После персидских историков историю Сефевидов исследовали и Европейские ирановеды,и туретские историки.Но европейские исследователи не обращали внимание на этнического принадлежности Сефевидов. Некоторые Европейские ирановеды считали Сефевидов персами и кюрдами.
Вальтер Хинц высказал предположение, что Сефевиды были по происхождению
арабы из Йемена.Он также утверждал что Исмаил Сефеви не был тюрком.(
Walther Hinz. Irans aufstieg zum nationalstaat im fünfzehnten jahrhundert. Walter de Gruyter & co., 1936)
А почти все авторитетные ученые считали их тюрками.
Девид Аялон отмечал что Сефевиды были не персами и не кюрдами
а тюрками(
David Ayalon. Gunpowder and Firearms in the Mamluk Kingdom: A Challenge to a Mediaeval Society. Vallentine, Mitchell, 1956. Стр. 109)
А также некоторые другие современные историки считают
тюрками(
Tamara Sonn. A Brief History of Islam, Blackwell Publishing, 2004, p. 83, É. Á. Csató, B. Isaksson, C. Jahani. Linguistic Convergence and Areal Diffusion: Case Studies from Iranian, Semitic and Turkic, Routledge, 2004, p. 228)
В Туретской историографии Историю Сефевидов исследовали
З.В.Тоган и
Ф.Сумер.
Прежде чем перейти хочу сказат некоторые слова о Туретской историографии.К сожелению хочу отметит что
Религия и
сектантство сильно вмешаются к историографию.В Туретской историография по данному проблему использует Османских авторов.А они считают Сефевидов и Шах Хатаи еретиком,предателем,мерзавцoм,неверуюшим.говорят о Кызылбашей очень невероятные и ложные информации.(Якобы они людаеды,бесчестные люди)И все это способствовало на того что сегодня слово кызылбаш считается оскорблением.Турки-сунниты до сих пор ненавидят Шаха Хатаи и Сефевидов.
Поэтому "Сафави фобия" силно noвлияла на работ З.В.Тогана и Ф.Сумера.
З.В,Тоган в своих работах пытается доказат кюрдской происхождении Сефевидской династии.Несмотря что он считает "
Саффат-ас-Сафы" изврашенным источником,но он настаивает на кюртского происхождении
Фирузшаха и
шейха Захида.(Но в оригинале Саффат ус Сафы такие утверждение
нету)Он показывает как доказательством мнение
Ахмета Касреви и слово
"Ел Курди-ел-Санджани"(ниже будем объяснит эту слову).Он также заимствовал гипотезы Касреви.
И в конце своего произведение сделал вывод от всех высказанных-что до 16.века сефевиды полнустью тюркозовались.И Сефевидские Шахы чтоб спрятать своих курдских прошлых придумывали причисляли себя роду пророка.Но как и все не смог объяснит зачем им спрятат свои прошлые.
Так же Фарук Сумер видет Сефевидского государство как
национальным Иранским государством а Сафи-ад-дина и рода Сафеви считает курдским.И как доказательство показывает мнение З.В.Тогана и Касреви.Он как и Тоган думает что Фирузшах и предки Захида пришли в Азербайджан в 10-11.веке от Иранского Кюрдистана.
Но к счастю Концепции З.В.Тогана и Ф.Сумера уже в современной Туретской историографии считаются неверным.(
Н.Четинкая,А.Б.Гёлпынарлы,Г.Гёебакан и др,)
В Енциклопедии
"Ираника" так же утверждается курдское происхождение Сефевидов
.Руди Мэти считает Сефевидов «персами с курдской родословной,
Главный редактор
Ираники
Эхсан Яршатер
полагает, что Сефевиды изначально были
ираноязычным кланом, тюркизировавшимся с течением времени
Но следует сразу же отметит что главный редактор этой энциклопедии является
иранцом(Эхсан Яршатер).И поэтому нельзя считат эту энциклопедию достоверным.Кроме того там есть авторы которые считают сефевидов с тюркского происхождение.Самый авторитетный из них
Ричард Фрай
, пишет, что династия Сефевидов была основана
азербайджанскими тюрками.Как видно энциклопедия Ираника перепольнен гипотезами которые противоречивают друг-другу.
Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учеными, что Сефевиды происходили из иранского Курдистана-но это относится только авторов Ираники.А на историографию этот мысл значение не имеет.
(продолжение следует)