Alba писал(а) 20.08.2018 :: 13:26:39:Собствено и ЛЛ был ценен имено тем, что доставка в основном была исполнена Западом. СССР этого сделать не мог в принципе.
Он не мог доставить все, конечно. Но наряду с этим широко распространен миф об отсутствии у СССР торгового и грузового флота как класс. Мол вообще ничего бы не привезли. Это не так.
В составе северных конвоев по количеству грузовых судов лишь примерно 10% грузовых судов были советскими (именно по количеству!), но это не значит что их не было вовсе.
В 1941 году в северные порты прибыло 7 союзных конвоев из 51 транспорта (всего), в составе которых было 9 советских, обратно в составе 4 возвратных конвоев ушло 47 транспортов, из которых 15 были советскими.
В 1942 году в СССР прибыло 13 конвоев, включавших 222 союзных и 27 советских транспортов, обратно ушло 12 конвоев (150 союзных, 37 советских транспортов).
Некоторые данные по конвоям:
-В марте 1942 году обратный конвой «QP-8» состоял из 11 английских и 4 советских транспорта.
-Чуть более поздний обратный конвой «QP-10» состоял из 13 иностранных и 3 советских судов.
- Караван «PQ-16» в мае 1942 года состоял из 35 транспортов, из которых 5 были советскими.
- Даже в печально известном «PQ-17» из 37 судов было 2 советских транспорта.
- Конвой «PQ-18» (сентябрь 1942) состоял из 40 транспортов, в том числе 6 советских.
- Обратный конвой в Англию из СССР в ноябре 1942 состоял из 22 союзных и 6 советских транспортов.
Т.е. от 15% до 30% судов в северных конвоях были советскими, вовсе не малый процент. И это Север, где советский флот был самым слабым.
Кроме того, что мало отражено в широкой литературе - по сути СССР в 1942 году САМОСТОЯТЕЛЬНО ввиду временного отказа англичан слать конвои по Северу (после трагедии PQ-17), пытался наладить хоть частичную доставку грузов, но не формировал свои конвои, а отправлял транспорты группами или поодиночке, и также сам отсылал из союзных портов в СССР суда с грузами.
- В августе 1942 года СССР самостоятельно отправил 2 своих транспорта из Рейкьявика в СССР.
- Осенью 1942 года СССР пытался направить караван из 13 советских транспортов на восток по Северному пути в США, но 2 были потоплены, остальные вернулись из-за льдов. Тогда в октябре-ноябре 1942 года СССР группами и поодиночке отправил 9 из этих судов в Исландию за союзными грузами, а навстречу им обратно в СССР отправил еще 1 транспорт.
- В декабре 1942 года СССР отправил из разных портов Севера еще 20 торговых советских судов к союзникам.
- В январе 1943 г. из советских северных портов отправили еще 6 транспортов к союзникам.
Т.е. в августе 1942 - январе 1943 года СССР вне союзных конвоев (в которых и так принимал участие) осуществил порядка 40 транспортных рейсов (1-2 полноценных конвоя).
Они бы не могли ни разу заменить все союзные конвои, но списывать их со счетов нельзя.
Также советские суда, уступая в числе, часто ходили в обе стороны по несколько раз, т.е. делали больше рейсов. Например, в составе конвоя «PQ-12» из США и Англии находился советский транспорт "Киев", который сразу же после разгрузки ушел обратно в составе обратного конвоя «QP-10». Весной 1942 года транспорт "Ашхабад" сначала в составе союзного конвоя пришел в Мурманск (привез бензин), затем обратно в Америку (вез обратно руду и лес), и тут же отправился в третий рейс - на Кубу за сахаром (по пути был потоплен немецкой подлодкой).
Также как правило не учитывается помощь советских ледоколов и проводных судов для проводки союзных конвоев на севере в сложных ледовых условиях. Например, летом 1942 года, конвой «PQ-15» состоял из 20 транспортов, и ему на помощь кроме английского ледокола, был придан еще 1 советский.
http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/05.htmlНа Дальнем Востоке наш флот тоже делал что мог, поставляя союзнические грузы. Так, дальневосточный советский пароход "Уэллен" прошел из Владивостока до Сиднея, где загрузил 4 тыс. тонн свинца, затем в Новой Зеландии взял еще 4 тыс. тонн шерсти, затем в Сан-Франсико, где принял еще 500 тон пищевых концентратов, и наконец вернулся во Владивосток.
В 1941 году из Черного моря на Дальний восток для помощи вывоза союзных грузов было направлено еще 1 ледокол и 3 танкера.
С августа 1941 на заграничных линиях работало 17 судов Дальневосточного пароходства, которые курсировали в Америку и обратно. Всего до конца 1941 года советские суда успели сделать 81 рейс (а из США прибыло только 16 судов).
В навигацию 1942 года советские суда выполнили 397 рейсов в США (многие по несколько раз ходили туда-обратно).
К весне 1945 года тоннаж советских судов на Дальнем Востоке довели до 1 млн 120 тыс. тонн, увеличив его за время войны в три раза - за счет перегонки, постройки и переоборудования судов (например, только в 1944 году добавили аж 20 транспортов), еще 20 получили из США.
Всего к весне 1945 по Тихому океану в США ходило более 100 советских судов.
Таким образом, тезис что советский торговый флот был полностью бессилен - миф (его любит тиражировать Лева).