Dark_Ambient
|
Плано Карпини. Туда. Часть I.
«История Монгалов, которых мы называем Татарами» (Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus) Иоанна де Плано Карпини – первый серьезный и достаточной подробный обзор Монгольской империи середины XIII века глазами образованного европейца, убежденного католика и францисканского монаха Иоанна де Плано Карпини. В качестве первоисточника ко всему обзору путешествия Карпини будет использована книга Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Географгиз, 1957. При источниковедческом анализе любого исторического источника важно собрать максимум сведений о человеке, создавшем подобный труд. Необходимо помнить, что ко времени начала своего путешествия (1245-1247 гг.) Карпини было 63 года. Родился Иоанн на землях Италии, был последователем св.Франциска Ассизского, вступил в францисканский орден, долгое время жил в Германии, учреждая новые орденские миссии и направляя своих братьев в Восточную Европу. Это был типичный образованный европеец своего времени, набожный, любознательный, он четко разделял мир цивилизованный (в данном случае католическая Европа) и «Скифию», «Тартарию» - мир хаоса, бесов, нижний мир. Знаменательное событие в виде нашествия монголов на Европу в 1241-1242 гг. резко сблизило упомянутые миры, заставив Ватикан искать точки соприкосновения с таинственным миром Востока. Вероятно, отправными точками для посольства во главе с Плано Карпини послужили первая неудачная попытка наладить культурный контакт, и решения Лионского собора по восточной угрозе, где констатировалсь катастрофическая нехватка знаний о враждебных восточных соседях. Отдельно стоит отметить наложение на монголов европейцами этнонима «татар». В данном случае, речь шла о сакральном менталитете набожного европейского человека, которому нашествие варваров-монголов представлялось Карой Небесной, сами же монголы – выходцы из Ада, средневекового Тартара. Подобная этнонимическая путаница была характера и для сочинения Карпини, оригинальный заголовок сочинения которого можно видеть в заглавном посте. Точная дата отправки посольства нам неизвестна, точка отсчета – вероятно Рим. Основные цели миссии также общеизвестны: попытка дипломатических контактов, описание быта, нравов, и особенно, вооружения и численности армии монголов, поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что добытые Карпини сведения носят объективный характер. Важной деталью, наложившей отпечаток на все сочинение Карпини, стало описание извилистого пути от Рима до Каракорума. Из Рима Карпини отправляется в Восточную Европу: «Когда мы уже вознамерились, как сказано выше, отправиться к Татарам, мы прибыли к королю Богемскому» (с.66). От короля был выбран путь в Силезию. Из Силезии путь Карпини и спутников лег к Конраду, князю Ланцискому, где путешественникам удалось подробнее узнать о событиях в Азии, поскольку «туда прибыл Господин Василько, князь Руссии, от которого мы полнее узнали о настроении Татар» (с.66). В Польше на Восток францисканцев сопровождал Василько, при этом Карпини, исполняя указ папы, передал полякам грамоту о необходимости «к единству святой матери церкви» (с.67). Данное замечание нелишне подчеркнуть еще раз, дабы охарактеризовать миссию еще и религиозно-просветительскую. Интересные сведения можно почерпнуть о Руси на то время, когда прибыл Карпини в Киев: «Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму» (с.67). Таким образом, сам того не подозревая Карпини наталкивает нас на анализ численности монгольского войска во время нашествия: скорее всего, монголы не использовали местных лошадей, а пригнали стада из монгольских степей, следовательно, численность войска должна быть невысокой. Из Киева путь францисканцев лежали в волжские степи, в улус Коренцы (имя спорное, и неоднозначно трактуется исследователями). В данном же улусе Карпини приобрел первый опыт общения с монголами, достаточно неудачный: «Мы поднесли ему также грамоту Господина Папы, но так как наш толмач, которого мы за плату взяли из Киева, не был в состоянии удовлетворительно истолковать смысл грамоты, а другого пригодного толмача не было, то поэтому они не могли уразуметь её содержание» (с.69). Поволжье, Поднепровье достаточно четко описаны Карпини, с упоминанием улусов будущей Золотой Орды (в данном случае это улус Коренцы, Мауци и Картана). Подробно описаны Днепр и Волга. Далее следует: «Когда же мы стали добираться до Бату,о нас с удобством поместили в пределах земли Команов на одну левку расстояния от его ставок. Когда же нас должны были отвести к его двору, то нам было сказано, что мы должны пройти меж двух огней, чего нам не хотелось делать в силу некоторых соображений» (с.70). Таким образом, прослеживается четкая особенность разделения Востока и Запада. Дабы слиться с иным (маргинальным по мнению католика) миром, необходимо очиститься, пройти обряд, для вхождения в абсолютно иной социум. Здесь мы, пожалуй, видим культурологическую и поведенческую особенность труда францисканца. В качестве промежуточного итога к 1-й части стоит отметить следующее: миссия была крайне актуальна, имела своей основной целью наладить дипломатический контакт, фактически с самого начала миссии Карпини был втянут в цепь интриг Ватикана по дальнейшей католизации Востока (планы достаточно перманентные, но они существовали); члены миссии содержали в себе все этнопсихологические особенности западного мышления и поэтому не всегда адекватно воспринимали иное мышление и культуру, тем не менее были дипломатичны и учтивы.
|