Цитата:Не нахожу.
Цитата:Вообще, многое меня поражало. Например, ещё вчера имя Гитлер было синонимом всяческого злодейства. Мальчишек, которых незадачливые родители нарекли в конце двадцатых - начале тридцатых годов "красивым иностранным именем" Адольф, бывало, задразнивали до слёз. А теперь вдруг печать стала именовать его уважительно: "Президент и государственный канцлер Германии Адольф Гитлер, выступая вчера в рейхстаге, подверг критике агрессивную политику англо-американского империализма...". Сообщения о победах германского оружия подавались в сочувственном тоне.
...
Наконец, последовал пакт с фашистами о ненападении. Фотоулыбки Молотова и Гитлера на запечатлевшем их встречу снимке, который поместила "Правда", вызвали особенно много недоуменных разговоров. Даже не столько разговоров (они в те годы были опасны), сколько выразительной мимики и недомолвок. Надо понять, что в советских газетах - скорее всего, из экономии - вообще мало публиковалось фотографий, в том числе и о встречах советских лидеров с зарубежными, а тут ещё не кто-нибудь, а сам Гитлер, которого внешность мы знали до тех пор только по карикатурам...
Труднее всего это всё постичь было нам, детишкам. Слово фашист в детских садиках было самым сильным ругательством, придумывалось и повторялось множество всяких дразнилок и считалок, где фашистская Германия всячески высмеивалась. Например, стихотворение "Быть толстым - не просто", которое я читал со сцены под благосклонные аплодисменты любой аудитории, заключало в себе такой пассаж: герой - мальчик-толстячок, от имени которого написан стишок, мечтает: сяду в самолёт, поднимусь под облака, выпрыгну оттуда с парашютом - и своим собственным весом -
Всех фашистов разбомблю!
Как же теперь надо было относиться к фашистской Германии?!
Однажды маленький Игорёк Сазонов - мой трёхлетний двоюродный брат - стал скандировать перехваченный где-то стишок (существовавший ещё со времён первой мировой войны, но слово "немец" в последние годы заменили на "Гитлер"):
Внимание! Внимание!
На нас идёт Германия!
А Гитлер - ни при чём:
Торгует кирпичом.
- Замолчи, Игорь, - прикрикнула на несмышлёныша его старшая сестра - шестилетняя Светка. - У нас теперь с немцами дружба!!!
Как раз в то время я читал отличные, вкусные детские книжки "Карл Бруннер" и "Генрих продолжает борьбу". Это были книги немецкого политического эмигранта-коммуниста о фашистской Германии. Дома у нас хранилась замечательно изданная книга "Губерт в стране чудес" - о том,. как немецкий мальчик из гитлеровской Германии приехал в СССР. В ней содержалась уничтожающая характеристика гитлеровцев. Начитавшись этой литературы, очень сложно было взять в толк: как же можно дружить с такими разбойниками?!
Феликс Рахлин, «ЗАПИСКИ БЕЗ НАЗВАНИЯ»
Цитата:С тех пор война продолжалась беспрерывно, хотя, строго говоря, не одна и та же война. Несколько месяцев, опять же в его детские годы, шли беспорядочные уличные бои в самом Лондоне, и кое-что помнилось очень живо. Но проследить историю тех лет, определить, кто с кем и когда сражался, было совершенно невозможно: ни единого письменного документа, ни единого устного слова об иной расстановке сил, чем нынешняя. Нынче, к примеру, в 1984 году (если год - 1984-й) Океания воевала с Евразией и состояла в союзе с Остазией. Ни публично, ни с глазу на глаз никто не упоминал о том, что в прошлом отношения трех держав могли быть другими. Уинстон прекрасно энал, что на самом деле Океания воюет с Евразией и дружит с Остазией всего четыре года. Но знал украдкой - и только потому, что его памятью не вполне управляли.
Официально союзник и враг никогда не менялись. Океания воюет с Евразией, следовательно, Океания всегда воевала с Евразией. Нынешний враг всегда воплощал в себе абсолютное зло, а значит, ни в прошлом, ни в будущем соглашение с ним немыслимо.
Дж.Оруэлл. "1984"
Цитата:Думаю, в открытой печати это не публиковали.
Цитата:— Какой дурак на Плюке правду думает?… Абсурд!
— Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю…
Кмн-дза-дза
В общем, еще одна общая черта двух режимов - ложь возведенная в норму.
Цитата:Можно было украинцев и белорусов оставить немцам. С "чистой совестью". Идеологической.
Особенно украинцы показали как они рады были приходу советов. До середины 50-х демонстрировали. Да и после не приведи Господь во Львове по-русски заговорить.
Беларусы чуть-чуть отстали.
Цитата:Но наши войска в спектакле не участвовали, а просто присматривали. За немцами.
Донесение командования группы армий север от 22 сентября 1939 года: «…состоялся торжественный марш
одного русского и одного немецкого полков… Город и Цитадель переданы в праздничной форме русским».
Кто-то врет. Оба режима - мастера в этом деле.
Цитата:Да и врагом я, ИМХО, считаю напавшего на Родину.
Мой прадед (и еще тысячи беларусов на западе) именно так же воспринимали, напавших на их Родину. Так почему же они "врагами народа" оказались? Какого народа, кстати? Русского? Мой прадед ни слова никогда не сказал плохого ни про русских, ни про беларусов. О поляках, бывало, плохо отзывался, хоть и был женат на польке. Так какому народу он был врагом?