Dark_Ambient писал(а) 22.02.2010 :: 07:52:02:и что за ритмы вообще?
я так понимаю принятие великой хартии вольностей в Англии и начало создания империи Чингисханом - это немного разные вещи в географическом / культурном и иных смыслах, никак не связанные между собой
Указанный ритм истории не связан с культурными особенностями Англии и Монголии. Англичане могли быть любителями парламентов, а монголы более склонны к авторитарной империи. Но процессы, которые в разных странах были наполнены очень разным содержанием, могли стартовать в одно время. Отсюда сходство в последующей истории. Сходство не культурное и не политическое, а временное, ритмическое.
География тоже не является препятствием для единовременности тех процессов, которые шли на разных концах Евразии. Потому что со времён гуннов эти огромные пространства были преодолены, и гунны заставили Европу развиваться по новому, как впрочем не только Европу. И новым в этом развитии было прежде всего в единовременности процессов, происходящих как в Европе, так, скажем и в Китае.
В 4-5 веках гунны нанесли сокрушительные удары сразу по четырём направлениям: против Китая, Индии, Римской империи и германским народам.
Все эти страны вынуждены были реагировать. Заметим, что наибольший ущерб понесли Китай, Индия, германцы и Рим. Их самостоятельность из-за гуннов была под большой угрозой. Чтобы сохранить самостоятельность, все они должны были реагировать. Вот эта общая реакция на гуннов и есть общий старт для тех процессов, которые впоследствии шли в Китае, Индии, империи ромеев и германских государствах Запада.
Китай после долгих смут объединился под знаменем династии Суй и новая китайская империя успешно противостояла новым завоевателям - тюркютам. В Индии утвердилась раджпутская династия, сумевшая спасти Индию от арабского, мусульманского завоевания. Империя ромеев в отличие от павшей Западной Римской империи стала стеной на пути тех же арабов. На германском Западе франки, чья государственность и усиление королевской власти были фактически реакцией на гуннов, эти франки, обновлённые гуннами, сумели выстоять против арабов в 8-м веке.
Все эти государства: китайская Суй-Тан, раджпутская Индия, империя ромеев и Франкская империя - по сути реакция на нашествие гуннов. И потому последующее их развитие, имея общий старт, имеет и общий рисунок, и общий финиш.
Все эти империи, отразив гуннов, тюркютов и арабов, впоследствии испытывают кризис. Династия Сун в Китае -это не великая Тан, Индия после погрома Махмуда Газневи - уже не то, что при арабах, Империя ромеев при Комнинах - уже не то,что до потери Малой Азии, немецкая Священно-Римская империя - это уже не то, что Франкская империя. Крах всех этих явлений - единовременен. Он происходит в течение одного столетия. В 1204 г. падает империя ромеев, в 1206 - Индия, в 1250 г. наступает конец немецкой империи гибеллинов, в 1271 г. - конец Сунского Китая. Заметим, что везде завоеватель свой, особенный. Общий крах 13-го века - это не результат деятельности, скажем монголов, а результат общности развития Евразии со времён гуннов, результат общего старта. Общий старт имел и общий финиш.
Обращает на себя внимание ещё один единовременный акт. В 1867 г. в Японии начинается модернизация. Начинается взлёт Японии. В Германии в 1862 г. к власти приходит Бисмарк и начинается взлёт Германии. Конец германского милитаризма, как и японского - падает на один 1945 г.
Казалось бы, что общего между столь далёкими друг от друга странами?
И у этого совпадения во времени есть объяснение.
Германский милитаризм - есть обида на отставание, которое вообще возникло уже давно. Когда франки в 8-м веке, сподвигнутые католической пропагандой, насильно обращали саксов в католицизм - это отставание немцев от соседей было уже налицо. Чтобы преодолеть отставание, немцы уже в 10-м веке создали свою империю, в которой папа (глава католиков) должен был стоять ниже, чем император-немец. Это привело к появлению гиббелинства - явления, невозможного на французской почве. Стремление немцев к борьбе с папизмом - это реакция немцев на католическую Франкскую империю.
В Японии же роль той, чужеземной империи сыграл Китай, под влиянием которого с 7-го века в Японии происходят реформы, создаётся чуждая японскому духу китаизированная монархия. Реакция на это, как и в Германии реакция на католицизм - единовременна. В Германии - это феодализм и гиббелинство, в Японии - это феодализм и самурайство. Самурайский дух и стал основой японского милитаризма 1867-1945 гг.
Таким образом, единовременность японского и германского милитаризмов 1867-1945 гг. есть результат общей реакции на единовременные явления:на Китайскую империю Тан и на Франкскую империю. Заметим, что обе эти империи в свою очередь были не только личным почином китайцев и франков, но реакцией китайцев и франков на сокрушительные удары гуннов.
Опять-таки общий старт даёт в итоге общий финиш.