"Отечественных государственных мужей
абсолютно не интересует, что там о нас пишут. И хотя с момента обретения независимости они декларируют жизненно важное значение арменологии, на практике ничего не делается", - заявил "ГА" доктор политических наук
Армен АЙВАЗЯН- В последнее время в научных кругах, на страницах отечественных СМИ часто обсуждается роль арменологии. То и дело слышишь, что арменология не должна быть вещью в себе, а должна служить стратегическим целям и задачам государства. Какова ваша точка зрения по поводу этих дебатов, достаточно, впрочем, декларативных, ибо до конкретных шагов, способствующих развитию арменологии, дело не доходит?
- Как и любая социальная наука, арменология
затрагивает интересы определенных групп, сил, государств и даже отдельных лиц и хотя бы поэтому уже не может быть вещью в себе. Для нас же, армян, связь арменологии с политическими реалиями имеет
жизненно важное значение, ибо армянский народ и сама Армения находятся в пограничной ситуации "быть или не быть". Армянский народ является
борющимся народом, имеющим врагов в лице Турции и Азербайджана, которые, скажем прямо, не только желают, но и планируют
уничтожение армянского государства (достаточно вспомнить неоднократные заявления со стороны официальных лиц Азербайджана о том, что Армения в ближайшие 25-30 лет перестанет существовать и армянские земли, которые азербайджанцы считают своими, перейдут под контроль тюркских государств). В такой ситуации становится очевидной
огромная роль арменоведения как науки, способной стать действенным оружием в борьбе армянства за будущее. По сути, арменология изучает живой и борющийся организм - армянскую нацию.
- То есть арменология является как фундаментальной, так и прикладной дисциплиной. . .
- Продукция арменологии,
глубинное знание об армянском народе неизбежно является
силой и оружием - причем как для армянства, так и для борющихся против него сил - в частности турецко-азербайджанского блока. Не говоря уже о третьих силах (державах, имеющих в регионе
свои собственные интересы), стремящихся использовать армянство в своих интересах. Нам арменоведение дает, с одной стороны, самопознание, что мобилизует внутренний потенциал нации, и с другой стороны, своим огромным историко-культурным наследием позволяет
представить армянство на международной арене в достойном свете. Ну а нашим противникам арменоведение дает возможность понять армянство и, соответственно, изыскивать и находить эффективные методы воздействия на него.
- Вроде как, зная сильные и слабые стороны человека, легче им манипулировать и управлять, ибо четко представляешь, на какие "кнопки" нужно нажимать с целью получить желаемый результат?
- Безусловно. Кроме того, нашим противникам арменология открывает широкое поле для
разного рода фальсификаций, имеющих своей целью представить вопросы, связанные с армянством,
в выгодном для них ракурсе. Чем, собственно, и занимается турецко-азербайджанская вульгарная арменология, а также определенные круги западной арменологии,
повязанные с турками по меньшей мере со времен холодной войны. Речь идет о сотрудничающих с политическими силами академических кругах, перманентно предпринимающих попытки представить наше прошлое и настоящее
в искаженном виде. Это значит, что на плечи отечественного арменоведения ложится дополнительная задача -
нейтрализовать псевдонаучную антиармянскую и антинаучную пропаганду. Когда мы смотрим на проблему в контексте всех этих реалий, становится очевидным, что для армянства арменоведение является научной системой, имеющей
жизненно важное стратегическое значение, живой наукой, способной решать вопросы самосохранения и самозащиты нации.
- Каким же образом отечественная арменология на сегодняшний день справляется с этими задачами, в частности, противостоит наступательной антиармянской псевдонаучной пропаганде?
- Увы. . . С момента обретения независимости наши государственные мужи постоянно декларируют жизненно важное значение арменологии, необходимость ее развития и т. д. А на практике
ничего не делается. Фактически на протяжении вот уже 15 лет арменология просто гибнет, агонизирует. Как бы ни критиковали институты, созданные в советское время, но при всех своих минусах, пробелах, зависимости от указаний Кремля, даже находясь под мощным идеологическим колпаком, они все же
проделали огромную работу и создали школу.- По идее с обретением Арменией независимости эта школа должна была расцвести, избавившись от идеологического прессинга. Тем более что того требовали реалии молодой армянской государственности, утверждающейся в сложнейших геополитических условиях.
- Вышло все наоборот. Прошло уже более 15 лет, а кадры в арменологии стареют, уходят, особенно тяжелая ситуация сложилась со специалистами
по древней и средневековой истории Армении, которых почти не осталось. Собственно, в этом ничего странного нет - достаточно просто посмотреть на
зарплату ученых, работающих в Матенадаране, институтах истории, литературы. До недавнего времени доктор наук получал 100 долларов в месяц, кандидат - порядка 70-80долларов. Разве возможно в таких условиях заниматься фундаментальной наукой? На такие деньги остается только нищенствовать. Впрочем, это только один -
финансовый аспект.Но есть и другой, не менее важный, а именно - отсутствие
моральной поддержки ученых со стороны государства. Против Армении, как я уже сказал, на протяжении многих лет осуществляется
полномасштабная пропагандистская война, в которой принимают участие не только отдельные псевдоученые, но и целые школы, имеющие за своей спиной
государственную поддержку. В частности, речь идет о
Турции и Азербайджане, а также некоторых академических кругах в стане их геополитических союзников. Наше государство на все это
наплевало - другого слова не найти. Отечественных госмужей вообще не интересует, что там про нас пишут, а если интересует, то следует типичная, хотя и странная, реакция: мол, подумаешь, пусть себе пишут. А следом риторическое напутствие ученым в духе "ну и вы пишите". Но при этом
поддержки никакой.Между тем другие государства, прекрасно сознавая политическое значение национальной истории, культуры,
на самом высоком уровне реагируют на всякого рода псевдонаучные инсинуации. Очень показательны недавние примеры Перу и Ирана. В январе 2005 года правительство Перу приняло крайне жесткие меры, дабы защитить своего археолога Рута Шейди, выступившего с протестом против двух американских археологов, которые использовали его научный труд 10-летней давности
без надлежащих ссылок на автора. Работа американских археологов была опубликована в авторитетном журнале Nature. Перуанское правительство на самом высоком уровне незамедлительно потребовало от американцев расследования по факту плагиата. Министры культуры и иностранных дел Перу в тандеме выразили ноту протеста через свое посольство в Вашингтоне.