Есть одна мысль: сам образ низаритов-исмаилитов, неподступной, закрытой, фанатичной секты убийц за всю историю претерпел иносказания в ущерб себе. Это клеймо и по сей день тяжело вытравить. Сейчас сложно судить о полноценной картине прошлого, где среди скал и плодородных долин, один человек узревший истинный Путь, посвятил себя постижению человеческой мудрости, мудрости утраченной, мудрости о которой говорил Пророк. Этот человек и создал самобытное государство, угодное единицам и неугодное тысячам. Этот человек есть глава скопа заблудших душ, он есть просветитель, он есть верный наставник, он есть скрытый имам. Получается столь запутанная, изощренная идеология, о которой мы можешь мыслить поверхностно, но не проникнуться в глубь. Можно провести параллель к Низаму, на которого, якобы, Хасан затаил злобу еще с юных лет. Политические убийства с той лишь целью, что многие правители не дали Хасану свободно распространять свое учение, теснили его, предавали гонениям. Как если бы речь шла только о низаритах, а не о поиске мудрости. Расходились ли эти мистические веяния наставлений даи свои верным ученикам с традициями ислама - вопрос большой и ответить на него однозначно сложно. Отсюда следует, что идеология Хасана имело острые грани и вряд ли (опять же я не могу утверждать, а лишь предполагать) отождествляла собой правоверный ислам. Посему (пытаюсь все ответить на вопрос об учениях хашашинов
) учения самих хашашинов запечатлены в постижении истинного Пути и в преодолении ступений мудрости. Большего я не знаю. Если верить современным исследованиям, каждый фидаи должен преодолеть несколько ступеней мудрости, для постижения истинных тайн мироздания, после он становиться даи. Может, это и было смыслом существования Хасана и его приближенных? И никаких фанатичных убийств, никаких загадочных тайн Аламута. Представьте себе несколько человек, которые, ведя аскетичный образ жизни, ищут смысл жизни, при этом воскурения и прочее не противоречит их идеологии, они просто открывают свое сознание на встречу Вселенной. Сколько же баек можно было натрепать вокруг этой тихой общины. Существовали бы они в Европе 15-ого века, поелику их могли обвинить еретиками в услужении дьявола
Томасу Торквемаде на потеху.
Можно помыслить, что так было при Хасане, политика следующих Старцев Горы могла смениться в другую сторону.
История – кроличья нора, вопрос лишь в том, кто из нас рискнет испытать, насколько она глубока.