Василисса
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 92
МГУ имени Ломоносова
|
При всей своей неяркости победа на реке Угре была полной и бесспорной. Хан Ахмат не выполнил и доли своих замыслов, он не смог даже ступить на Русскую землю. Ордынские татары бежали от Угры «наги, босы и ободраны». А вскоре пришли вести и о гибели самого зачинщика похода на Русь хана Ахмата. Таков был закат могущественной когда-то Золотой Орды. «Царь же бежа в Орду; и прииде на него Ногайскый царь Ивак и Орду взя и его оуби». (43)
Нам же остается лишь констатировать факт: не потеряв ни одного (!) воина, Иоанн III одержал решающую победу над грозной когда-то Ордой, навсегда освободив свою собственную страну от страха перед татарами, окончательно уничтожив представление об их непобедимости. Сохранился документ, который, якобы, является копией написанного ханом Ахматом ярлыка, отправленного им Иоанну после бегства от Угры. В нем хан требует покориться ему и выплатить подать, в противном случае угрожает карами. Историк К. В. Базилевич считал, что в основе этого ярлыка – переведенный подлинник. Мне кажется, что эта грамота изначально могла быть написана на русском языке, – посольские книги демонстрируют, что татары нередко писали Иоанну именно «русским письмом». Ярлык любопытен слогом и фактами, он напоминает по стилю сохранившиеся в Посольской книге грамоты турецкого султана к Иоанну. Документ подтверждает причину бегства хана Ахмата, демонстрирует бессильный гнев властителя, который не в состоянии исполнить своей задачи. «От высоких гор, от темных лесов, от сладких вод, от чистых поль, Ахматово слово ко Ивану. <…> И ты бы мою подать в 40 день собрал 60.000 алтын, 20.000 вешнею, да 60.000 алтын осеннею, а на себе бы еси просил Батыево знамение у колпока верх вогнув ходил, занеж вы блужные просяники. Только моей подати в 40 день не зберешь, а на себе не учнеш Ботыево знамения носити, почен тобою в головах, и всех твоих бояр з густыми волосы и с великими бородами, у меня будут; или паки мои дворяне с хозовыми сагадаками и с софьяновыми сапоги у тебя будут. А крепкия по лесам пути твои есмя видели и водския броды есмя по рекам сметили. Меж дорог яз один город наехал, тому ж так и стало. А Даньяры (44) бы еси царевичя оттоле свел, а только не сведешь, и яз его ищучи, и тебя найду. А нынеча есми от берега пошол, потому что у меня люди без одеж и кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и яз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная». (45)
Итак, 28 декабря 1480 года великий князь Иоанн с великой победой возвращается в Москву. «Заметим тогдашнее расположение умов, - пишет Н. М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского». - Не смотря на благоразумные меры, взятые Иоанном от избавления Государства от злобы Ахматовой; несмотря на бегство неприятеля, на целость войска и Державы, Москвитяне веселяся и торжествуя, не были совершенно довольны Государем. <…> И так славнейшее дело Иоанново для потомства, конечное свержение Ханского ига, в глазах современников не имело полной, чистой славы, обнаружив в нем, по их мнению, боязливость или нерешительность, хотя сия мнимая слабость происходит иногда от самой глубокой мудрости человеческой, которая не есть Божественная, и предвидя много, знает, что не предвидит всего». (46)
Что касается ныне широко известного эмоционального «Послания на Угру» Ростовского архиепископа Вассиана Рыло с призывами быть мужественным и твердо стоять за свое отечество, то, очевидно, что написано оно было гораздо позже самого «Стояния», не ранее 1498 года. Московский летописный свод конца XV века, Типографская летопись, чье составление было завершено к 1489 году (то есть, через девять лет после события), и некоторые другие летописцы того времени, не упоминают о послании Вассиана. Зато более поздние, составлявшиеся в начале и ближе к середине XVI века, дружно переписывают его в хроники, монахи – в разнообразные сборники. Владыку Вассиана начинают считать вдохновителем победы. Впрочем, может быть, отчасти так оно и было, ведь Вассиан был духовником Иоанна и мог сказать все самое главное ему при личной встрече, при напутствии к сражению. Возможно, в каком-то ином более кратком виде «Послание на Угру» Вассиана Рыло и действительно существовало. Однако то, что дошло до нас в списках начала XVI века не могло быть написано прежде этого времени. «Послание на Угру» отображает новые взаимоотношения Первого российского государя с его окружением, возникшие и принятые в обществе лишь к концу его правления. Оно поражает новизной титулования нашего Героя, которое стало входить в обиход лишь к концу XV века: «Твое Величество», «Царь», «Государь», «Богом венчанный», «Вседержавный» и т. д. Несмотря на относительную критику Иоанна за нерешительность, обращение к нему максимально возвышенно и уважительно. Примечательно, что в «Послании...» автор называет Иоанна «Богом венчанным царем» и никто из многочисленных летописцев не усомнился в этих определениях, добросовестно переписав и их. Может быть, Иоанн действительно во время возвращения с реки Угры в Москву был венчан на царство? Хотя вряд ли он нуждался в таком венчании. Тем не менее, обратим внимание на эти «перлы», из «Послания на Угру»:
«Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, Богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, самому среди царей пресветлейшему и преславному государю нашему всея Руси Ивану Васильевичу <…> Молю величество твое, о Боголюбивый государь, не прогневайся на меня, смиренного, что первым дерзнул я заговорить с твоим величеством откровенно, твоего ради спасения. <…> А митрополит со всем священным и Боголюбивым собором тебя, государя нашего, благословил на царство и к тому же так тебе сказал: «Бог да сохранит царство твое силою честного креста своего, и даст тебе победу над врагами, <…> послушай же, Боголюбивый царь, <…> тебе, великому страны Русской христианскому царю!». (47)
Автор Патриаршей летописи, составлявший свой труд в первой половине XVI столетия, уже широко использует новое название государства – «Русия». Известна и еще одна нравоучительная грамота, якобы, отправленная на Угру - «Послание Геронтиа митрополита великому князю Ивану» (48). Но оно по сравнению с посланием архиепископа Вассиана Рыло оказалось совсем бледным и неинтересным и широкого распространения не получило. Его не удосужилась переписать ни одна летопись.
Широкое распространение на Руси после «Стояния на Угре» получило также воззвание летописцев к русским воинам. Оно также было написано и стало известным уже после бегства татар, к концу века. Однако воззвание любопытно своей лексикой и представлением средневекового русского человека о важности и ценности свободы.
«О храбри моужествении сынове Роустии! Подщистеся схранити свое отечьство, Рускою землю, оть поганых, не пощадите своих глав, да не оузрять очи ваши распленениа и разграблениа домов ваших и оубьениа чад ваших и поруганна над женами и над дщерми вашими, якоже пострадаша и инии велици и славнии земли от Турков, еже глаголю: Блъгаре и Серъби и Греци и Трапизон и Аморея и Арбанасы и Хръваты и Босна и Манкоуп и Кафа, инии мнози земли, иже не стяжа мужествене и погибоша и отечьство изгоубиша и землю и осподарьство и скитаются по чюжимъ странам бедне и воистинноу и странне и много плача и слез достойно, оукоряеми и поношаеми, оплеваеми, яко немоужествени, и иже збегоша котории с именми многыми и з женами и з детми в чюжие страны, вкоупе с златом и душа и телеса своя загубишя и оублажають тех иже тогда оумерших, неже скитатися по чюжимъ странамъ, яко бездомком. Тако ми Бога, видех своима очима грешныма великых государьи, избегших от Турков с имением и скитающихся, яко странных, и смерти оу Бога просящих, яко мздовъздаяниа. От таковыя беды пощади, Господи, нас православных хрестьян молитвами Богородица и всех святых. Аминь». (49)
В Испании завершается политическое объединение страны под властью короля Арагонского Фердинанда и его супруги Изабеллы Кастильской. Укрепив власть, король начинает войну с последним оплотом арабов в Испании – Гранадой, которая будет взята лишь через десять лет. А в благодарность за поддержку в борьбе за власть, католической церкви разрешается начать беспощадную борьбу с иноверцами. Инквизицию в Испании возглавляет печально известный Торквемада. Евреям и мусульманам предложено или покинуть страну, или принять христианство. Политическая оппозиция королю приравнена к церковной ереси. Запылали костры инквизиции. За годы, пока Торквемада возглавлял инквизиционный трибунал, в одной только Испании было сожжено более восьми тысяч «неверных» и «еретиков». (50)
Примечания
1. СГГД. Часть II. М., 1819 г., стр. 16. 2. С. М. Соловьев «Сочинения» т. 5, стр. 32-33. 3. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 197. 4. Независимый летописный свод. БЛДР, т. 7, стр. 431 - 433. 5. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 197-198. 6. Патриаршая летопись. ПСРЛ, т. 12, стр. 198. 7. Типографская летопись. ПСРЛ, т.24, стр. 198. 8. Сб. РИО, т. 41, стр. 18. 9. СГГД, часть V, стр. 2. 10. Московский летописный свод. ПСРЛ, т. 25, стр. 327. 11. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 199 - 200. 12. Львовская летопись. ПСРЛ, т. 20, стр. 338. 13. Московский летописный свод. ПСРЛ, т. 25, стр. 327. 14. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 199 - 200. 15. М. А. Верейский, князь Белозерский – дядя Иоанна и его братьев. 16. Патриаршая летопись, ПСРЛ, т. 12, стр. 200. 17. Московский летописный свод. ПСРЛ, т. 25, стр. 327. 18. Там же. 19. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 200. 20. Там же. Выделено Л. Г. 21. Московский летописный свод. ПСРЛ, т. 25, стр. 328. 22. Там же. 23. Софийская вторая летопись. ПСРЛ, т. 6, вып. 2, стр. 309. 24. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 200. 25. Пол 5 недели - четыре с половиной недели. 26. Владимирский летописец. ПСРЛ, т. 30, стр. 137. Выделено Л. Г. 27. Разрядная книга 1475-1605 гг. Том I. Часть I. М. 1977 г. Стр. 24. 28. Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, т. 26, стр. 274. 29. Московский летописный свод. ПСРЛ, т. 25, стр. 328 30. Об этом своде – в Предисловии к «Летописи жизни». 31. Когда хан Тохтамыш пришел в 1382 году мстить за поражение татар на Куликовом поле, великий князь Дмитрий Донской действительно бежал со всей семьей и воеводами на север, оставив Москву без защиты. Горожане сами организовали оборону, которую возглавил малоизвестный литовский князь Остей, по сообщениям летописца, внук великого князя Литовского Ольгерда. Москвичи, однако, были обмануты татарами и русскими же князьями, что если они сдадутся, то будут помилованы, и открыли ворота. В результате город Москва подвергся невиданному разгрому и разграблению, был сожжен, немногие оставшиеся в живых граждане уведены в плен. 32. Независимый летописный свод. БЛДР, т. 7, стр. 433 - 435. 33. Там же, стр. 437. 34. Там же. 35. Типографская летопись. ПСРЛ, т. 24. Пг., 1921 г., стр. 200. 37. Московский летописный свод. ПСРЛ т. 25, стр.328. 38. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 199-200. 39. Патриаршая или Никоновская летопись, ПСРЛ, т. 12, стр. 202-203. 40. «Это написано не для укора им, но чтобы не хвалились по недомыслию, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но отдадут славу Богу и Пречистой Матери Богородице, ибо они спасли нас, и прекратят такое безумие». Софийская вторая летопись. ПСРЛ, т. 6, вып. 2, стр. 310. 41. Типографская летопись. ПСРЛ т. 24, стр. 200. 42. Там же. 43. Там же. 44. Даньяр (Даниар) – татарский царевич, состоявший на службе Иоанна, сын царя Касима, внук хана Улу-Мухаммеда, родоначальника Казанской ханской династии. 45. К. В. Базилевич. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 2001 г., стр. 147-148. 46. Н. М. Карамзин. История Государства Российского. М., 1998, т. 6, стр. 99. 47. Патриаршая летопись. ПСРЛ, т. 12, стр. 203 – 212. Отрывок дан в переводе О. П. Лихачевой из БЛДР, т. 7. М., 2000 г., стр. 388 – 399.
|