Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 
Печать
Российское образование до и после 1917 года (Прочитано 15380 раз)
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Российское образование до и после 1917 года
20.05.2010 :: 21:33:54
 
Предлагаю обсудить по прежнему актуальную тему: основные успехи в развитии российского образования достигнуты до или после 1917 года? Две точки зрения: 1) советская власть вывела страну из тотальной безграмотности, создала массовую школу, что стало причиной расцвета промышленности и науки; 2) основа образовательного и научного потенциала страны создана до 1917 года при царях (особенно при Николае II), советская власть лишь присвоила себе успехи предыдущих эпох, исказив образование и привив ему тоталитарные извращения. Как вы считаете?
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #1 - 20.05.2010 :: 21:52:09
 
И истина, скорее всего, окажется посередине, с небоьлшим "креном" в сторону первой точки зрения.
Что касается образования до 1917 г., то данные мной уже изложены в другой теме:
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1260021641/0
(№ 8)
Как уже там отмечал, основная проблема образования до 1917 г. - многое держалось на энтузиазме. После 1917 г. энтузиазм стал повсеместным и пиорался на государственную поддержку. В результате образование, на самом деле, стало массовым. При этом надо помнить и такой момент, как серьезную перестройку среднего образования - появление общеобразовательных школ (чего раньше не было). Произошло это, к слову, далеко не сразу, экспериментов в области образования в 1920-е годы хватало.

Степан писал(а) 20.05.2010 :: 21:33:54:
советская власть ... исказив образование и привив ему тоталитарные извращения

Вот это в корне неверное мнение.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #2 - 20.05.2010 :: 22:07:35
 
Точка зрения понятна, но опирается на устаревшие данные. В самой новой и наиболее полной работе по теме  http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf четко показано (на цифрах и документах), что с 1899 года реформы образования шли последовательно и при ведущей роли государства. Что касается ваших (и Мухина) цифр в цитированном посте - они также сильно (в разы) занижены. Сравните их с цифрами Маддисона и Грегори.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #3 - 20.05.2010 :: 22:24:21
 
Степан писал(а) 20.05.2010 :: 22:07:35:
Что касается ваших (и Мухина) цифр в цитированном посте - они также сильно (в разы) занижены

Невнимательно смотрели, Мухин там не упомянут. Зато указан источник. Цифры Маддисона и Грегори мне неизвестны, но я в любом случае первоисточникам доверяю больше.

Степан писал(а) 20.05.2010 :: 22:07:35:
В самой новой и наиболее полной работе по теме

Посмотрел, спасибо. Откровенно говоря, работа слабенькая - практически никаких новых источников, лишь некоторые фрагменты документов пропагандистского характера. Зато весьма много голословных утверждений.
Довольно много данных по финансированию, однако нет данных, каким образом выделяемые средства расходовались (а это для России того времени вопрос весьма важый).
Так что пока никаких новых данных, по сути дела, не имеется.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #4 - 20.05.2010 :: 22:30:51
 
Быстро Вы успели посмотреть довольно общирную работу - пять минут на 200-страничную книгу хороший результатСмайл Я тоже не все читал, но то что читал выглядит довольно убедительно. То что Вы не знакомы с наиболее авторитетными сейчас работами по сравнительному анализу мировых экономик Пола Грегори и Агнуса Маддисона не очень хорошо говорит о Вашей осведомленностиСмайл
источник сейчас посмотрю
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #5 - 20.05.2010 :: 22:51:09
 
Прошу прощения. По вашей ссылке открывается пост некоего Ярослава Стебко с цитатами из явно неадекватных цифр Мухина.
Видимо Вы имели в виду другой пост:
Цитата:
По поводу образования в работе С. Миронина. Средства, выделенные на него, действительно, впечатляют (замечу при этом, что часть из них - это кредиты).

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000.
Тоже впечатляет, только обязательного начального образования так и не было введено. Судя по всему, в 1911-1913 гг., действительно, было открыто 20 000 школ.

Однако дельше следует вывод:
"Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме."
который, мягко говоря, действительности, не соответствует (кстати, эта фраза просто взята из работы Бразоля), поскольку не учитывается, что в 1918-1919 гг. образованием советская власть занималась весьма активно.

"В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3000000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. В 1915 году было создано 32 300 кооперативов с 12 млн крестьян членов"
Земские школы, этот как уже отмечалось, работа энтузиастов.

"Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны"
Здесь упускается из виду, что далеко не каждый мог поступить в гимназию. Ну а также и тот факт, что сравнивается не со "многими" европейскими странами, а с ведущими.

"Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.)."
Позицию Николая II по поводу ВУЗов, взятую за основу, я уже приводил, да и сравнение с Францией - не самое удачное (там людей меньше).

А дальше опять повторение написанного (видимо, чтобы лучше усвоили), затем выод:
"Итак, в царской России шел быстрый процесс повышения образованности народа."
С этим можно согласиться - действительно, шел, но он был недостаточным (о чем автор не упоминает).
Наверх      

То что Вы вспомнили это свое выступление говорит о том, что вы явно не прочитали работу "образовательный потенциал Российской империи" на которую я сослался.
Там именно проведено систематическое сопоставление с Германие, Англией и Францией в абсолютных и относительных масштабах по уровням образования (гл.1, 3-6).
Неуместность вашего мнения о том, что "земство - это энтузиасты" также следует из материалов книги (посмотрите например гл.10).
Насчет обязательного и всеобщего образования тоже - подробно в гл.6.
Что касается Миронина и Бразоля - они оба опираются на данные Коковцева. Если вы воспринимаете за чистую монету мемуары Маниковского (члена временного правительства и крупного начальника в РККА), то почему бы Вам не отнестись серьезно и работе бывшего премьер-министра царского правительства (в Итогах он как раз говорит, что вся программа введения всеобщего образования должна была завершиться к 1920 г).
Сапрыкин Коковцева не использовал (я не знаю почему0, но его выводы вполне согласуются с его "показаниями"
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #6 - 20.05.2010 :: 23:04:41
 
Степан писал(а) 20.05.2010 :: 22:51:09:
Видимо Вы имели в виду другой пост

Я ведь указал номер - № 8. Коли уж пошла такая пьянка, просто скопирую текст сюда:
Цитата:
С 1896 по 1910 г. было открыто 57 000 начальных училищ, 1500 низших профессиональных училищ, 600 городских училищ. Среднее образование: 1323 учебных заведения, вузы – 20 мужских и 28 женских.
В 1911 г. насчитывалось 104 350 начальных школы, в них 165 000 учителей, 6,5 млн. учащихся.
Среднее образование (гимназии и реальные училища, а также 50 военных и военно-морских училищ, 57 православных и 12 римско-католических духовных семинарий, 134 педагогических училища) – 2500 учебных заведений (1262 мужских и 1190 женских), 34 000 учащихся, 728 учитилей. Средние учебные заведения, как казенные, так и частные, возникали в крупных городских центрах, но уже города уездного калибра зачастую были их лишены. Образование в большинстве средних учебных заведений было платным, поэтому нередко приходилось прекращать образование.
ВУЗов – 63 государственных и 54 частных, в том числе 10 университетов, в них обучалось 123 500 студентов, преподавало 4500 человек.
В годы экономического подъема возникли идеи государственного планирования развития высшей школы, обсуждались в Думе. Роковую роль сыграла царская резолюция от 2 апреля 1912 г. на постановлении Совета Министров о создании ряда вузов: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведениях, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее указание». Реакция министра народного просвещения Л.А. Кассо была боязливой и, перестраховываясь, он не принял мер к открытию даже того количества учебных заведений в провинции, решение по которым было согласовано с императором.
В 1907 г. в Государственную Думу был внесен проект закона "О введении всеобщего обучения в России", к весне 1911 г. закончили его осуждение и приняли, но Государственный Совет отклонил сей законопроект.

Основных проблем две. Во-первых, тех школ, что открывались, было все равно недостаточно. Во-вторых, - это все держалось не на государстве, а на частные средства (начальное образование на 50 % (приблизительно) еще государство финансировало, а вот среднее и высшее - 2/3 на частные средства (благотворительность)). Отсюда и ситуация - там, где есть энтузиасты, там школы развиваются, там, где энтузиастов нет - там и с образованием плохо. Соответствено, и школы были разные - где-то хорошо обеспечены, где-то - совсем убого. Среднее образование, по большей части, - платное, средств на него практически ни у кого не было.
В январе 1911 г. с целью выяснения реального положения и потребностей всеобщего обучения была проведена однодневная перепись начальных школ. Данные переписи подтвердили, что, кроме недостаточности количества школ, существуют две серьезнейших проблемы. Первая - отказы в приеме в школу, второе - оставление детьми школы до окончания учебы (из-за тяжелого материального положения).

Подробнее:
Ульянова Г.Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале XX в. М., 2002.
Кого интересует статистика:
Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #7 - 20.05.2010 :: 23:37:15
 
Спасибо за точное указание поста. Теперь понял что вы имеете в виду. И теперь я окончательно вижу, что Вы даже не потрудились более или менее внимательно просмотреть цитированную мною работу Д.Л.Сапрыкина "Образовательный потенциал Российской Империи". Первая часть ваших данных касается всем известных данных школьной переписи 1911 года (в этой книге они также цитируются обильно). Часть касающаяся средних учебных заведений явно ошибочна, вы легко поймете это открыв любой дореволюционный энциклопедический словарь. В понравившейся мне работе с.33-37 например показано, что только в уч.заведениях "гимназического уровня" училось 677 тысяч человек (сравнение с Германией и Францией там дано - во Франции в аналогичных заведениях училось 141 тысяча, в Пруссии - 233 тысячи.
Данные по вузам у вас опираются на подсчет А.Е.Иванова. В цитированной книге на с.43 автор указывает на ошибку в подсчетах Иванова и дает свою цифру - 145 тысяч. По поводу 10 университетов и вашей цитаты из Николая II там тоже есть. Я еще несколько работ на это тему. Книжка мне понравилась тем, что там весь предыдущий материал сведен в систему, перепроверен и сопоставлен с данными по Германии,Франции и Англии.
По закону 1908 года - то что вы пишете соответствует действительности, но опущено самое главное. Несмотря на конфликт Думы и госсовета из-за церковно-приходских школ, болшая часть положений закона была проведена в жизнь постановлениями (столыпинского) правительства. На эту тему - см. не только в книге про "образовательный потенциал", но и в мемуарах Коковцева.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #8 - 20.05.2010 :: 23:46:43
 
Кстати по финансированию вы тоже не правы. В 1914 году из казны профинансировано 300 миллионов, из бюджета земств и городов - 360 миллионов. Из платы за обучение и частных пожертвований - не более 200. Бюджеты земств нельзя считать "частными". Земство - орган местного самоуправления, финасируемый официальным налогом - земским сбором. Сейчас доля внебюджетных средств больше, чем в РИ
И сейчас1 рубль 1814 года Маддисон приравнивает к 12 долларам 1990 года (то есть 25-30 нынешних долларов)
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #9 - 20.05.2010 :: 23:50:15
 
Степан писал(а) 20.05.2010 :: 23:37:15:
Первая часть ваших данных касается всем известных данных школьной переписи 1911 года

Еще раз приведу источник:
Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912.

Степан писал(а) 20.05.2010 :: 23:37:15:
Книжка мне понравилась тем, что там весь предыдущий материал сведен в систему, перепроверен и сопоставлен с данными по Германии,Франции и Англии.

В систему - это хорошо. Однако сопоставление - не удачно, как уже отмечал, он не учитывает, что население в России было поболе, нежели в других европейских странах. Кроме того, важно не сравнение с кем-то, а понимание того, удовлетворяла ли система нужды населения. Вот на этот момент Сапрыкин как-то внимание не обращает.
К тому же, как я уже отмечал, проблемы с источниками (в первую очередь, надо проверять справочный аппарат, а не цифры).

Степан писал(а) 20.05.2010 :: 22:51:09:
Неуместность вашего мнения о том, что "земство - это энтузиасты" также следует из материалов книги (посмотрите например гл.10).

Просто я неплохо знаю, что представляли из себя земства в тот период, и вижу, что Сапрыкин с этими материалами практически не работал. У него вообще, по большей части, "столичный" материал, а Россия большая. В столице, к слову, тоже не все гладко было, но вот в глубинке (что он не затрагивает) - значительно хуже.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #10 - 20.05.2010 :: 23:54:39
 
Степан писал(а) 20.05.2010 :: 23:46:43:
Сейчас доля внебюджетных средств больше, чем в РИ

Тут спорить не буду, сейчас с образованием дело обстоит плохо.

Про финансирование в те времена повторю еще раз - важно не то. сколько было выделено, а сколько дошло реально до назначения (и на что конкретно выделялось).

И в дополнение по поводу работы Сапрыкина. В России в тот период, который он изучает, выходил Журнал Министерства Народного Просвещения (ежемесячный), где много внимания уделялось вопросам и проблемам образования того времени. Однако Сапрыкин его практически не использует, а это значительно снижает ценность работы.
Наверх
« Последняя редакция: 21.05.2010 :: 00:05:53 от Nslavnitski »  
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #11 - 21.05.2010 :: 09:22:27
 
По поводу книжки Сапрыкина - я (в отличие от вас) прочитал ее внимательно ии вижу, что он как раз неплохо знаком с "земскими" материалами, хорошо прокопал жрнал МНП и материалы московских архивов (прежде всего ГАРФ) и какого-то американского архива, я согласен, что мало материалов местных архивов и удивляет, что он почти не цитирует документы из РГИА (где находятся известные архивы Зенгера, Рождественского и фон Кауфмана).
По земствам отвечу от себя лично - мой прапрадед был секретарем одного из местных земств, а прадед как инженер занимался  строительством школ (и дорог) по заказу земств, а прабабушка была земским врачом. У меня имеется личный архив (и свидетельства). Исходя из этого я с вашим мнением согласиться не могу. Земства проделали колоссальную работу по "удовлетворению нужд населения" и именно в царствование Николая II государство в этом отношении оказывало им полное содействие. Другое дело, что земства были насыщены либеральными и даже прямо революционными элементами, которые считали, что "самодержавие тормозит". 1917 год показал, как оно тормозило. Царя свергли и все рухнуло. В том числе земства. Если бы у нас сегодня было местное самоуправление на том уровне - уверяю, что и со школой и медиционой и с местными дорогами и благоустройством (основные предметы ведения земств) проблем бы не было.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #12 - 21.05.2010 :: 10:00:57
 
И еще поясните Вашу мысль:
Цитата:
Про финансирование в те времена повторю еще раз - важно не то. сколько было выделено, а сколько дошло реально до назначения (и на что конкретно выделялось)

Почему Вы думаете, что средства расходывались неэффективно. все что я знаю говорит об обратном. Контроль за целевым расходыванием был значительно лучше чем сейчас, все находилось под перекресным контролем как государственных так и общественных организаций, детальные отчеты аккуратно публиковались и доводились до общего сведения. А сейчас - попробуйте хотябы получить бухгалтерский баланс школы в которой учиться ваш ребенок.
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 7415
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #13 - 21.05.2010 :: 11:15:33
 
Степан писал(а) 20.05.2010 :: 22:51:09:
Прошу прощения. По вашей ссылке открывается пост некоего Ярослава Стебко

Вы как бы поаккуратнее, я не некий, а вполне конкретный.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #14 - 21.05.2010 :: 11:21:47
 
ПроститеСмайл "Некий" - значит неизвестный мне. Для Вас я "некий Степан". Вы почитали книжку  http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf ; о которой мы тут спорим?
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 42408
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #15 - 21.05.2010 :: 11:32:20
 
Степан писал(а) 21.05.2010 :: 10:00:57:
А сейчас - попробуйте хотябы получить бухгалтерский баланс школы в которой учиться ваш ребенок.


Кхм. Пытаюсь сообразить - зачем родителю вдруг получать лист отчетности государственного бюджетного учреждения...
Наверх
 

Хотим за Одина бухнуть - подкинь братве на пиво!..
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 7415
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #16 - 21.05.2010 :: 11:37:42
 
Теперь по теме, про 1800 инженеров - это не правда?
Цифирь не Мухина, а Пыхалова. Вот давайте свои цифры на предмет инженерии, сколько в РИ построили танков? Сколько разработали? Как успешно?
Уровень образования имеет вполне предметное выражение, даже на уровне смертности сказывается, особенно детской.Степан писал(а) 20.05.2010 :: 23:37:15:
Спасибо за точное указание поста. Теперь понял что вы имеете в виду. И теперь я окончательно вижу, что Вы даже не потрудились более или менее внимательно просмотреть цитированную мною работу Д.Л.Сапрыкина "Образовательный потенциал Российской Империи".

А с чего вы решили, что это панацея? Вот например по демографии есть отличный ресурс, демоскоп называется, там есть статистика, результаты переписей, и это не помешало там разместить работу Сифман о невероятно высоком росте населения в период правления Николая 2.
Вот здесь есть кое-что:
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=973
1-й пост смотрите:
По данным статистики в 1913 голу в России более 12 млн. человек (7,26% населения) были поражены эпидемиями холеры, дифтерии, сибирской язвы, чесотки. Еще 9 млн. человек страдали малярией, трахомой, коклюшем и т.д. Всего хронических больных заразными болезнями имелось 21877869 человек (13,2% населения страны).

На 10000 человек населения в России имелось 1,6 врача, 1,7 фельдшера, 1,7 акушера и повивальной бабки. В сельской местности 1 врач приходился на 26 тыс. человек.

Это имеет отношение к образованию?
Ну там есть и ещё по этой теме, в том же сообщении.
Наверх
 
Степан
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 47

АНХ
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #17 - 21.05.2010 :: 11:43:50
 
Цитата:
Кхм. Пытаюсь сообразить - зачем родителю вдруг получать лист отчетности государственного бюджетного учреждения...

Очень интересный и очень характерный вопрос, показывающий отличие нынешней ситуации от 1914 года. Тогда всем было очевидно - зачем. Во-первых, потому что эффективность расходования средств прямо пропорциональна возможности ее проверить. И дореволюционные образовательные учреждения аккуратно публиковали свои финансовые отчеты, а нынешние их засекретили. Во-вторых, бюджетные деньги - это в конечном счете деньги налогоплательшиков и им должно быть не все равно как они расходуются.
В-третьих, как в 1914 году, так и сейчас бюджет школы состоит из трех частей - госбюджет, местный бюджет и частные пожертвования и плата за обучения. последняя часть напрямую должна контролироваться родителями и жертвователями. До 1917 года это было всем очевидно. Сейчас - нет. чувствуете разницу?
Наверх
 
Владимир В.
Представитель администрации форума
Вне Форума


Mir konnst no a Weißbier
bringa

Сообщений: 12276
Беларусь
Пол: male
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #18 - 21.05.2010 :: 11:48:45
 
Ярослав Стебко писал(а) 21.05.2010 :: 11:37:42:
Вот давайте свои цифры на предмет инженерии, сколько в РИ построили танков?


Классный параметр сравнения.

Предлагаю еще сравнивать РИ и СССР по количеству запущенных спутников связи.  Класс
Наверх
 

— Из твоей башки дерево, что ли, прорастает?
— Заметно? Его зовут Герберт. Я разговариваю с ним, когда чувствую себя одиноким… Xе-хе. Я пошутил… Его зовут Боб.
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 7415
Re: Российское образование до и после 1917 года
Ответ #19 - 21.05.2010 :: 11:53:21
 
Едем дальше, в чём лтличаи между тем образованием и советским?
Начальное образование было представлено множеством различных типов учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.
Наиболее распространенным типом начальной школы являлись сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, которые финансировались, в основном, местными земствами, сельскими обществами и частными лицами. Обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика — в одноклассных училищах и, наряду с этим, — история, география, естествоведение, церковное пение и черчение — в двухклассных. На каждое одноклассное училище полагался один учитель и один законоучитель.

И там же
К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%).
Там же
В целом по России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях — около 6%, в специальных средних и низших школах — 3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведения — около 7%, в высших учебных заведениях — 0,8%, остальные, около 1%, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).
Не сказал, чтобы много.
А вообще книгу посмотреть надо, но всё изложенное здесь взято отсюда
http://rus-sky.com/history/library/1913/1913.htm
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 
Печать