Алент писал(а) 20.01.2010 :: 12:03:56:В институте, рассказывая нам о реформах Никона, преподаватель сказал, что Никон в споре с оппонентами прибегнул к авторитету Византии, написав им письмо с просьбой, дескать, укажите этим неразумным, как правильно: Святые отцы, весьма обеспокоенные таким накалом, не без основания предвидя хорошую бучу, ответили, что неважно, в общем-то, как кто кладет святое знаменье, лишь бы вера была в душе.
Не все так просто. В институтах и, тем более, в школах любят все упрощать. Первые ответы Иерусалимского Патриарха Паисия и Вселенского Патриарха Афанасия III Пателлария были, действительно, нейтральными. Но вовсе не потому, что им было все равно. Пресвитеры просто не видели пока исхода борьбы между течениями. А именно от исхода этой борьбы зависело финансовое благополучие Восточных церквей. Уже с конца XVI века Московия-Россия становится основным спонсором этих епархий. Поэтому встать на чью-либо сторону пресвитеры боялись до поры до времени.
После Халкидонского Собора 451 года, христиане, признавшие решения этого Собора, перешли на двуперстное знамение. В VІIІ веке (или позже) Петр Дамаскин писал: «Два перьста убо и едина рука являють распятаго Господа нашего Ісуса Христа во двою естеству и едином съставе познаваема»
Но уже в XV веке троеперстие распространяется гораздо шире. О троеперстии писали в своих посланиях Мелетий Пигас, будущий патриарх александрийский (1587), константинопольский патриарх Паисий в ответе московскому патриарху Никону на вопрос о перстосложении 1654 г., Дамаскин Студит (ум. 1577) и Христофор Ангел (1575 -1638).
Равным образом в греческой статье о крестном знамении (обосновывающей троеперстие), приложенной к прениям Арсения Суханова с греками 1650 г., говорится, что первые три перста изображают Троицу, и что ее не могут изображать последние два пальца, и что эти два пальца не изображают две природы Христа. Отсюда протопоп Аввакум говорит в «Житии», что надо креститься не тремя, а пятью перстами: «Никонъ волъкъ со дьяволомъ
предали трема перъсты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли, по преданию святых отецъ нашихъ...»