Само существование каких-либо советов в шумерских "городах-государствах" до недавнего времени даже не подозревалось. Объясняется это тем, что, как мы уже указывали, историки базировались исключительно либо на надписях, составленных от имени правителей и носящих посвятительный или строительный характер и уже в силу этого не упоминающих никакого совета, либо же на документах внутренней отчетности храмов и царских хозяйств, где, конечно, также нет места упоминаниям какого-либо подобного органа. Поскольку же храмовое хозяйство обычно мыслилось обнимающим всю территорию государства, постольку и власть правителя, бывшего одновременно администратором или даже владельцем храмового хозяйства, казалась исследователям во всех отношениях неограниченной. Между тем, ряд данных, как мы увидим ниже, говорит о существовании совета в шумерских "номовых" государствах. В частности, звания "старцев" или "отцов города", "старейшин города", "старейшин собрания" упоминаются в древних силлабариях и в списках свидетелей в деловых документах. Этим, бесспорно, доказывается наличие каких-то коллегиальных органов управления. Для освещения характера и функций существовавших в древнем Шумере коллегиальных органов управления оказалось возможным привлечь данные героического эпоса, сослужившего столь большую службу для реконструкции общественных порядков древнейшей Греции. Эта работа была проделана автором настоящей статьи в 1935 - 1939 гг. и затем независимо от него, как уже указано выше, датским шумерологом Т. Якобсеном55.
Из обращения к материалу эпоса выясняются следующие факты56: 1) В аккадском эпосе о Гильгамеше герой (царь Урука), прежде чем выступить в поход, совещается со "старейшинами" (šîbûtum)57 и добивается их согласия; они названы также "советниками" Гильгамеша (mâlikī-šu)58. 2) Во вставном эпизоде с историей потопа (XI таблица аккадского эпоса о Гильгамеше), на совет бога Эа построить ковчег, чтобы спастись от потопа, герой Утнапишти (по легенде царь Шуруппака) говорит: "Что же я отвечу граду - войску и старейшинам?" ([mi-na-]mi lu-pu-ul âlu um-ma-nu ù ši-bu-tum - XI, 35). 3) В шумерской героической песне о войне между Гильгамешем, "лугалем" Урука, и Агой, "лугалем" Киша, рассказывается, что Ага прислал послов в Урук с целью добиться подчинения этого города. Гильгамеш обращается с речью к "своим старцам города" (igi ab-ba uru-na-ka)59; тогда "в устроенном собрании его старцы города отвечали Гильгамешу" ( [unken]-gar-ra ab-ba uru-na-gé dGiš-bil-ga-mes-ra mu-na-ni -í [b]-gi4-gi4 ) и не согласились на предложение Гильгамеша оказать сопротивление, считая подчинение Кишу более выгодным. После этого "снова Гильгамеш держал речь перед мужами (guruš) своего города", и "мужи города" отвечают ему полной поддержкой его предложения - опять-таки "в устроенном собрании" (unken-gar-ra). 4) В эпосе о "Хождении Иштар в преисподнюю" Эрешкигаль, царица преисподней, для того чтобы выполнить вынужденное у нее обещание выпустить Иштар на свободу, созывает совет ануннаков (богов земли и подземного царства)60. 5) В космогоническом эпосе "Когда вверху" (Enûma eliš) для того, чтобы вручить богу Мардуку руководство войной против Тиамат, старейший из богов, Аншар, созывает совет "великих богов". 6) В шумерской и вавилонской мифологии вообще важнейшие дела мира решаются не единолично верховным божеством, а 50 "великими богами" и 7 "богами, устанавливающими судьбы" в совете, заседающем в особом месте, называемом Ub-šu-unken-(n)a(k), что значит "пространство (или огражденное место, платформа) для устройства собрания"61.
Этих фактов, число которых можно было бы значительно умножить, достаточно для того, чтобы показать существование у шумерийцев и вавилонян представления, согласно которому "лугаль", по крайней мере во времена героического века, должен был в важнейших делах совещаться с советом старейшин, а иногда и с народным собранием. Эти же порядки они переносили и в царство богов, которое, как известно, почти всегда мыслится по образцу земного, хотя и с сохранением более архаических условий. Факт сохранения представлений о коллективном управлении судьбами мира советом богов тем более интересен, что вся религиозная система древних вавилонян очень ярко отражала идеологию монархии Двуречья.
Совет старейшин и народное собрание, которые мы встречаем в шумерском и вавилонском эпосе, не были только воспоминанием о временах первобытно-общинного строя. То, что говорится об этих органах в эпосе, является отражением реальных фактов исторического Шумера, что видно из следующих обстоятельств, которых не заметили (кроме, отчасти, пункта 1) Т. Якобсен и другие буржуазные исследователи Запада. 1) В Шуруппаке XXVIII-XXVII вв. до н. э. счет годов велся не по годам правления какого-либо единоличного правителя, а по "очередям" (bala) каких-то должностных лиц, очевидно, ежегодно менявшихся. Каждая очередь падала по жребию, повидимому, не на то или иное лицо, а на определенный, имевший, вероятно, своего представителя в совете, территориальный участок (например, "городок (?) энси", "поле дома писцов") или храм (например, храм бога Думузи-Таммуза)62. Это указывает на существование некоего коллегиального органа управления, члены которого занимают по очереди должность как бы архонта-эпонима. Для Ашшура, где существовал точно такой же способ датировки, наличие такого коллегиального органа управления, а именно совета старейшин, бывшего верховным органом государства, можно показать с полнейшей достоверностью (РЗОА, стр. 18 сл.). 2) Должность "старцев города", как реальная существующая должность, достоверно засвидетельствована деловыми и другими документами, начиная со времени династии Аккада (XXIV- XXIII вв. до н. э.)63 . 3) Надписи Гудеа (XXII в.) прямо называют "собрание"64. Эти факты, как мы увидим ниже, могут быть умножены.
О функциях общинного "собрания" шумерского времени мы можем судить на основании функций этого органа в более позднюю эпоху - при династии Хаммураби. Поскольку общинный совет или собрание являлись пережитком первобытно-общинного строя и поскольку центральная царская власть с течением времени, несомненно, усиливалась, постольку можно с уверенностью сказать, что в ранний период общинное собрание обладало, по крайней мере, не меньшими, а скорее большими полномочиями. Необходимо также отметить, что общинное собрание при Хаммураби - это всего только орган отдельного города или отдельной общины в составе обширного государства, а в период ранне-династического Шумера совет города ("нома") или его народное собрание есть орган государства в целом. Уже одного этого соображения достаточно для того, чтобы стало ясным большее значение совета общины в государственной жизни доаккадского периода, чем во времена Хаммураби.
Во времена же Хаммураби общинные собрания, сильно уже урезанные в правах наличием верховной неограниченной царской власти65, тем не менее обладали следующими функциями: 1) административными: управление общинной землей66, разрешение, совместно с представителем царской власти, спорных вопросов между общинниками и держателями наделов от царя67 и т. п.; 2) полицейскими: поддержание общественного порядка под страхом коллективной ответственности перед царем (законы Хаммураби, §§ 22-24); 3) финансовыми: установление цен68, производство денежных операций в интересах общины69, вероятно, также выплата содержания пастухам общины и т. п.; 4) судебными: "собрание" (puḫrum, ukkinnum, идеогр. UNKEN70) или "старейшины" (šîbûtum) нередко были непосредственно и судом или выделяли суд из своего состава71. Большинство дел рассматривалось этим судом, хотя его решение, по крайней мере по гражданским делам, не было для сторон обязательным, и они могли перенести дело в царский суд, учрежденный в середине правления Хаммураби (до него в старо-вавилонский период ведущее место занимал храмовый суд). Таковы были функции общинных коллегиальных органов в период их упадка; как мы увидим, раньше эти функции были значительно шире.
Но давайте не отвлекатся от темы