Zealot
КоординаторПредставитель администрации форума
Вне Форума
Никто кроме нас.
Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол:
|
Итак, начнем с солнца русской поэзии, благо имя его уже упоминалось на страницах нашего диалога.
Итак, Пушкин и Франция.
- Первые стихи Пушкина написаны по-французски.
- Его поэзия имеет очевидное влияние следующих французских авторов: Бернар, маркиз Пезэ, Дю Барри, Вольтер, Грессе, Парни.
- В своём письме, (Кадуке к прочтению необязательно) к Вяземскому он пишет:"Ты хорошо сделал, что заступился явно за галлицизмы. Когда-нибудь должно же вслух сказать, что русский метафизический язык находится у нас еще в диком состоянии"(XII187). При том письмо это написано во время некоторого разочарования Пушкина во французской поэзии - он считал ее жеманной и вредной вольному русскому духу. Это прошло довольно быстро.
- Интересно, что школьная кличка Пушкина в лицее была "француз", что было особенно обидно в военные годы. Настолько хорошо он знал французский язык и историю.
- Иноязычная лексика и фразеология, представленная в текстах Пушкина нетранслитерированными элементами, широко употреблялась в этот период как писателями, так и деятелями культуры, искусства, политики. В какой-то степени она представляла собой специфический пласт речи, в котором происходил процесс отсеивания случайных элементов и накопления необходимых для необходимых для семантической структуры русского языка единиц.
Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет, А вижу я , винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо меньше мог Иноплеменными словами, Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь.
Материал индивидуальной системы языка писателя, естественно, представлен не всеми классификационными разрядами лексики. В языке Пушкина выделяют слова и фразеологизмы следующих тематических сфер:
1.социально-политической:
aristocratie(XII,333), ascendant(XI,76), aventuriere(X,295), civilisation(XI,34), constitutionnelle(XIII,103), discussuin(XI,97) , rapport(XIV,159), national(XI,154), patronage(XI,177), roi(XI,179), sectaire(XIII,96), serviteur(XI,62), souverain(XII,205),vassaux(XI,126), Isole(X,354, XI,236), fraise(XII,210), etc.
2. эстетики: а) общие понятия: chef d'oeuvre(X,104, XI,51, XIII,243), faire(m) XIII,129), fantaisie(XI,42), litterature(XII,151), oeuvres(XIII,163), resume(XIII,227), variante(XIII,231);
б) наименования людей, причастных к творчеству:
chantre(XIII,179), poete(XIII,89), trouveur(XI,184);
в)наименование жанров литературных произведений и видов печатной продукции:
brochure(XIII,79), buiietin(XVI,51), chanson(XIII,130), chronique(XII,154), comedie(XI,179), odes(XII,118), mystere(XI,37);
г)наименование типов литературного творчества:
bon-mit(V,6,VIII,1,151,XIV,143), calembour(XIII,184), dramaturgie(XIII,151);
д)термины балета и танцевального искусства:
entrechat(VI,12), vis-a-vis(VIII,1,234);
е) наименование стиля искусства:
rococo(XII,79);
3.морально этической:
а)этические категории:
ami(XV,189), bonhomie(XI,34), bravoure(X,165), noblesse(XII,195);
б)свойства характера:
badaud(XII,232,258), dedaingeux(XI,180), farouche(XIII,86);
в)чувства, эмоциональное состояние, отношения и поведение:
admirateur(VIII,1,148), amateur(XII,317), cocu(XV,77), tendresse(X,327),
enflure(XII,195), dissolu(XIII,119), ridicule(XIII,41) ;
4.общественного и частного быта:
а)наименования профессиональные и социально-кастовые:
armurier(VI,536), usurier(XV,189), vontrilogue(XV,153);
б)обращение и этикетная лексика:
ma chere(VIII,1,513), mon cher(VI,600), madame(VI,6,XV,159);
в)наименование родства:
cousine(XII,154), grand'maman(VIII,1,231), grand'papa(VI,570), papa(VI,570)
г)бытовые наименования - названия частей и видов одежды:
bague(XIII,132), bottes(XIII,164), bretelles(XIII,164);
определение внешности:
blonde(VIII,1,37), brune(VIII,1,37);
блюд и напитков:
bordeau(XIII,132), champagne(XIII,132), sotern(XIII,132);
предметов домашнего обихода, животных и растений:
allumettes(XIII,132), antilope(XII,113), paloube(X,326,331,336);
6.имена собственные - названия городов, дворцов:
Montreuil(X,233), Tournebu(XII,154), Monplaisir(XII,175)
название художественных произведений и печатных органов:
Globe(XIII,122), Le Temps(XIII,122), Le Furet(XII,179);
имена и фамилии французских и русских писателей, историков, ученых, произносившиеся на французский лад имена родственников и друзей:
Annette(XIII,118), Vingy(XII,138), Musset(XI,176);
Нетранслитерированная лексика также функционирует в составе словосочетаний.
- Отношение к французской культуре и языку много е раскрывает в облике одной из центральных героинь пушкинскогго творчества Таьяны Лариной. Рассмотрим более подробно роль французского языка и, конкретнее, роль нетранслитерированных французских элементов в создании психологической и речевой характеристики героини програмного произведения Пушкина.
Татьяна Ларина в тексте романа не произносит ни одной французской фразы. Но стихия французского языка произывает ее жизнь. причем, она существует для Татьяны в двойственном обличье. С одной стороны, - это лучшие образсцы европейской литературы, служащие ей учебником жизни:
Ей рано нравилистъ романы, Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.
(VI,44)
Потом сюда примкнет и библиотека Онегина, усложнившая ее мировозрение, раздвинувшая его границы, и - в известном смысле- завершившая ее образование. С другой стороны, - это бытовая разговорная речь, образцы которой мы встречаем на страницах альбома провинциальной барышни?
На первом листке встречаешь:
Qu'ecrivez - vous sur ces tablettes? и подпись: t.a.v. Annette.
(VI,85)
Данное вкрапление не имеет конкретного автора. Оно приводится как распространенный штамп, как социально- историческая характеристика среды, в которой выросла героиня. К подобному образцу уездного творчества примыкает примыкает и куплет Трике. Текст его не приводится, но соотносится с мелодией и словами детской песенки:
Трике привез куплет Татьяне На голосе, знаемый детьми: Reveillez - vous, belle endormie.
(VI, 109)
Эта цитата привычна пушкинскому читателю с детства. Характеристика творчества Трике, "смело" подставившего вместо условно литературного belle Nina простодушное belle Tatiana, демонстрирует широкое распространение и опошление условной поэтической французской фразеологии.
На этой ноте перейдем к дальнейшей конкретике.
|