раз напротив северной части Митилены. Все началось с открытых намеков на то, что население должно оставить свои дома, в противном случае ему грозит смерть. В конце концов, эти угрозы начали материализоваться в убийствах деревенских жителей, возвращавшихся с полей, в засадах, устраиваемых против горожан. Установилось царство террора, и охваченные паникой греки бежали так быстро, как только могли на близлежащий остров Митилену. Вскоре такие же события распространились на Кемер, Килисекёй, Киник, Пергамос и Сому. Вооруженные банды башибузуков атаковали местных жителей, угоняя их скот, захватывая хозяйства. Детали произошедшего душераздирающие: женщин насиловали, девушек похищали – некоторые из них умерли от дурного обращения, грудные дети были застрелены или зарезаны вместе с матерями. Не удовольствовавшись изгнанием райи, кровожадные эмиссары так называемых «конституционных властей» нападали на все владения иностранцев – выгоняли рабочих, похищали скот, грабили фермы. На жалобы в адрес властей следовал один и тот же ответ: «Пусть иностранцы приобретают фермы у себя на родине!» Из Пергамоса банды направились в Дикилли, где изгнали жителей, подвергнув город грабежу. Затем они разделились – часть отправилась в Менемен, а другие – на юг, в сторону Фокеи. В районе Менемен села Али-Ага и Геренкей были разграблены, их напуганное население разбежалось во все стороны. В селе Серенкей того же района жители решили сопротивляться, ожесточенный бой продолжался с половины девятого вечера до часа ночи, когда боеприпасы обороняющихся иссякли. В рукопашном бою пало большинство защитников, героически сражавшихся в численном меньшинстве за свои жизни и честь своих женщин. Немногочисленные уцелевшие жители бежали в Менемен – этому городу тоже угрожали вооруженные банды, но они не решались нападать в открытую, поскольку его население насчитывало 20 тысяч человек. Убивали только тех жителей, которые показывались в окрестностях. Горожане решили покинуть Менемен, но в надежде на чудо отправили поначалу только жен и дочерей. Около 700 женщин с 300-400 детьми дошли до железнодорожной станции, чтобы добраться до Смирны, но по приказу правительства им не продали билетов и поезд прошел мимо без остановки. (…) В нескольких милях неподалеку, в селе Улуджак, башибузуки угнали весь принадлежавший грекам скот и приказали жителям под угрозой смерти покинуть свои дома. Людям пришлось согласиться с таким произволом, но по приказу вали начальнику станции было запрещено продавать билеты, а поездам – останавливаться. Опасаясь возвращаться обратно, греки толпились два дня и две ночи возле станции, напрасно призывая пассажиров проходящих мимо поездов, чтобы им прислали какую-нибудь помощь».
|